Леонардо ДиКаприо и Тайка Вайтити собираются снимать игровой фильм «Акира» по одноименной манге. Рассказываем, как ее первая экранизация, вышедшая в 1988 году, навсегда изменила мир японской анимации и повлияла на западный кинематограф.
16 июля 1988 года. В Токио произошел взрыв, который почти полностью уничтожил город и развязал Третью мировую войну. С этого начинается «Акира» Кацухиро Отомы. Основной сюжет фильма разворачивается спустя 31 год после катастрофы. В 2019 году мегаполис — он теперь называется Нео-Токио — все еще стоит. Неоновые руины заселили безработные маргиналы, религиозные фанатики и банды подростков-байкеров. Пока первые устраивают теракты и получают дубинками от полицейских, последние гоняют среди небоскребов на футуристичных мотоциклах и бьют друг другу морды. Один из байкеров, Тэцуо, во время очередной вылазки сбивает странного ребенка с зелено-голубой кожей. Обоих мальчиков забирают военные и помещают в секретную лабораторию. Выясняется, что Тэцуо теперь обладает необычной силой, а у правительства много секретов: ученые и военные годами проводили эксперименты над детьми и сумели развить у них экстрасенсорные способности — телекинез, телепатию и предвидение. И, оказывается, Токио уничтожил не атомный взрыв, а мальчик по имени Акира, чья сила вышла из под контроля.
Первоисточник
Киберпанковый анимационный фильм родился из одноименной манги. Ее в 1982 году придумал 28-летний комиксист Кацухиро Отомо. Говоря о том, чем была вдохновлена манга «Акира», Отомо описывал Токио 1970-х годов: «Вокруг было столько интересных людей… Протестующие студенты, байкеры, политические активисты, гангстеры, молодые бездомные. Все, что окружало меня в Токио, я перенес в „Акире“ в будущее, в 2019 год, по канонам научной фантастики». Нео-Токио 2019 года мало похож на современный Токио — Отомо угадал только с датой проведения Олимпиады-2020 и количеством небоскребов. Другим источником вдохновения мангаки был аниме-сериал «Железный человек № 28», классика японского жанра меха (научная фантастика с огромными человекоподобными машинами), рассказывающая о подростке, который управляет гигантским роботом.
Поначалу «Акиру» публиковали в еженедельном манга-журнале «Young». Постапокалиптическая история о детях, которых превратили в смертельное оружие, быстро стала хитом и самой читаемой мангой середины 1980-х — интерес к научной фантастике в Японии никогда не угасал. И если экранизация вмещала в себе только несколько сюжетных линий (превращение Тэцуо, байкеры во главе с Канэдой, эксперименты над детьми, антиправительственная группировка, религиозный культ вокруг Акиры и Тэцуо), то манга представляла собой расширенную вселенную, в которой герои, появляющиеся в фильме на 30 секунд, имели развернутую историю. Также в комиксах подробно рассказывалось о Третьей мировой и о самом Акире — мальчике, послужившем причиной взрыва.
Как «Акира» стал самым дорогим аниме
До 1980-х аниме снимали для детей и в основном в формате сериала. Доминировала научная фантастика, но были и мультсериалы по сказкам («Принцесса-рыцарь»), про животных («Кимба») и для девочек («Хайди — девочка Альп», «Роза Версаля»). На протяжении многих лет самым популярным сериалом оставался «Могучий Атом» — черно-белая история про отзывчивого мальчика-робота по имени Атом (в американской версии — Астробой). Он значительно повлиял на развитие и стилистику аниме — от зарождения жанра меха до обязательных больших глаз персонажей. К концу 1970-х аниме окончательно захватили телевидение. Многие крупные студии, специализирующиеся на полнометражных анимационных фильмах, обанкротились, не выдержав конкуренции, а молодые художники, оставшиеся без работы, создали маленькие компании, в которых работали над экспериментальным аниме. В это время появилась и знаменитая Studio Ghibli Хаяо Миядзаки.
В 1980-е начался золотой век японской анимации: мультфильмы и сериалы смотрели не только дети, но и миллионы ностальгирующих подростков и взрослых. Экономический бум, пик которого пришелся на конец десятилетия, привлек в аниме крупные кинокомпании и огромные бюджеты. Это позволило «Акире» стать техническим прорывом. Над экранизацией работало семь студий, в том числе крупнейшая японская кинокомпания Toho, а бюджет составил один миллиард йен (около 10 млн долларов), что сделало его самым дорогим аниме 1980-х и 1990-х годов.
В качестве сценариста и режиссера выступил сам Отомо. «Акира» стал для него первым полнометражным проектом. Под его руководством трудилось 68 ключевых аниматоров, колористов и техников (и еще примерно столько же второстепенных сотрудников). Они сутками рисовали Нео-Токио — самую впечатляющую с художественной точки зрения часть мультфильма, состоящую из тысячи деталей — неоновых вывесок, руин и сотен небоскребов с трехмиллиметровыми горящими окнами. «Труднее всего было показать глубину и масштаб такого высотного города», — объяснял Отомо. Особое внимание было уделено колористике: в «Акире» использовали рекордные 327 цветов, 50 из которых разработали специально для фильма, например красный акировый — цвет байка и костюма Канэды.
Отомо настоял, чтобы озвучивание было записано раньше, чем отрисовка и съемка — «как у студии Disney». Это было революционным шагом, который позволил подогнать мимику героев под их реплики. До «Акиры» все звуки в аниме накладывались на финальном этапе поверх готовой анимации. По воспоминаниям актеров, процесс озвучки был похож на радиоспектакль. Записью руководил лично Отомо — он раздавал актерам мангу и подробно рассказывал о каждом герое.
Саундтрек тоже был необычным: часть звуков получили с помощью цифрового синтезатора «Синклавир», а основную музыку записала экспериментальная группа Geinoh Yamashirogumi, состоящая из сотни музыкантов-любителей. Новшеством была и кадровая частота — 24 кадра в секунду, — когда в других японских мультфильмах использовали 12 кадров в секунду. По словам Отомо, частота была увеличена, чтобы максимально приблизить «Акиру» к киноформату. «Акира» не был похож ни на одно аниме, которое до этого видел зритель.
Отомо не только перфекционист, заставлявший художников прорисовывать каждую деталь Нео-Токио, но и настоящий фанат американского кино. Среди картин, повлиявших на «Акиру», — «Бегущий по лезвию», «2001 год: Космическая одиссея», «Видеодром» и даже «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином в главной роли. Также Отомо рассказывал, что на него произвел огромное впечатление роман «Война миров» Герберта Уэллса. Однако в основе «Акиры» лежит типичный сюжет японской научной фантастики — рефлексия бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Персонажи аниме не предотвращают ядерную катастрофу, как западные герои, а учатся жить после нее.
«Акира» идет на Запад
В 1988 году японцы предложили Стивену Спилбергу и Джорджу Лукасу привезти фильм в Штаты, но те отказались, назвав его «неинтересным для американского зрителя». Спустя год «Акира» все же добрался до американских зрителей и вызвал у них культурный шок. Популярность мультфильма была в разы выше, чем в Японии, и привела к настоящему аниме-буму на Западе. Насилие, коррупция, неблагополучные подростки, странные дети со сверхспособностями, секретные эксперименты — в конце 1980-х в западной анимации ничего подобного не было. В США мультфильмы в первую очередь были ориентированы на детскую аудиторию, и «Акира» заметно выделялся на фоне диснеевской «Русалочки» и наивных «Приключений медведя Йоги». Успех мультфильма побудил Marvel выпустить 38 номеров манги «Акира», а британскую компанию IWC — открыть подразделение Manga Entertainment, ставшее крупнейшим западным дистрибьютером аниме.
Также не волне успеха европейские и американские издательства стали переводить и другие научно-фантастические и киберпанковые истории: «Призрак в доспехах», «Доминион», «Яблочное зернышко» Масамунэ Сиро, «Ксенон» Масаоми Кандзаки и «Боевой ангел Алита» Юкито Кисиро (спустя 30 лет «Призрак в доспехах» и «Боевой ангел Алита» получили свои голливудские экранизации).
Влияние на аниме и Голливуд
У себя на родине «Акира» стал отправной точкой киберпанк-волны, которая захватила японскую анимацию в 1990-е. Вслед за фильмом Отомо японцы начали экранизировать и другие популярные манги в этом жанре («Гоку: Полуночный глаз», «Кибергород Эдо», «Сны оружия»). Один из самых известных примеров — «Призрак в доспехах» Мамору Осии, который также имел огромный успех и в Японии, и на Западе. В 1990-е аниме окончательно перестало быть продуктом для детской аудитории. Как и «Акира», сериалы и фильмы того времени шокировали зрителей количеством насилия и эротики.
Без «Акиры» не было бы не только «Призрака в доспехах» и «Евангелиона», но и, например, авторского аниме Сатоси Кона, который уделял внимание деталям так же фанатично, как и Кацухиро Отомо, или космического вестерна «Ковбой Бипоп», выходившего в конце 1990-х. Помимо этого, «Акира» повлиял на десятки западных режиссеров. Его цитируют Вачовски в «Матрице», Алекс Пройас в фантастическом нуаре «Темный город», Райан Джонсон в «Петле времени» и братья Даффер в сериале «Очень странные дела», взявшие из аниме в свое шоу не меньше образов, чем из американской сай-фай-классики.
Влияние «Акиры» есть и в анимационном фильме «Остров собак» Уэса Андерсона, и даже в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана, который позаимствовал из аниме банду клоунов. В любви «Акире» признавались Майкл Джексон и его сестра Джанет в видео на песню «Scream» и Канье Уэст — в клипе «Stronger». А сцену с эффектным торможением Канэды повторили в десятке мультсериалов — от «Покемона» до «Времени приключений».
Игровой ремейк «Акиры»
В 2002-м студия Warner Bros. приобрела права на игровой ремейк «Акиры». В начале нулевых снимать фильм планировали братья Хьюз, а главным претендентом на роль Канэды был Киану Ривз. Однако дальше слухов дело не продвинулось. В 2011-м студия вернулась к обсуждению и предлагала на главные роли взять Зака Эфрона, Эзру Миллера и Кристен Стюарт. В 2019 году Warner Bros. наконец начала работать над голливудской версией «Акиры».
Ремейком будет заниматься продюсерская компания Леонардо ДиКаприо Appian Way. Кресло режиссера займет Тайка Вайтити. Съемки начнутся в ближайшие месяцы в Калифорнии. Штат предоставил компании ДиКаприо налоговые льготы в размере 18,5 млн долларов. Фанаты «Акиры» 1988 года уже выступили против голливудского ремейка, действие которого, по слухам, развернется в Лос-Анджелесе, а не в Токио. Однако Кацухиро Отомо заверил их, что все изменения сюжета будут согласовываться с ним: «Я выдвинул одно важное условие для игрового фильма: я должен проверить и одобрить сценарий». Предположительно, экранизация «Акиры» Тайки Вайтити выйдет весной 2021 года.