«Джокер» с Хоакином Фениксом: Ничего смешного

Обсудить0

Автор «Мальчишника в Вегасе» Тодд Филлипс снял настоящую скорсезевскую драму об изгое, доведенном обществом до отчаяния. И, возможно, переплюнул Кристофера Нолана в подходе «more dark, more realistic», считает Ольга Белик.

Готэм начала 1980-х раздирает социальный кризис. Безработица, общество озлоблено. Местный богач Томас Уэйн, баллотируясь в мэры, необдуманно назвал горожан клоунами и породил волну протестов: люди собираются перед мэрией в масках и с плакатами «Мы не клоуны», требуя уважения и лучшей жизни. К тому же город наводнили полчища крыс. Суперкрыс, как их прозвали в прессе. Вот в такой обстановке живет Артур Флек (Хоакин Феникс), которому мама (Фрэнсис Конрой) с детства говорила, что он рожден нести людям радость и веселье, и учила всегда улыбаться.

Артур работает клоуном-аниматором и пытается стать стендап-комиком, но нести веселье в массы получается плохо. С начала и практически до конца фильма Артура постоянно оскорбляют, унижают и бьют, потому что он немножечко не в себе и страдает от приступов неконтролируемого смеха, которые наступают в самые неподходящие и трагические моменты, что провоцирует благовоспитанных горожан еще больше. Мама, за которой Артур трогательно ухаживает, ждет его в обшарпанной квартирке, и вместе они бесконечно смотрят ток-шоу телезвезды Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро), попасть на которое Артур страстно мечтает. Такой вот, в общем, милый и безобидный человек, который нуждается в обычном тепле и возможности делать любимую работу. Но раз за разом получая по ребрам, Флек все меньше хочет улыбаться и быть милым. Окончательно его психика рушится, когда он совершает один страшный поступок, а позже узнает всю правду о себе и своем происхождении.

Тодд Филлипс, снявший трилогию «Мальчишник в Вегасе» и работавший над сценарием «Бората», как никто другой, знает обратную сторону смеха. Комики, мы помним, в жизни самый серьезный, одинокий и грустный народ (вспомните того же Джима Керри). Поэтому неудивительно, что он так мастерски рассказывает о переходе Артура Флека на темную сторону и разворачивает перед нами глубочайшую трагедию одинокого человека, отвергаемого обществом, потому что он «не такой». «Джокер» сделан максимально реалистично, без единого намека на хоть какую-то супергероику. Филлипс (он же и написал сценарий) взял культового персонажа, а затем, набрав понемножку фактуры из разных комиксов о Джокере, полностью выдумал его биографию, жизненные обстоятельства и дал ему новое имя. Все это для того, чтобы показать, как любой из нас может стать Джокером, а привычная американская мечта — на самом деле система унижения и насилия богатых над бедными.

Филлипс на пресс-конференции напомнил, что создателей оригинального Джокера вдохновил старый фильм «Человек, который смеется». Сам режиссер об этом не думал, для него вдохновением были фильмы 1970-х, включая, конечно, скорсезевских «Таксиста», «Бешеного быка» и «Короля комедии» — фильмы о надломленных одиночках, слетевших с катушек. В новом Джокере легко можно углядеть Трэвиса Бикла (есть даже парочка интерпретаций культовых сцен «Таксиста»), но в целом Филлипс больше хотел передать бунтарскую стилистику тех картин и дух того Нью-Йорка — прообраза Готэма. На это работают и стилизованные под старые фильмы титры, и цветовая гамма. «Джокер» будто бы снят на пленку и начинается в ярких красно-желто-синих тонах, которые по мере погружения героя в бездну безумия становятся все мрачнее и мрачнее, с грязным оттенком. Лишь в редкие минуты счастья Артура теплота и яркость красок возвращается.

Работает на атмосферу и музыка Хильдур Гуднадоттир, написавшей саундтрек к прогремевшему сериалу «Чернобыль». Мрачная, тревожная (струнные, ударные и в финале уже духовые), она очень точно отражает изменение состояние Артура — от подавленности до абсолютного отчаяния и, наконец, освобождения. Именно с помощью музыки показана и трансформация Артура в Джокера. Музыка — то, что персонаж постоянно слышит внутри себя и оттого постоянно танцует (Феникс превращает это в невероятный пластический перформанс). Филлипс говорит, что поступил необычно для создания саундтрека: отправил Гуднадоттир сценарий сразу же целиком, отчего композитор была счастлива, так как понимала весь лейтмотив. Фокус в том, что сценарий постоянно менялся на площадке («Мы в комедии всегда так делаем, поэтому я не понимал, почему меня спрашивают, как мне это удается», — смеется Филлипс), и некоторые композиции, написанные под исчезнувшие уже сцены, Филлипс и Феникс затем использовали для импровизаций и создания новых сцен в картине.

Хоакин Феникс в «Джокере» проделал традиционно колоссальную работу. Во-первых, изрядно похудел для роли («Это, знаете ли, начинает влиять и на твое психологическое состояние!»). Во-вторых, прочитал множество книг про убийц политиков и решил сделать своего героя таким, чтобы ни один психолог не смог поставить ему диагноз и вообще как-то определить его личность. В-третьих, отказался искать мотивацию персонажа. Каждый день они с Филлипсом открывали какую-то новую грань Артура Флека. В результате герой получился максимально сложным и непредсказуемым — уязвимым и яростным, сломленным и решительным, слабым и жестоким одновременно. «Мне было интересно показать в нем свет, попытки найти любовь, человеческое тепло и счастье, — говорит актер. — Я не думал о нем как о травмированном персонаже и не хотел давать ему какое-то одно определение».

Ну и, конечно, пресловутый смех Джокера. Филлипс придумал гениальное решение, заставив героя истерически смеяться в моменты, когда больше всего хочется рыдать. Своего рода суперслабость, которая позже становится одной из суперсил персонажа. Режиссер показал Фениксу кассету с пациентами, страдающими неконтролируемым смехом, и актер подумал, что не справится с задачей. «Я начал практиковаться один и через месяц попросил Тодда устроить мне прослушивание смеха. Мне было ужасно некомфортно, я не хотел звучать фальшиво. Тодд послушал-послушал и сказал: „Хватит, остановись“», — смеется Хоакин. В результате они придумали три вида смеха: для начала фильма, когда Артур постоянно один; для моментов, когда Артур сталкивается с людьми; для перевоплощения и освобождения героя, когда смех становится не мучением, но радостью.

Филлипс говорит, что его Джокер не супергерой и не тот, кто хочет увидеть мир в огне. «Это парень, который просто пытается найти себя и понять, кто он такой. Его цель — заставить людей смеяться, а символом сопротивления он стал по ошибке». Новый Джокер — человек, который просто устал быть хорошим. Этот мотив иронично обыгрывался в «Плаксе» Джона Уотерса. Здесь же показана разрушительная сила такого решения — то, что бывает, когда униженный и оскорбленный дает отпор.

В результате перед нами настоящий пик максимально серьезной и реалистичной экранизации по мотивам комиксов, шекспировская трагедия, снятая комедиографом. Студия DC взяла уверенный реванш перед Marvel в борьбе за зрителя и «Оскар».

«Джокер» выходит в российский прокат 3 октября.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

29 августа 201924
26 августа 201915
28 августа 201924
26 ноября 20189

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации