Съездили в Торонто и узнали, почему Джеймс МакЭвой по-настоящему боится Пеннивайза, отчего сам клоун в новом фильме ходит в новых штанах и сколько маек пришлось сменить во время съемок Джессике Честейн.
Начало сентября-2018 в Торонто выдалось на удивление жарким: термометр показывает за 40 градусов, на улицах пусто. Через несколько дней здесь начнется международный кинофестиваль, но пока главным событием города остаются съемки «Оно 2» — сиквела к самому кассовому фильму ужасов в истории американского проката, который умудрился обойти даже «Изгоняющего дьявола».
Не сделав и пары шагов по съемочной площадке фильма, мы столкнулись нос к носу с Джеймсом МакЭвоем, который, не теряя времени, тут же решил не то дать нам интервью, не то провести экскурсию. Пока мы идем по коридорам самой настоящей средней школы, Джеймс рассказывает о том, как оказался в «Клубе неудачников». «Во время съемок „Людей Икс“ в Монреале мы с Николасом Холтом пошли посмотреть „Оно“. Уже на следующий день мы обсуждали фильм с Джессикой Честейн, и она призналась, что ее друг Энди Мускетти (режиссер «Оно» — Прим. ред.) хочет, чтобы я сыграл Билла. Представляете?!»
Через пару месяцев МакЭвой получил приглашение уже лично от Мускетти и начал готовиться к роли, которая показалась ему достаточно необычной: «Как правило, я был на подхвате у старшего поколения актеров — играл их героев в молодости, а теперь наоборот! Я хотел скопировать некоторые манеры Джейдена Мартелла (исполнитель роли Билла Денбро в первом «Оно». — Прим. ред.), к примеру заикание. У него небольшой шрам над бровью — мне сделали такой же! Впрочем, заикаться мне толком и не пришлось. Билл даже не помнит, что он заикался 25 лет назад!»
«Найти взрослых актеров на роли выросших членов „Клуба неудачников“ было на самом деле даже слишком легко, — рассказывает продюсер фильма Барбара Мускетти (да-да, старшая сестра режиссера). — Мы не думали о том, насколько известными будут исполнители, важнее было их внешнее сходство с детьми из первого фильма». Страсти разгорелись только вокруг роли Майка, которая в итоге досталась малоизвестному актеру Айзае Мустафе. «Сыграть Майка хотели все! Телефонные звонки просто не прекращались. Но никто из звезд не подходил. Фанаты требовали, чтобы роль сыграл Чедвик Боузман, но проблема в том, что Майк и Чедвик вообще не похожи. Было сложно и скоординировать графики актеров. К примеру, мы делили Финна Вулфарда с третьим сезоном „Очень странных дел“».
События нового фильма разворачиваются 27 лет спустя. На дворе 2016 год. Членам «Клуба неудачников» около 40 лет, почти все они успешны и разъехались кто куда. Кроме Майка, который работает библиотекарем в Дерри и живет почти что на рабочем месте, на чердаке библиотеки. «Майк остался в Дерри, потому что Оно вернулось. Вот так шок! — смеется Мускетти, одетый в черную футболку с надписью «The Losers 1989 Club» («Пришлось ее купить на свои деньги! Снимаешь-снимаешь фильм, а в итоге на тебе кончается мерч!»). — Никто из героев толком не помнит событий 1989-го, но кое-что им напоминает о случившемся тогда, и они возвращаются в родной город. Они же поклялись кровью, что не бросят друг друга! Если первый фильм был о детских страхах, то второй — о фобиях взрослых. Оно — это метафора окончания детства. Так что второй фильм куда страшнее, эмоциональнее, но и веселее».
Библиотека, в которой живет и работает герой Мустафы, находится на другом конце Торонто. Ее интерьер построен на студии Pinewood. У входа нас встречает художник-постановщик Пол Д. Остерберри, лауреат «Оскара-2018» за работу над «Формой воды». Он ведет нас в один из цехов киностудии — здесь отстроен верхний этаж библиотеки. Мы поднимаемся по деревянной винтовой лестнице на чердак, в квартиру Майка. На то, что здесь кто-то живет, указывает лишь небольшая кухонька. Все остальное пространство чердака заполнено старым барахлом (кожаное кресло, школьная парта, печатные машинки, много газет) и книгами об истории города Дерри. «Этот фильм мы снимали не по правилам: большие актеры были заняты другими проектами, так что мы начали с ключевых сцен. Обычно же все снимают наоборот и оставляют важные моменты напоследок. Так что к вашему приезду многие декорации уже разрушены. Но вот эта часть осталась!» — Пол ведет нас к канализационному колодцу и заводит внутрь. Желтых глазок Пеннивайза внутри не видно, но все равно жутковато.
Отряхнувшись, устремляемся в соседний цех к художнику по костюмам Луису Секейре (он уже работал с Мускетти над «Мамой»). Отложив иголки с нитками, Секейра ведет нас по костюмерной, где пахнет как в магазине секонд-хенда. Десятки рейлов с вещами — тут и грязные футболки с котами, окровавленные шорты и рубашки с принтом «Хот-дог», вроде бы чистые. Наконец мы попадаем в святая святых: в небольшой комнате на трех манекенах надето три костюма Пеннивайза. «Наш Пеннивайз носит только стопроцентный шелк, — смеется Луис. — Его наряд не отстает от моды. Прошло больше 27 лет, так что в костюме Пеннивайза линия талии опустилась ниже, да и панталоны ему больше ни к чему. После первого „Оно“ у Билла Скарсгарда была одна просьба к художникам по костюмам — сделать клоунский наряд более удобным, чтобы в нем было легче двигаться».
В костюмном цеху есть комната, где искусственно состаривают одежду героев. Здесь же лежит библия костюмеров — в ней не просто эскизы всех вещей из картины, но и указания на то, что происходит с каждым нарядом в каждой конкретной сцене. Для каждого героя создают до 50 экземпляров одного и того же костюма. К примеру, для МакЭвоя приготовлен целый ряд ботинок Dr. Martens. Судя по всему, больше всего от Оно страдает Беверли — для Джессики Честейн сделали аж 70 копий одного и того же топа!
Также пришлось полностью воссоздавать весь реквизит из первого фильма — он нужен для сцен флешбэков. «После „Оно“ очень многое исчезло: по непонятной причине кто-то уничтожил реквизит, костюмы и декорации. Так что нам пришлось собрать все заново, даже найти детские велосипеды», — рассказывает нам парень Крис, заведующий складом. Он показывает нам дневник Майка, расписанный и разрисованный вдоль и поперек, скейтборды, ржавые ножи и топоры, кожаные урны и китайские печенья с предсказаниями, с помощью которых Пеннивайз отправлял свои послания «Неудачникам». Здесь есть даже дубликаты самых трогательных вещей из «Оно» — бумажный кораблик Джорджи весь в крови, открытка c любовным посланием, которую получила Беверли. Конечно, тоже в крови.
После ошеломительного успеха «Оно» брату и сестре Мускетти поручают снимать чуть ли не все экранизации Стивена Кинга: они будут продюсировать экранизацию «Дорожных работ» (режиссер проекта — Пабло Траперо), уже несколько лет у них в девелопменте экранизация рассказа «Длинный джонт». И только «Кладбище домашних животных», любимая книга Барбары, попала в чужие руки: «Мы просили Paramount подождать, но они сказали, что ждать не будут. Это как удар ножом в сердце!»
Сам Кинг все эти проекты, очевидно, одобряет. После первого «Оно» они с Энди вообще стали друзьями по переписке: «Я хотел привлечь Стива к созданию истории — он не стал сценаристом, но я хотел, чтобы он посмотрел на наши тритменты и планы. И он составил мне список того, что ему важно увидеть в фильме. Например, попросил, чтобы была сцена с Пеннивайзом, сидящим на статуе Пола Баньяна».
Правда, лично встретить Кинга Энди не удалось, зато это получилось у Барбары, причем совершенно случайно. «Тогда только вышел первый фильм, и я была тут, в Торонто, готовилась к новым съемкам. У меня было плохое настроение, я куда-то опаздывала, думала, что получу штраф за парковку… И вот я перехожу улицу и вижу Стивена Кинга! Он идет мне навстречу. В шортах. Я подошла, представилась, он меня обнял и сказал: «Ну вот, вы увидели меня в шортах!»
А вот МакЭвой встречи с писателем намеренно избегает. «Я очень надеюсь, что Стивен Кинг не приедет на съемочную площадку! Помню, когда мы снимали „Искупление“, на площадку приезжал Иэн Макюэн. Я заранее спрятался! Не хотел, чтобы он посмотрел на меня и сказал: „Черт, я писал своего персонажа не под тебя!“ Так что приезд Стивена для меня может стать настоящим ужасом наяву!»
Другим ужасом для актера стал… его коллега Скарсгард в гриме адского клоуна. Во время съемок первого «Оно» Пеннивайза до поры до времени прятали от детей-актеров, чтобы при встрече с клоуном в кадре те и в самом деле пугались. Но в этот раз Мускетти позволили Пеннивайзу социализироваться, например все взрослые актеры играли в перерывах в пинг-понг. МакЭвою был не до игры. «Я просто не могу общаться с коллегами, когда они в гриме. Каждый раз, когда на съемках „Людей Икс“ Николас Холт появлялся в гриме Зверя, я не мог даже в глаза ему посмотреть! То же самое с Биллом: стоит ему прийти в образе Пеннивайза, мне становится не по себе! Подходит он, скажем, ко мне со словами „Чувак, хочешь кофе?“, а я отворачиваюсь!» Да, кажется, свое обещание снять вторую часть так, чтобы пугались и взрослые, Мускетти уже частично выполнил.