На Венецианском кинофестивале вне конкурсной программы показали фильм о том, как ФБР уничтожило актрису Джин Сиберг. Что получилось, рассказывает Ольга Белик.
1969 год. Американка Джин Сиберг (Кристен Стюарт) — символ французской новой волны, звезда «На последнем дыхании» Годара и супруга писателя Ромена Гари (Иван Атталь) — летит из Парижа в Лос-Анджелес на очередные прослушивания. В самолете она встречает Хакима Джамала (Энтони Маки), одного из лидеров леворадикальной организации «Черные пантеры», борющейся за права чернокожих. По прилету Джин позирует с «Пантерами» для фотографов, а позже предлагает Джамалу помочь афроамериканским братьям. Джин хочет изменить страну к лучшему, и Джамал советует вложить деньги в образование для чернокожих детей, потому что именно с него и начинаются перемены. Потом пара оказывается в постели, и все это попадает на пленки агентов ФБР Карла Ковальски (Винс Вон) и Джека Соломона (Джек О‘Коннелл), которые давно следят за «Пантерами».
Фэбээровцы решают, что Сиберг опасна, ее надо нейтрализовать, и устраивают за ней тотальную слежку, а позже — колоссальный прессинг, чтобы она отказалась от финансирования «Пантер». Бюро придает огласке ее отношения с женатым Джамалом, и жизнь Джин превращается в настоящий ад: роман белой актрисы с чернокожим активистом — сам по себе скандал, да и супруг актрисы не слишком доволен таким поворотом. К тому же женщина узнает, что беременна, и ФБР запускают в прессу «утку», что ребенок от Джамала. Сиберг не выдерживает: у нее начинается паранойя, она теряет ребенка и пытается покончить с собой.
Все это, как и в случае с показанным в тот же день в Венеции фильмом Романа Полански, реальная история. Австралиец Бенедикт Эндрюс («Уна», «Черный дрозд»), известный на родине смелыми театральными адаптациями Чехова и Шекспира, признается, что был совершенно ошеломлен тем, как спецслужбы разрушили жизнь Сиберг. Ее нашли мертвой в 1979 году. Считается, что она все-таки покончила с собой, но обстоятельства смерти до сих пор не прояснены. Режиссер стремился не просто рассказать историю актрисы в годовщину ее гибели, но и показать, как власти могут расправиться с неугодным человеком, даже если это суперзвезда и олицетворение американской мечты.
Кристен Стюарт в этом фильме говорит на двух языках, постоянно меняет наряды, не боится обнажаться и пытается передать невероятное напряжение, которое испытывала Сиберг. Но получается с трудом, возможно, потому что сценаристы прописали ее образ слишком поверхностно. Джо Шрэпнела и Анны Уотерхаус сделали ее скорее объектом слежки и одиозных методов ведомства Джона Эдгара Гувера. В фильме Джин не борец за справедливость, а наивная звезда, ввязавшаяся в серьезные игры из прихоти, лишь потому, что это ей внезапно взбрело в голову.
На пресс-конференции и сценаристы, и режиссер пояснили, что каждый из героев заслуживает собственного сериала на Netflix, настолько богатой была их жизнь, и пришлось сконцентрироваться на определенном отрезке времени. Но, для того чтобы проникнуться происходящим, как раз остро не хватает контекста, деталей эпохи, погружения в мотивы действующих лиц. Мы не успеваем толком познакомиться и понять героиню, а фокус внимания уже смещается на персонажа О’Коннелла, хорошего фэбээровца, которому претит безжалостность его конторы. Режиссер пояснил, что ему было интересно понаблюдать за тем, кто по работе наблюдает за другими. И в итоге зрителю предлагают сопереживать его моральным страданиям, а не проблемам актрисы, которая пережила публичный скандал, развод и потерю ребенка.
Эндрюс открывает картину сценой с горящей на костре Сиберг (она играла Жанну д’Арк фильме Отто Премингера «Святая Иоанна»). Метафора понятна: вот через что предстоит пройти актрисе. Но это настолько прямолинейно, что сразу становится скучно. Вместо серьезного социального кино или политического триллера получается дешевая мелодрама. Вот звучит жизнерадостная музыка — Джин сидит в лучах солнца и читает сценарий. А вот тревожная музыка — Джин погружается в бассейн и страдает. И таких проходных сцен, попыток передать психологизм через клише, так много, что это убивает весь невероятный потенциал истории. Но спасибо звездной актрисе: благодаря Стюарт многие посмотрят «Назло врагам» и узнают о том, что случилось с Джин Сиберг. Но лучше бы «Назло врагам» снял Квентин Тарантино. Это по крайней мере было бы оригинально.
«Назло врагам» выйдет в российский прокат в декабре 2020 года.