На Венецианском кинофестивале вне конкурса показали историческую драму Netflix о начале правления английского короля Генриха V. Юного монарха с недетской суровостью играет Шаламе. По мнению Ольги Белик, получилось мрачно и немного пафосно.
Netflix, видимо, решил регулярно поставлять на фестивали фильмы на основе богатой на распри истории средневековой Европы. В прошлом году в Торонто показывали «Короля вне закона» Дэвида Маккензи о правителе Шотландии Роберте I Брюсе. Теперь в Венецию приехал новый «Король», снятый по мотивам шекспировских пьес «Генрих IV» и «Генрих V».
Итак, Англия, начало XV века. На престоле — умирающий Генрих IV (Бен Мендельсон), который не может справиться с растущим недовольством подданных и погряз в военных походах. Надо воевать с шотландцами и одновременно усмирять вассалов, вздумавших роптать. В особенности непокорного военачальника Генри Перси по кличке Хотспур (Горячая Шпора), восставшего против короля. Пока правитель занят этими важными государственными делами, его старший сын, принц Хэл, вместе с верным другом Фальстафом (Джоэл Эдгертон) убивает время в пабах в компании шлюх. Папа с сыном в ссоре, и при дворе Хэл не появляется, даже когда король становится совсем слаб. Но вот Генрих IV умирает, и Хэлу приходится выйти из бара, унаследовать корону и стать Генрихом V. Больше всего на свете он мечтает жить мирно, но дофин Франции (Роберт Паттинсон) вынуждает нового правителя собрать армию и отправиться на него войной.
Идея проекта принадлежит австралийскому актеру и режиссеру Джоэлу Эдгертону, который сам в молодости играл Генриха V на театральной сцене. В режиссеры и соавторы сценария он привлек земляка Дэвида Мишо — автора малобюджетных драм «По волчьим законам» (с Мендельсоном), «Ровер» (с Паттинсоном) и «Машина войны» (с Брэдом Питтом), ни разу не снимавшего, по его собственному выражению, «эпоса с мечами и лошадьми». Писали сценарий по Шекспиру, но на современный манер, ведь, по словам Эдгертона, «даже образованные люди не всегда понимают, что там происходит. Они чувствуют себя глупо, потому что он рассказывает о простых вещах иносказаниями. Мы хотели, чтобы нашу историю поняли все зрители».
Шалость удалась: зрители все обязательно поймут. Перед нами история превращения мальчика в мужа, становление нового короля. Юный Хэл надевает корону, теряет юношеское безрассудство и берется за меч. Как говорит ему советник Уильям (Шон Харрис), если не решать проблемы немедленно, они перерастают в кризис. Генриху V нужно доказать, что он способен поставить мерзкого дофина на место (ответить на оскорбления и попытки подослать наемных убийц) и полноценно управлять государством. А еще фильм о том, как легко манипулировать властью, вершить судьбы королей и королевств.
По ходу действия Шаламе разжимается словно пружина: хрупкое тело юного кутилы (каким мы и привыкли видеть этого хорошего мальчика) становится статным в красной мантии монарха, только губы сжимаются все больше. «Раньше на эту роль отказывались брать молодых актеров. Но в те (исторические) времена власть доставалась необычайно молодым людям», — объясняет Шаламе. Его Генрих получился человеком, лишенным тщеславия, готовым даже встать на колени, лишь бы сохранить своих людей.
Роберт Паттинсон очень потешно играет дофина, который говорит на ломаном английском и поминутно откидывает белокурые локоны, падающие на лицо; его герой похож на немного безумного денди. И очень хорош многостаночник Эдгертон (сценарист, продюсер, актер), который для роли Фальстафа набрал вес, научился говорить с британским акцентом и в результате сыграл бывшего вояку и пьянчужку максимально по-шекспировски — драматично, глубоко и с редкими, но меткими репликами-панчлайнами.
В общем, у Мишо получилось мрачное, брутальное кино про «реальную политику» — паранойю, глупость, недоразумения, ставшие поводом многих исторических катаклизмов, и необходимость сохранять хорошую мину при плохой игре, а это тема актуальная и сегодня. Правда, все немного портит чересчур пафосная музыка Николаса Брителла («Власть», «Лунный свет»). Ноет орган, завывает хор, нагнетают духовые — все очень трагично-драматично, даже когда Хэл просто едет на лошади.
Зато однозначно удалась битва при Азенкуре, в которой исторический Генрих действительно рубился плечом к плечу с остальными солдатами («До этого я играл с мечами только на сцене, а в кино у меня — впервые роль с такими трюками и драками», — рассказывает Шаламе). Оператор Адам Аркпоу натуралистически снял жестокое побоище, показав весь идиотизм средневековых сражений. Рыцари с обеих сторон, закованные в латы, сталкиваются на поле боя, словно смертоносные консервные банки, вспарывают доспехи мечами и топят друг друга в грязи. Хаос, давка, месиво из живых и мертвых (тут явно не обошлось без вдохновения «Битвой бастардов» из «Игры престолов») отлично передают всю безжалостную бессмысленность происходящего. Мишо и Эдгертон очень гордятся этой амбициозной сценой, которую снимали в Венгрии две недели в дикую жару. «У нас было 70 лошадей, пара сотен человек в доспехах, несколько хореографов, — рассказывает Эдгертон. — Я думал, что однажды утону в этой грязище. Это была самая сложная работа за всю мою карьеру».
«Король» выйдет на Netflix 1 ноября.