Вышла обновленная версия The Last of Us Part II. Вспоминаем, почему эта игра стала культовой

Обсудить0

19 января вышла обновленная версия скандальной The Last of Us Part II, адаптированная под мощности PlayStation 5 (ранее игра была доступна на консоли в версии, предназначенной под PlayStation 4). По этому поводу Кинопоиск вспомнает рецензию Андрея Подшибякина, написанную в момент оригинального релиза.

Андрей Подшибякин

Журналист, писатель, креативный директор Xsolla

Даже краткий и осторожный пересказ сюжета TLoU2 невозможен без спойлеров, и это тот редкий случай, когда спойлеров действительно лучше избегать. Ограничимся завязкой: человеческая цивилизация уничтожена эпидемией, вызванной мутацией гриба-паразита; вакцины нет, иммунитета нет (за одним исключением, на котором и строится сюжет игры).

Уцелевшие люди обитают в руинах и умудряются враждовать друг с другом даже в таких условиях. Центральные персонажи — девочка-подросток Элли, случайно оказавшаяся единственной надеждой человечества; ее опекун Джоэл — мужчина трудной судьбы; а также Дина — подруга и пассия Элли (да, вы все поняли правильно). Начало сиквела встречает их в большом и благополучном поселении выживших — кажется, цивилизация начинает понемногу подниматься из пепла, а самое страшное уже позади. Разумеется, уже примерно через полтора часа после начала The Last of Us Part II ломает все ожидания пользователя о колено, а следующие несколько десятков часов взбесившимся пылающим ядром громит привычную игровую (и вообще любую) драматургию, жизни своих героев, психику игроков, рамки допустимого, обывательские представления об играх и многое другое.


Игры, даже близко похожей на TLoU2, еще не было.

Похожие вещи пытались делать Mass Effect 3 и Red Dead Redemption 2, но там пользователя накрывало волной в конце третьего акта — здесь первый сокрушительный сюжетный поворот происходит на двадцатой минуте, и после него игра уже не успокаивается до финальных титров. Вынести такой sturm und drang смогли далеко не все пользователи — к этому мы еще вернемся.

Нужно сразу сказать, что вышедшая в 2013 году на PS3 (и переизданная годом позже на PS4) первая The Last of Us уже была игрой выдающейся и по сей день не имеющей себе равных. Только самый ленивый не сравнивал ее с «Дорогой» Кормака Маккарти: интерактивное роуд-муви, путешествие через разрушенную Америку к искуплению через реки крови. Взаимоотношения Джоэла и Элли в первой игре выстроены мастерски, но вполне по классическим канонам — от недоверия через ненависть к безоговорочной любви «дочери» к «отцу», и наоборот (в кавычках потому, что они не родственники). В рецензии на TLoU автор этих строк написал: «Джоэл еще до начала игры теряет все, что можно потерять; он стоик и герой уже потому, что на его месте любой психически здоровый мужчина еще до появления в кадре первого инфицированного вложил бы себе в рот ствол пистолета и нажал спусковой крючок». Вся остальная игра не про грибковый зомби-апокалипсис, а про то, что в конце каждого кошмара рано или поздно засияет луч надежды.

The Last of Us: Part II — игра о том, что никакой надежды не будет. Это самое пессимистическое высказывание о природе человека, когда-либо выходившее в игровом формате. Начиная с раннего Джорджа Ромеро и вплоть до бесчисленных серий и спин-оффов «Ходячих мертвецов», массовая культура не устает нам повторять: зомби как таковые далеко не самое страшное из всего, что может случиться с человечеством. Человечество — самое страшное, что может случиться с самим собой. За последние полсотни лет эта формула стала таким общим местом, что понадобилась уже реальная глобальная пандемия, чтобы принять ее всерьез. Мизантропия TLoU2 сегодня абсолютно уместна и удивительна, потому что к моменту первой смерти от коронавируса игра была давно готова. Это не «Черное зеркало». Это просто зеркало, которое перед всеми нами неожиданно поставила студия Naughty Dog. Смотреть в него временами, безусловно, неприятно, но оторваться невозможно.

Интересно, что в создании игр, как правило, размыта роль отдельной личности: атрибутировать произведение одному человеку невозможно, если это, конечно, не Хидэо Кодзима. Вторым великим игровым режиссером только что стал Нил Дракманн — в титрах The Last of Us Part II он указан первым. Именно он отвечает за драматургию, тональность и идеологию этой игры; именно на его имя по этому поводу шокированные пользователи пишут в интернете петиции — высшая честь для деятеля сегодняшней массовой культуры.

Дракманн родился и вырос в Израиле. В последних интервью он не скрывает, что ключевые для TLoU2 темы нетерпимости, мести и того, что делает месть со мстителем, выросли именно из рассказов родителей о Шестидневной войне и всем, что за ней последовало и продолжается по сей день. Но не только это: Дракманн рвет ключевые сюжетные линии персонажей, как создатели «Игры престолов»; включает моменты пронзительной нежности и горечи, как Грета Гервиг; упивается красотой свирепого мертвого мира, как Джордж Миллер. Неподготовленному человеку непросто было бы вынести такую эмоциональную перегрузку даже два часа в кинотеатре; The Last of Us Part II длится часов пятьдесят, при экономном расходе и желании пользователя — даже больше.

Видеоигры, будучи самой молодой и дерзкой частью индустрии развлечений, с выходом TLoU2 столкнулись с неожиданной ситуацией: они переросли многих своих игроков. По поводу сюжета игры в интернете несколько недель бушевали мелкие злые истерики. Привыкшие к нежному поглаживанию люди провели двое суток реального времени, получая от игры серию сокрушительных апперкотов.


Это как если бы вместо очередного «Человека-паука» в кинотеатре включили бы ретроспективу Терренса Малика, причем из кинотеатра нельзя выйти и от экрана запрещено отрывать глаза.

Не все главные герои TLoU2 приходят к финальным титрам; никто не приходит к ним таким, каким был в начале игры — ровно то же самое происходит с игроками. Уже только поэтому пропускать этот опыт нельзя ни в коем случае.

Стоит, наверное, добавить, что в техническом смысле The Last of Us Part II триумфально опускает занавес над нынешним поколением приставок. Так, как выглядит эта игра, не выглядит сегодня ничто — и уже не будет с учетом выхода в конце года PlayStation 5. Следы на снегу в реальном времени, переливающиеся в воздухе убийственные споры кордицепса, вываливающиеся из распоротого брюха лошади кишки, блеск глаз Элли, пробивающийся через грязные стекла солнечный свет — еще несколько лет назад мы мечтали, что игры когда-нибудь достигнут таких визуальных вершин. На сегодняшний день их достигла только TLoU2.

К игре есть, конечно, претензии. Иногда она провисает, особенно в эпизодах, видимо, с обязательным для игр Sony последних лет «открытым миром». Она действительно временами слишком упивается жестокостью и не отводит глаз в те моменты, когда не выдержал бы и Элай Рот. Она гарантированно испортит вам настроение. Она вас ненавидит — не лично, а как часть человечества в его нынешнем состоянии.

Но.

В предисловии к «Дороге» Кормака Маккарти писатель Джон Бэнвилль рассказывает такую историю. Он закончил читать роман среди ночи; первое, что он сделал после этого, — разбудил своего ничего не понимающего маленького сына, обнял его и разрыдался. После первой The Last of Us хотелось сделать именно это. После второй — позвонить отцу.


Впервые этот текст был опубликован в июне 2020 года.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

13 января0
5 января24
1 января4
3 ноября 202331

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня5
Сегодня, 17:435
Сегодня0
Сегодня2
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации