Сериал британского канала ITV о трех работящих женщинах и их зловещих секретах вышел эксклюзивно на «КиноПоиск HD». Чем этот сюжет отличается от «Большой маленькой лжи», почему не случайно место его действия — Озерный край — и причем тут социальные драмы Майка Ли и Кена Лоуча — рассказывает Ольга Шакина.
Три красивые женщины за сорок живут в живописном месте, провожают детей в одну школу и прячут разные скелеты в шкафах.
Физиотерапевт Роз (Шинейд Кинэн) день-деньской массирует клиентов, чтобы вернуть долги гражданского мужа — трогательного саксофониста, который, чтобы не будить домашних по ночам, репетирует, затыкая инструмент мягкой игрушкой, но в силу особой, несовместимой с взрослой жизнью одухотворенности никак не может найти работу, а от огорчения по этому поводу спускает все деньги у букмекеров. Судебные приставы уже караулят под дверью.
Недоучившийся ветеринар Лиза (Анна Фрил) держит собачью гостиницу и почти не пересекается с симпатичным простоватым мужем, потому что тот спит днем и таксует ночами. Расписание у нее, впрочем, настолько плотное, что и с бодрствующими днем детьми контакт фактически утерян. Бегая туда-сюда с чужими далматинцами и ретриверами, Лиза не замечает растущей агрессивности сына, который, например, пытается утопить одноклассника, и пропускает первую менструацию подросшей дочери (а пытаясь спасти ее от депрессии, совершает роковую ошибку, запускающую детективный сюжет).
И только у мамы этого чуть не утопленного одноклассника, Кейт (Розалинд Элизар), кажется, все хорошо: она живет в большом доме на берегу озера, где то и дело закатывает званые ужины с фейерверками. Правда, ее тихий, мрачный сын не в фаворе у других детей: его дразнят циклопом за повязку на глазу, появившуюся вследствие таинственной травмы. А красавица дочка с опаской смотрит на богатого успешного папу. Не попахивает ли здесь домашним насилием?
Знакомый зачин — сильные женщины, прячущие за благополучным семейным фасадом трагедию — позволяет назвать «В тихом омуте» английской «Большой маленькой ложью»; для многих этого достаточно, чтобы обратить внимание на новый сериал. Но он больше чем просто вторая «Ложь» — как минимум в силу локальной специфики. Это не только домики фахверк, овцы и каменные изгороди полей, но и характерная социальная проблематика. Классовая борьба в Британии традиционно превалирует над гендерной, поэтому конфликты «сильный — слабый» разворачиваются не только в плоскости «агрессивная маскулинность против дискриминируемой феминности», но и в плоскости «охреневший богач против честного трудяги» (характерно, что в режиссерах сериала значится сын одного из двух главных классиков британского левого кино — Джим Лоуч, а в интервью актрисы подмечают, что идеальное название для сериала — «Тайны и ложь» — уже занято вторым обличителем социальных пороков, Майком Ли). Две из трех героинь получают разной степени непристойности предложения от мужчин, заметно превосходящих их в достатке. Интересно, что одни богатые циники и снобы африканских, а другие — арабских корней. Вполне правдоподобный для британского общества штрих, который мог бы и не пройти американскую студийную самоцензуру.
«В тихом омуте» слеплен сразу из двух книжек Полы Дэли, одной из многочисленных английских Марининых: в первой во всем виноваты мужчины, во второй, скорее, женщины. Но и там, и там абсолютным злом оказывается богатство, а честный труд искупает любые мелкие недостатки работающего (то есть положительного) героя.
Этот герой — трудящаяся на два фронта (дом и небольшой скромный бизнес) мать, но сериал про домохозяек не равняется сериалу для домохозяек. «В тихом омуте» — в большей степени ладно скроенный триллер, чем семейная мелодрама. Произведший его канал ITV в плане сериального контента соотносится с полным понтов BBC, примерно как «Россия» с Первым: меньше дорогих броских проектов вроде «Шерлока» или «Доктора Кто», но больше долгих историй, которые смотрят всей семьей, вроде «Пуаро» или «Инспектора Морса».
«В тихом омуте» слегка напоминает еще один знаковый айтивишный проект последнего времени — «Убийство на пляже». Детективная составляющая здесь менее значительна, но важный второстепенный персонаж — женщина-инспектор с железным характером (Фэй Марсей), которая меланхолично рыщет по великолепным окрестностям и явно предпочитает окружающую ее природу человеческой натуре — переехала как будто оттуда. Еще она, пожалуй, напоминает следовательницу СК из «Обычной женщины», ну а три главные героини в разные моменты пользуются логикой Анны Михалковой из этого сериала: всё ради семьи. В том числе, если надо, и криминал с аморалкой.
Особенно хорошо это получается у Лизы, которую играет большая британская телезвезда Анна Фрил, на экране не менее рисковая и выразительная, чем ее бывшие бойфренды Дэвид Тьюлис и Рис Иванс. Она, например, исполнила первый в истории британского «мыла» лесбийский поцелуй — событие настолько значительное, что Дэнни Бойл включил его в видеоподборку эпохальных британских свершений, показанную на открытии Олимпиады в Лондоне (благодаря чему во время трансляции церемонии целующихся женщин увидели в 76 странах, где гомосексуальность под запретом). В «Омуте» одним из двигателей сюжета становятся сброшенные ее героиней черные кружевные трусы.
Места, на фоне которых обычные британские женщины демонстрируют нам свои далеко не безупречные моральные качества, стоит отметить особо: это Озерный край, воспетый поэтами соответствующей школы, водоемы, вдохновлявшие Вордсворта и Джейн Остин. И если героиня «Гордости и предубеждения» отправлялась сюда, чтобы в полной мере прочувствовать чистоту и силу своего чувства к мистеру Дарси, то героини «Омута» выходят на крутые берега и любуются разбивающимися о них хрустальными водами, чтобы задуматься о том, что может таиться в глубинах самой на первой взгляд чистой и респектабельной души. Они у этой красоты не в гостях, жить и работать на курорте — это не заехать туда на выходные. Живописно снятые — как в эталонных теледетективах, от «Твин Пикс» до «Вершины озера» — окрестности исполняют роль не открытки, но неумолимого, временами зловещего свидетеля.
Конечно, «В тихом омуте» далеко до сериалов Линча и Джейн Кэмпион, но он свою далекую от инновационности художественную природу прекрасно осознает. В диалогах тут то и дело сквозит метаирония. «Давай пропустим школу, устроим шопинг, а потом, как у вас там говорят, „Netflix and chill“!» — предлагает рассеянная мать дочери-подростку. «Аха-ха, мама, если бы ты только знала, что это значит!» — отвечает дочь хохоча. Чил у канала ITV действительно довольно старомодный. Здесь он скорее синоним саспенса, чем секса.
В России сериал можно посмотреть по подписке эксклюзивно на «КиноПоиск HD».