«Драма-боевик с элементами порно»: Репортаж со съемок фильма «Аванпост»

Обсудить0

Узнали, как снимают апокалипсис в российских широтах, кто этот апокалипсис устроил и как выжить, если наступит конец света.

Пущино, 100 километров от Москвы, обсерватория Роскосмоса. Жаркие апрельские 10 часов утра — в этом году конец весны выдался невероятно теплым. Группа журналистов топает по зеленой траве под гигантскими антеннами и бесконечно их фотографирует. Вид и фотогеничный, и фантастический. Неудивительно, что именно здесь Егор Баранов, ответственный за франшизу «Гоголь», доснимает постапокалиптический блокбастер «Аванпост» — «кино о войне миров», как он в шутку его называет. Позже на Comic Con Russia Баранов опишет фильм как «„Бегущий по лезвию“ встречает „Черного ястреба“», подразумевая напряженный экшен и футуристический визуал.

Но вернемся в пущинское утро. Съемочная группа к этому времени уже давно на ногах. Из шестидесяти смен, проходивших в лютые морозы, осталось каких-то пять, причем в тепле. Среди идиллических русских берез расположилась колонна БТР под присмотром солдат в зеленом. БТР фотографировать можно, солдат — нельзя: техника настоящая, солдаты действующие, стерегут имущество министерства обороны — новейшие бронемашины «Рысь» и «Тайфун». Как выяснилось, в Минобороны нашлись большие фанаты «Гоголя», что приятно удивило режиссера Баранова. «Когда мы показали им часть отснятого материала, они сами предложили помощь, — говорит он. — Сказали: у вас интересный современный фильм про современную армию. Было бы классно, если бы все выглядело убедительно».

Техники Минобороны дало много
«Рысь» — небольшая машинка, прячется за БТР
Настоящий боец прячется внутри
Потом на постпродакшене уберут свет и добавят мрака

«Интересный фильм про современную армию» расскажет о недалеком будущем — 2030-х годах. В мире происходит некий катаклизм, и на всей планете исчезает связь и электричество. По необъяснимым причинам осталось лишь одно «светлое» пятно в Восточной Европе, куда входит и Москва. Военные пытаются взять ситуацию под контроль, но сделать это сложно, поскольку непонятно, кто противник. Повсюду за пределами светового круга следы столкновений, но с кем — выяснить не удается. В центре событий окажется разношерстный отряд из солдат спецназа, врачей и журналистов в исполнении Алексея Чадова, Петра Федорова, Ксении Кутеповой, Константина Лавроненко, Лукерьи Ильяшенко и Светланы Ивановой. Они и составят последний аванпост человечества, который сразится с инопланетными захватчиками (впрочем, это неточно).

Авторы уверены, что за 20 лет никаких летающих машин не изобретут, поэтому будущее в фильме представлено максимально реалистично. Ну, разве что, как шутит Баранов, эксперимент «Почты России» с дронами пройдет удачно, и воздушное пространство заполнят коптеры, которые будут доставлять все что угодно. Сценарист Илья Куликов («Полицейский с Рублевки», «Чернобыль: Зона отчуждения») поделил город будущего по этническому принципу и добавил больше религиозных конфессий. «Мы создаем ощущение оккупационного города, в котором люди живут в изоляции и не понимают, что происходит вовне», — описывает режиссер.

Весь экшен уже отснят, и сегодня создается рутина постапокалипсиса: колонна военных натыкается на следы боевых действий, герои выясняют, что могло произойти. То, что на экране длится от силы пары минут, в жизни занимает весь съемочный день. Облепившие «Тайфуны» и «Рыси» 30 человек массовки в черной военной форме на флисовой подкладке изнывают от жары: костюмы шили с учетом зимних съемок. «Точно два литра жидкости сегодня сошло!» — жалуется «солдат».

Люди в черном и +25 на улице. Боль
Вот кто охотно позирует, так это массовка

Для создания обмундирования художники по костюмам взяли за основу один из прототипов российской формы и боевую экипировку «Ратник». Ее, конечно, немного доработали, сконструировав из обувной резины высокопрочную броню в виде пчелиных сот. При попадании пули броня будущего не раскалывается целиком, от нее отлетает лишь кусочек-сота. Киношлемы на съемках тоже облегченные, а магазины в автоматах пустые и из пластика, благодаря чему боевое облачение военных «Аванпоста» весит килограммов пять, а не двадцать, как у бойцов реальной армии.

О самой форме ассистент художника по костюмам Сергей Хавкин рассказывает как заправский кутюрье: «Мы использовали ткань расцветки „питон ночь“ отечественного производства — экокожу с флисовой подкладкой. Она хорошо подчеркивает фигуру, поэтому и была выбрана за основу костюма. Мы первые, кто такой камуфляж показывает широким массам». Баранов добавляет, что черный цвет выбран не случайно: хотелось сделать форму зловещей, чтобы «были видны только очертания людей», а также поработать на контрасте черного и красного (подсветка снайперских прицелов), чтобы передать постоянное ощущение тревоги.

Алексей Чадов в экокоже «питон ночь» и солнечных очках надеется унести форму домой: «Я всегда что-то забираю с хороших картин». Его Олег — один из бойцов спецподразделения, который попал в этот сборный отряд. Сын потомственного военного, он никогда не стремился к армейской карьере, но вот пришлось стать героем и спасать мир. Проблем с матчастью у Чадова не возникло: после съемок в «9 роте» и «Войне» актер поддерживал навыки стрельбы и управления военной техникой. «На „Тайфуне“ вот еще не ездил, а танком управлять доводилось. Увлекательное занятие, скажу я вам». Правда Чадов уверяет, что, помимо экшена, будет и «сумасшедшая любовная линия в условиях страшной непонятной войны».

Чадов и «Тайфун»

Съемки «Аванпоста», по словам актера, были для него самыми тяжелыми, по экстремальности он может их сравнить как раз с «Войной» и «9 ротой», а Егора Баранова как режиссера — с Алексеем Балабановым, у которого дебютировал в «Войне»: «Он очень подробный, внимательный к деталям. Даже на пробах, так же как Балабанов, сидел с фотоаппаратом, снимал, задавал вопросы».

У спецотряда, в который попал герой Чадова, двое начальников. Первый и самый главный — подполковник ГРУ в исполнении Ксении Кутеповой (создатели «Аванпоста» оптимистично смотрят на гендерный баланс в российской армии будущего). Выбор неожиданный даже для самой Ксении: «Я всегда играю каких-нибудь врачей, интеллигентных пианисток, иностранок. У меня такое женственное амплуа. Здесь же ничего подобного! — смеется актриса. — Здесь я командую мужчинами и раздаю приказы, и мне это ужасно нравится».

Кутепова признается: она редко кому так доверяла на съемочной площадке, как Егору Баранову

Ее Марина — женщина жесткая: личной жизни нет, эмоций минимум. Именно она одной из первых узнает, что происходит на Земле. «Ничего такого до „Аванпоста“ я не делала и не играла, — признается Кутепова, которую пришлось учить даже тому, как держать пистолет. — Мне очень сложно и непривычно, но я хотела сняться в таком кино. Правда в шлеме играть не так-то просто, ничего не слышу, часто догадываюсь по губам, что говорят партнеры».

Непривычно Кутеповой и то, что нет разнообразия в гардеробе. Конечно, у ее костюма есть целых три дублера (один чистый, другой измазан кровью, третий про запас), но в целом «лук» подполковника всегда один и тот же. И нет, форма не женская, ревностно замечает Сергей Хавкин. Просто нужно было придумать отличие от остальных офицеров, поэтому рисунок вместо расплывчатого оттенка «питон ночь» сделали из светлых пикселей.

Вместе с подполковником Мариной расхлебывает все майор Долматов — его играет Константин Лавроненко. Большого опыта в съемках экшен-сцен у него нет, зато физическая подготовка имеется: за плечами служба в армии, в ансамбле песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. «Было давно, но форму надевал, из автомата стрелял».

На съемках Лавроненко приходилось много бегать-прыгать в полном обмундировании. Не все бы его однокурсники справились, смеется актер

К обеду появляется возможность увидеть в действии Петра Федорова. Вместе с Сергеем Годиным ему нужно досняться в двух сценах. Федоров благодушен, шутит и заразительно смеется. Спустя пару минут он сама мрачность и брутальность. Ему и Годину придется уверенно спрыгнуть с БТР. Сначала идет технический дубль: Федоров подпрыгивает на месте, изображая приземление. Затем дубль без звука: Годин и Федоров спрыгивают с БТР на землю. Спустя пару-тройку таких прыжков наконец-то идет диалог:

— Ну что, как тебя звать-то, мистер Стальные Яйца? — спрашивает Годин, сидя на БТР.

— Юра, — отвечает Федоров там же.

— Серега.

— А мне похер.

— Ну, вот и поговорили.

Оба спрыгивают на землю и оглядываются по сторонам. Снято.

Так мы узнаем, что героя Федорова зовут Юра и что он явно не из слюнтяев. Юра воевал и до апокалипсиса, на гражданке не прижился, кровь и смерть — его стихия. «Демоны, которые в нем дремали, станут брать верх, — объясняет Федоров, попутно тролля нас (а может, и нет), что Юра убивает детей и насилует женщин, особенно журналисток. — Они просыпаются еще и потому, что никакой личной жизни у него нет, война стала его девчонкой, отсюда и проблемы с головой. Ну, должен же быть у нас в фильме хоть один мальчиш-плохиш! Хотя я считаю, что сыграл хорошего человека».

Федоров — ветеран военного и фантастического кино: «Обитаемый остров», «А зори здесь тихие…», «Сталинград», «Дуэлянт», впереди «Спутник», где в его героя вселяется пришелец. Но и на этих съемках он все равно узнал много нового: «Я впервые в своей карьере научился прыгать через заборы по-военному. С упором на одну руку, с автоматом — такое практически сальто-мортале. Самый памятный момент — когда нужно было впервые прыгать в полном облачении. Это сейчас наша форма и броня уже изношенные, а год назад все было новое, все это к тебе прилаживали, и было дико неудобно: ты весь в крови, в синяках, и в первый же съемочный день нас привезли в деревню, где надо прыгать через забор. Там была группа спецназа, которая нас готовила и научила это делать, но поначалу мы с Серегой Годиным были, конечно, фантастические прыгуны. Просто Торопыжка и Колобок. Но на экране смотрелись неплохо!»

Что за ожерелье из когтей у персонажа Година, узнаем из фильма

У Торопыжки и Колобка впереди еще одна, финальная на сегодня сцена: они должны получить нагоняй от майора Долматова (Константин Лавроненко все это время смирно грелся на солнышке в раскладном кресле рядом с Ксенией Кутеповой, скинув резиновую броню). «Почему ослушались приказа?» — грозно спрашивает он Федорова и Година и требует последнего снять импровизированное ожерелье из медвежьих когтей. «Костя, хочется войти в сцену более напряженно, на 25%», — наставляет режиссер, и Лавроненко кричит яростнее и резче. Сначала троица отыгрывает общий план. Потом все то же самое на средний. Наконец, еще раз крупный план три раза, по каждому на артиста. «Петя, на 5% больше ухмылки», — не унимается Баранов. Как можно понять эти проценты, неясно, но Петя ухмыляется как надо, Баранов доволен.

«Это будет фантастическая драма-боевик с элементами порно, — смеясь, утверждает Федоров. — Я очень люблю фантастику и верю в этот жанр, но все дело в режиссуре. И я очень верю в Егора Баранова. Он молодой режиссер, но невероятно производительный, энергоемкий и талантливый».

Сам Баранов говорит, что для него «Аванпост» при всей зрелищности и экшене — фильм о том, как людям жить после конца света. «Это картина про отчуждение, что нам очень близко сегодня. Мы на самом деле все одиноки; такие маленькие островки, которые ничем не делятся друг с другом и замкнуты сами в себе. Это происходит на всех уровнях — личном, на уровне страны, мира. И вечный поиск врага в фильме наглядный: на фоне постапокалипсиса мы размышляем, кто же на самом деле наш враг».

Егор Баранов

У каждого из героев свой ответ на то, как выжить после апокалипсиса. Самый большой оптимист — Алексей Чадов: «Никогда не сдаваться. Нужно гнуть свою линию во что бы то ни стало. Доползти до рубежа. Побеждает только сильнейший». Константин Лавроненко считает, что ответа как раз и нет, фильм только задает вопросы: как нам быть и что со всем этим делать. У Пети Федорова, как всегда, есть вариант шуточный и серьезный: «Самое главное — вынести как можно больше продуктов из всех магазинов. До того как началась волна мародерства, надо найти кока-колу и жвачку, сигареты и алкоголь. Мой герой, например, всегда проникал в алкогольный отдел. В общем, ОБЖ. А так, думаю, человек как микроб — привыкает ко всему, кроме холода, даже к апокалипсису. Другой вопрос, кто каким окажется в этой ситуации. Я хорошим окажусь. Как вы — не знаю».

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

1 ноября 201926
8 октября 201916
17 сентября 201912
15 декабря 20159

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации