Поднимите ваши веки: Топ-5 новых хорроров из Торонто

Обсудить0

Еврейская версия «Вия», Николас Кейдж в экранизации Лавкрафта, болливудские «Челюсти», двоюродная сестра «Кэрри» и дальний родственник «Пилы».

Два главных североамериканских фестиваля — «Сандэнс» и Торонто — соревнуются в разных категориях. В том числе и в такой специфической, как полуночная программа всякой жанровой жути. Даже секции, в которых показывают хорроры, у них называются практически одинаково: Midnight на «Сандэнсе» и Midnight Madness в Торонто.

«Сандэнс» этой зимой брал звездами. В хипстерском хорроре иранского режиссера Бабака Анвари «Раны» сыграли Арми Хаммер и Дакота Джонсон, а в подражающей «Сиянию» «Сторожке»Райли Кио. А еще «Сандэнс» брал присущей январскому Парк-Сити атмосферой кошмара перед Рождеством. Ужастик «Милая», псевдотриллер «Корпоративные животные» и зомби-комедия «Маленькие чудовища» казались новогодней шалостью, хоть действие каждого и происходит в летнюю жару. А самый страшный фильм фестиваля — «Коко-ди Коко-да» — и вовсе оказался во вполне дневной международной программе.

Поэтому победу по очкам в этом году, пожалуй, стоит присудить Торонто: все показанные на нем ужастики были и содержательными, и изобретательными, и страшными одновременно. А еще в них был Николас Кейдж, год назад воссиявший в «Мэнди» (правда, как раз-таки на «Сандэнсе»). Рассказываем о пяти лучших фильмах ужасов из Торонто, которые пора начинать требовать у российских прокатчиков прямо сейчас.

1. «Бдящий»

Молодого еврея из современного Нью-Йорка гложет чувство вины: когда-то он не смог защитить младшего брата от гопников-антисемитов. Травма другого героя — лица которого мы не видим — еще страшнее: судя по флешбэку, с которого начинается фильм, во время войны фашисты заставили его застрелить собственную возлюбленную. И вот эти двое встречаются. Тот, что старше, лежит в гробу, накрытый простыней. А тот, что помладше, согласился провести с трупом ночь, отгоняя от тела злых духов. Такой ритуал в иудаизме действительно существует и называется «шемира». А герой в нем выступает, соответственно, «шомером». Все практически как у Гоголя!

«Бдящий» — эталонный хоррор 2019 года. Во-первых, вся его мистическая составляющая — лишь прикрытие для настоящей терапевтической работы: ночь в аду, понятное дело, нужна герою, чтобы преодолеть чувство вины и снова стать частью общины. Во-вторых, это фильм, страшный каждую секунду, — и дело даже не в скримерах, а в организации пространства. Словно издеваясь над зрителем, герой начинает свое бдение с того, что поворачивается к гробу спиной, включает наушники и впивается в экран смартфона. Соответственно, за его плечами сгущается зловещий мрак. Потом он все-таки повернется — но вместо облегчения нас ждет новая неприятность: теперь за спиной у героя висит жуткая картина. И так — весь фильм. Угроза в «Бдящем» исходит от каждого звука и таится в каждом кадре, так что имейте в виду: это максимально некомфортное кино. Но до смерти интересное. Абсолютный «спящий хит».

2. «Платформа»

Победителем секции Midnight Madness в этом году оказалась «Платформа» — занятный испанский гибрид «Куба», «Эксперимента», «Высотки» и «Сквозь снег». Недалекое — а может быть, и далекое — будущее. Герои просыпаются в некой многоэтажной подземной тюрьме, в которую попали добровольно — в обмен на разные привилегии после освобождения. На каждом уровне — только два заключенных, а сколько всего уровней — неизвестно: может быть, двести; может быть, триста. Все этажи связывает между собой общий колодец, через который раз в день спускается платформа с едой. На ней — немыслимое количество блюд, но чем ниже живут заключенные, тем меньше шансов, что они что-то получат. Тем, кто наверху, достаются пирожные и коктейли. Тем, кто внизу, — обглоданные кости и человеческие экскременты. Брать еду про запас нельзя — невидимые наблюдатели тут же повышают или понижают температуру на этаже. Пытаться договориться — ведь на самом деле продуктов могло бы хватить на всех — можно, но пока это никому не удавалось. Люди ведут себя друг с другом по-свински, хотя и прекрасно знают: через месяц их случайным образом переселят, так что последние станут первыми и смогут отомстить.

«Платформа» до неприличия хороша как хоррор (чего стоят одни только сцены каннибализма), но со своей гуманитарной миссией фильм так и не справляется. Потому что лишь спекулирует на давно известной проблеме и предлагает совершенно неубедительный способ ее решения. Эта картина — эксперимент, но никаких новых результатов у него нет. Впрочем, по-другому и быть не могло — иначе бы фильм из секции ужастиков переехал в секцию сказок.

3. «Святая Мод» 

Нагловатый ремейк «Кэрри», притворяющийся абсолютно оригинальным произведением. Мод — застенчивая и нервная религиозная девушка — работает сиделкой. Ее новая подопечная — покалечившаяся немолодая уже балерина. И если Мод, которую играет валлийская актриса Морфидд Кларк, и характером, и моторикой, и даже внешностью очень похожа на Сисси Спейсек из «Кэрри», то балерина выглядит так, будто пережила обе «Суспирии» и теперь твердо знает, что за хореографией любого танца стоит дьявол.

Противостояние святой и искусительницы длится полтора часа, почти все приемы нагнетания ужаса заимствованы из «Ребенка Розмари», а свое пренебрежительное отношение к религии фильм особо не скрывает. В отличие, например, от сложной и неоднозначной «Тельмы», показанной в Торонто два года назад. Но это все равно очень страшный фильм — так что рекомендуем.

4. «Джалликатту»

А вот это — настоящая сенсация: индийские «Челюсти», только с быком вместо акулы. Маленькую деревню терроризирует дикий буйвол, но дуэли между человеком и зверем (читай: между разумом и инстинктами) здесь не будет. А будет хаотичная беготня десятков мужчин с палками за животным, которому эти палки попросту не страшны. Фильм — скорее сатирическая комедия, чем добросовестный хорррор, но внезапные увечья и смерти в нем все равно впечатляют. А постоянные макросъемки красивой, но опасной индийской флоры и фауны вместе с саундтреком, сведенным каким-то профессиональным шаманом, завораживают — и заставляют искать в простом сюжете скрытые смыслы. Киплингу бы этот фильм точно пришелся по вкусу.

5. «Цвет из иных миров»

Не будь в этом фильме Николаса Кейджа и не сними его Ричард Стэнли (давно ничего не делавший автор вполне культового сай-фай-хоррора «Железо»), то очередную низкобюджетную экранизацию лавкрафтовского рассказа никто бы и не заметил. Ведь этому писателю не везет с адаптациями так же, как Стивену Кингу. Подумаешь — одной больше, одной меньше. Но участие Кейджа и Стэнли — это концепция и декларация сами по себе. Особенно после долго молчания режиссера.

Действие рассказа 1927 года переносится в наши дни, но завязка остается той же: на лужайку перед лесной усадьбой обыкновенной семьи приземляется нечто из космоса, прячется в колодце и начинает вредить. Урожай гибнет, дети пропадают, родители сходят с ума, небо окрашивается в розовый цвет. Но Лавкрафт (рассказ, к слову, можно найти в формате аудиокниги — слушать его даже страшнее, чем читать) описывал происходящее не как жертва или герой, а как журналист и историк — через перекрестные допросы свидетелей, записи чужих воспоминаний и разбор передовиц в газетах. И получалась затягивающая хроника столкновения обыденного со сверхъестественным, в результате которой наш привычный мир вырождался, а новый (или очень древний — ужасное у Лавкрафта обычно имеет доисторическое происхождение) торжествовал и расширял свои границы. Должно быть, почти сто лет назад читать эту фантастическую книгу о неспособности принять перемены было даже страшнее, чем сегодня. В отличие, скажем, от выпущенной на излете XIX века «Войны миров» Герберта Уэллса, история Лавкрафта не давала героям шанса на благородное сопротивление. Зло поражало их, как радиация; никто не знал, что с ним делать.

Кейдж и Стэнли, видимо, тоже не знают. Поэтому решают превратить жуткий рассказ в длинный цирковой номер. И им это удается. Вот Кейдж изображает папу, которому не нравится, что его дочь носит шорты, похожие на трусы. Вот Кейдж нежно подкатывает к жене, с которой не спал полгода из-за того, что она восстанавливалась после операции. Вот Кейдж моет посуду, пока жена делает деньги на бирже. Вот Кейдж хмурит брови, разглядывая сначала инопланетное нечто, а затем и нового бойфренда дочки. А вот Кейдж пасет стадо расчудесных альпак (!), время от времени выкрикивая в пустоту фразы вроде: «Я никому не позволю трогать моих альпак!».

В этом смысле «Цвет из иных миров» — это анти-«Мэнди»: предыдущий фильм Кейджа превращал трэш в шедевр, а этот, наоборот, низводит большую историю до уровня трэша. Но этот трэш упоителен.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

16 сентября 201912
10 сентября 201921
12 октября 201833
29 ноября 201859

Главное сегодня

Сегодня2
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации