С чего начать смотреть фильмы Beat Film Festival на КиноПоиск HD

Обсудить0

В онлайн-кинотеатре КиноПоиск HD появилась подборка лучших доков из программ главного российского фестиваля кино о музыке и поп-культуре. Основатели Beat Fest Алена Бочарова и Кирилл Сорокин выбрали самые-самые из этих хитов.

Beat Film Festival — один из крупнейших фестивалей документального кино в России и уж точно самый модный. Здесь всегда показывали новейшие фильмы о поп-музыке, лайфстайле, дизайне, архитектуре и современном искусстве. Новый Beat Fest пройдет в офлайне во второй половине лета, и early-bird-абонементы на него уже можно купить тут. Владельцы абонементов смогут  не только попасть на показы любых пяти фильмов фестиваля, но и получат три месяца подписки на КиноПоиск HD и Яндекс.Плюс.

А посмотреть фильмы из прошлых программ Beat Fest вы можете на КиноПоиск HD. До конца мая это бесплатно по промокоду BEATHD.

«Боб Марли»

Снятый в 2012 году, еще до господства Netflix и крупнобюджетных документальных фильмов, «Боб Марли» — редкий и до сих пор впечатляющий образец этого жанра. Режиссер Кевин Макдональд, на тот момент уже обладатель «Оскара», рассказывает историю непродолжительной жизни Боба Марли, ловко орудуя большими мифологемами. Вот история деревенской семьи Марли: жили без электричества, Роберта дразнили за более светлый цвет кожи (ведь он был, по сути, незаконнорожденным сыном заезжего англичанина) и заставляли делать самую трудную работу — например, кормить свиней.

А вот мальчик вырос в великого регги-музыканта и пророка отечества, который мирил политические партии Ямайки, стоявшей на грани гражданской войны, следовал растафарианству и хранил верность Джа (а не женщинам, ведь верность женщине — лишь западная идеологема, как с гордостью говорит его единственная законная жена Рита).

Понятно, что «Боб Марли» — это, по сути, парадный портрет, он был заказан семьей артиста. Но в этих обстоятельствах были свои плюсы: не нужно было отдельно выкупать права на музыку, поэтому тут в изобилии звучат песни Марли — от ранних хитов The Wailers до «No Woman No Cry» и «Jamming».

«Everybody in the Place: Рейв как забастовка»

Лекция об истории британских рейвов, которую современный художник читает студентам-политологам, — это буквальное, но не исчерпывающее описание фильма Джереми Деллера. Деллер — один из самых ярких современных британских художников, который редко, но метко выдает свои политические высказывания в нетривиальной форме, от исторических реконструкций до документальных фильмов. Его предыдущее кино — уморительные «Постеры, сошедшие со стен» про фанатов Depeche Mode — мы показывали на первом Beat Film Festival, а потом оно перекочевало в московскую галерею современного искусства, где смотрелось не менее органично.

В течение всего фильма Деллер показывает архивные видео из британских клубов и комментирует их, но не стоит обманываться простотой формы. Так, Деллер предлагает считать, что ближайший аналог ночного клуба образца 1980-х — это церковь, а фотографии первых британских рейвов — свидетельства зарождения новой религии. В доказательство этого тезиса студенты по очереди читают вслух тексты отцов-основателей детройтского техно Хуана Аткинса и Деррика Мэя. Деллер обильно приправляет свою речь марксистскими терминами, например называет миди-клавиатуру средством производства и проводит сравнительный анализ первых подпольных рейвов и забастовки шахтеров в середине 1980-х. Дальше перформанс: средства музыкального производства передаются самим студентам, а университетская аудитория трансформируется в рейв.

«Заткнись и играй на рояле»

Этот фильм не только восхитительная капсула времени, но и убедительное доказательство того, что нулевые были так давно, что могут считаться далеким прошлым. Место действия — Берлин, главное действующее лицо — Чилли Гонзалес, бескомпромиссный шоумен, виртуозный пианист-самоучка и самопровозглашенный президент берлинского андерграунда. Объявляя о своем самоназначении на официальной пресс-конференции, Гонзалес порвал игрушечный канадский флаг — да, так было можно еще пару десятилетий назад. Политкорректность еще не уничтожила эксцентрику, перформанс как жанр процветает, а выступления клубного артиста с Симфоническим оркестром Венского радио — самый расцвет демократического nobrow-подхода, не делающего разницы между высокой и низкой культурами.

Рассказывать биографию Чилли Гонзалеса по порядку скучно, но фильм этого и не делает. Он кишит домашними записями, от которых захватывает дух: вот лысый Гонзалес сочиняет школьный инди-рок; вот Peaches и Гонзалес танцуют в нижнем белье, сочиняя номер. Имеются и впечатляющие свидетельства современников: директор лейбла Kitty Yo (помните такой?) рассказывает, как изданный ими дебютный альбом Гонзалеса открыл лейблу двери в мировую музыкальную индустрию («Даже не открыл, а вынес с петель!»). Хватает и музыкальных видео, а также записей концертных выступлений — тот случай, когда фильм способен открыть великого музыканта всем, кто о нем никогда не слышал.

«Пи Джей Харви: A Dog Called Money»

Ирландский фотограф Шеймус Мёрфи (вы могли видеть сделанный им портрет Джулианна Ассанжа, получивший World Press Photo и красовавшийся на обложке Time) годами ездил по горячим точкам. Тем более удивительно, что его режиссерским дебютом стал фильм о Пи Джей Харви, хотя правда в том, что это он вдохновил британскую певицу, а не наоборот: его фотографии привели Полли Джин в Косово и Афганистан, их совместные путешествия легли в основу альбома «The Hope Six Demolition Project», а потом из материала этих командировок родился фильм.

Пи Джей Харви выступает здесь своего рода проводником по миру вокруг нас и по своему собственному внутреннему миру, где из видов заброшенных балканских деревень или полуразрушенных кабульских кинотеатров, усыпанных стрелянными гильзами, рождаются песни. Удивительно душеполезное кино, окно в тот мир, где сам зритель, скорее всего, никогда не побывает.

«Баския: Взрыв реальности»

Удивительное дело: фильм, снятый в эпоху, когда Баския уже стал самым дорогим художником XX века, был порожден чрезвычайной бедностью и посвящен тому времени, когда Нью-Йорк был не только увлекательным, но и опасным местом, а самому Жан-Мишелю едва хватало на еду. В американском прокате кино шло с трогательным подзаголовком «Поздние юношеские годы Баския».

Сара Драйвер, режиссер, сценаристка и муза Джима Джармуша, знала тот город и того Баския не понаслышке и по крупицам, начав с одной коробки редких архивов, собрала фильм, полный ностальгии по тому времени, когда вагоны метро были разбомблены граффити, искусство ничего не стоило и появлялось буквально на каждом углу. Здесь нет претензии на «исчерпывающий портрет художника», но есть невероятное ощущение среды, которая его породила и коллаж из баек и анекдотов, благодаря которым все остальное — уже история.

«Соберись перед прыжком»

Документальное «Отрочество», история взросления трех друзей-скейтеров, снятая одним из них; проблемы расы, гендера, насилия и юношеского алкоголизма, «середина 90-х» в конце нулевых, Ржавый пояс (депрессивные районы Среднего Запада, когда-то бывшие центром тяжелой промышленности), индустриальная Америка вместо картинного LA.

«Соберись перед прыжком» — редкий даже по меркам современного инди-кино случай абсолютного и абсолютно неожиданного прорыва. Фильм дебютанта Бинга Лью (пусть и с маститым продюсером за спиной) впервые был показан на «Сандэнсе», после чего пронесся, кажется, по всем существующим фестивалям, чтобы закончить 2018 год в десятке любимых фильмов Барака Обамы и в пятерке номинантов на «Оскар» как лучший док (где предсказуемо уступил «Фри-соло»). Пожалуй, лучшая и чертовски обаятельная иллюстрация того, что скейтбординг — это путь на социальное дно.

«Рейв в Иране»

Несмотря на лобовое название, «Рейв в Иране» не столько репортаж про экзотические вечеринки, сколько захватывающая, тщательно сконструированная докудрама о людях, которые их делают во что бы то ни стало. Слово «драма» не должно вводить никого в заблуждение: показанные в фильме приключения Ануша и Араша абсолютно реальны, но мастерство швейцарского режиссера Сюзанн Майерс состоит как раз в том, что из материала, снятого украдкой на спрятанную чуть ли не в лифчике камеру, складывается объемный, чрезвычайно наглядный и красочный портрет современного Тегерана, где техно действительно может рассматриваться как угроза национальной безопасности. В качестве спойлера можно сказать, что герои фильма до недавних пор выступали на европейских музыкальных фестивалях, а его режиссер успела показать свой новый фильм «Сбежавшая» на двух главных (и успевших состояться) фестивалях этого года — «Сандэнсе» и Берлинале.

«Вудсток: Три дня, изменившие поколение»

Про Вудсток снято уже изрядное количество фильмов. Но если нужно выбрать один, то, конечно, этот. Хотя бы потому, что он рассказывает не о музыке, а о людях, о публике. В пику классическому «Вудстоку» 1970-го в «Вудстоке» 2019-го на первый план выведены не артисты, а посетители: кто-то предвкушал этот фестиваль полгода, увидев рекламу в Rolling Stones, кто-то боролся за гражданские права, а кто-то просто перелез через забор.

Собранный из архивов, без единой современной съемки и говорящей головы, этот фильм рассказывает о том, как одно из самых сомнительных коммерческих предприятий чуть не обернулось трагедией (по сравнению с потенциальными масштабами которой все те бесчинства, что творились на одном из неудавшихся юбилейных фестивалей-реюнионов, это еще цветочки), но в итоге стало актом невероятной человеческой солидарности и любви. Ужасно символично, что московские показы фильма совпали с делом Ивана Голунова, и люди, сидевшие в переполненном первом зале «Октября» на 1500 человек, хлопали не только самому фильму, но и отдельным фразам, звучащим в нем. Для того чтобы проникнуться «Вудстоком», вовсе не обязательно иметь дома полную дискографию The Band и вплетать фенечки в косы. В сущности, это притча о том, как часто организаторы подобных концертов оказываются перед выбором, что строить — нормальную сцену или забор, — и как редко они поступают как те, кто придумал Вудсток. Про циничное большинство, кстати, тоже есть отличный фильм — «Афера на FYRE».

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

27 апреля 20203
29 мая 20194
24 сентября 20183
28 мая 20180

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации