«Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой: Адюльтер среди березок

Обсудить0

Вторая российская картина в программе «Особый взгляд» оказалась очаровательно снятой историей про обычных людей в безвольной провинции.

Маленький городок где-то в Брянской области. Кругом тихо, патриархально, шумят березки. Водитель-дальнобойщик (Егор Баринов), чье имя мы так и не узнаем, отправляется в рейс; жена Тамара (Мария Семенова) любовно складывает ему сухпаек и просит поберечь себя. На трассе голосует женщина (Кристина Шнайдер), и мы даже не успеваем удивиться ее бойкости (так быстро подсесть к незнакомому дальнобойщику!), как выясняется, что они любовники. Спустя пару монтажных склеек наступает зима, и мы видим, что у любовницы Анны тоже есть муж, Юра (артист Брянского театра драмы Юрий Киселев), который провожает ее в Москву — там Анна продает свое вязанье. Водитель тем временем опять собирается в рейс. Выясняется, что они с Анной соседи, и позже она, сойдя с рейсового автобуса, снова будет ждать любовника на трассе. Потом наступит лето, Анна захочет уйти от мужа, и тут-то развернется настоящая патриархальная комедия.

Лариса Садилова устраивает зрителю мягкое погружение в жизнь страны за пределами Москвы — без истерики, бичевания и заламывания рук. В кадре (отличная операторская работа Анатолия Петриги) живописная речка, церковка, луга и поля, золотая осень, деревянные домишки, варежки и платки — Россиюшка, поданная на блюдечке. Режиссер чуть добавляет лубка саундтреком («Валенки», «Синий платочек» и цыгане), а также абсолютно кукольной, театральной игрой Кристины Шнайдер. Это и раздражает, и веселит одновременно, но и работает на авторский замысел — показать весь наш патриархат через комическую призму.

Режиссер вместе со своими героями проводит полуторачасовую экскурсию по родине Лескова и Салтыкова-Щедрина. Юра и Анна живут с Юриной мамой, которая до сих пор носит взрослому сыночку покушать в постель и контролирует каждый его шаг. Анна со своим дальнобойцем приезжают пожить к древней старушке, которая рассказывает, как «покупляет дровы» на зиму, а позже учит Анну женскому счастью: без хозяина нельзя, жить надо счастливо, с хозяином не спорить, набрать в рот воды и терпеть, а если бьет, то, главное, голову не подставлять. Водитель прокручивает в голове сценарии признания жене — Садилова остроумно показывает варианты, а потом отматывает время назад, в реальность, где мужу-изменнику не хватает смелости. Финалом становится празднование 9 мая с ряжеными в пионерок зрелыми дамами и «ранеными» детьми.

Все это на самом деле очень и очень грустно, но Садилова, слава богу, исследует патриархальное болото спокойно и без надрыва. В «Однажды в Трубчевске» минимум диалогов, а те, что есть, звучат либо высокопарно и искусственно, либо максимально приглушены и уходят на второй план. Режиссер в целом всю настоящую жизнь отдает в фильме второму плану с колоритными местными жителями, в большинстве случаев реальными людьми из Трубчевска. Герои же первого плана ведут фальшивую жизнь и картинно маются, словно на дешевых театральных подмостках.

«Однажды в Трубчевске» — снятая с любовью и светлой грустью история о том, как устроена провинциальная Россия на самом деле. Она спокойно может обходиться без водки, балалаек и драк, но по-прежнему остается «набравшей в рот воды». И даже многолетние измены на самом деле не меняют ничего в жизни маленького человека.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

23 мая 201918
22 мая 201918
21 мая 201970
20 мая 20192

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации