Изба дрожит: Репортаж со съемок хоррора Валерии Гай Германики

Обсудить0

Побывали на пересъемках психологического хоррора «Мысленный волк» по сценарию Юрия Арабова и узнали, как Юлия Высоцкая сменила в этом непростом проекте Ксению Раппопорт, а Лиза Климова — Агнию Кузнецову.

Огромный павильон «Главкино», темно и пусто. Смутно в его глубине видны очертания маленького дома, похожего на избушку Бабы-яги. Если подойти поближе, то рядом с домиком можно различить силуэты снующих туда-сюда людей, а там, где горит свет, обнаружить мониторы; существенную часть самого большого экрана закрывает огромный букет цветов. Перед мониторами на кожаном диване дремлет крохотная собачка. Рядом с собачкой сидит Лера Гай Германика, на мониторы она смотрит мало — в основном, обсуждает что-то с высоким молодым франтоватым брюнетом. Это оператор-постановщик Морад Абдель Фаттах, он снимал «Непрощенного» Сарика Андреасяна, а среди новых проектов у него «Стрельцов» с Александром Петровым.

Валерия Гай Германика / Фото:  Элен Нелидова для КиноПоиска

Вообще-то, Германика делала всего «Мысленного волка» с оператором Олегом Лукичевым («Garpastum», «Путешествие с домашними животными», «Юрьев день»), но теперь, когда картина давно готова, решила полностью переснять несколько сцен с Фаттахом — и чтобы визуальный стиль в них слегка отличался бы от лукичевского, и чтобы они выглядели дороже и масштабнее. По словам Германики, за время работы над фильмом у нее вообще сильно изменилось представление о том, как он должен выглядеть, и если бы была возможность, то она сняла бы его заново целиком. А пока вот домик в павильоне. На экране его деревянные стены будут сотрясаться под воздействием некой могущественной, возможно, злой силы.

Морад Абдель Фаттах / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

«Когда мы учились, нам рассказывали, что у Эйзенштейна в „Иване Грозном“ павильонный блок снимал Москвин, а натурный — Тиссэ, — смеется Фаттах. — Вот и нас пригласили снять сложнопостановочные сцены со спецэффектами. Мы стараемся снимать одним кадром на стедикам. Здесь нарушается геометрия декорации, меняется ее форма. У нас, как говорят, элемент Голливуда. Масштабное кино. Мы с Лерой обсуждали в качестве референса живопись, и, например, в сцене, где героини сидят на полу и обнимаются, мы их видим как Ивана Грозного и его сына на картине Репина».

Сцены у Фаттаха завидные: эксгумация, воскрешение, зловещее домотрясение, сельская дискотека с маленькой, но эффектной разборкой. А весь фильм — это очень короткий рассказ о том, как взрослая дочь из Питера приехала вместе со своим малышом к матери в деревню после долгой разлуки, но встреча была совсем не такой, на которую она рассчитывала. Что касается волка из названия фильма, то он тоже есть в сценарии, но, скорее как закадровый монстр, возможно, воображаемый.

«Я люблю животных, — доверительно сообщает Германика, как будто присутствие собачки Мони на площадке не служит очевидным доказательством этой любви. — Мне интересны зооморфные персонажи, мифология, эсхатологические вопросы и символы. У нас в этом фильме есть образы из Ветхого Завета, и из Нового Завета, и из святоотеческой литературы. Образ мысленного волка — из одной молитвы Иоанна Златоуста. Под ним там имеется в виду Князь мира сего. Это, наверное, звучит пафосно, но на самом деле никакого пафоса в этой истории нет. Здесь просто идут по дороге две женщины, одна с ребенком, а за ними волк».

Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Волк, который то ли есть, то ли нет — Юрий Арабов в этом сценарии использовал свой излюбленный прием — двойственность происходящего с героями, которые, с одной стороны, сталкиваются с самыми что ни на есть приземленными российскими реалиями, а с другой стороны, видят и ощущают то, чего в материальном мире, кажется, нет.

История съемок «Мысленного волка» тоже непроста. Сначала Германика планировала делать картину с Ксенией Раппопорт и своей, можно сказать, постоянной актрисой Агнией Кузнецовой («Все умрут, а я останусь» и «Да и да»). Минкульт выделил на проект деньги, потом Раппопорт заболела, и Германика пригласила вместо нее Юлию Высоцкую. Затем Кузнецова была вынуждена уйти с проекта, потому что у нее в графике стояли другие съемки, и тогда Германика утвердила Лизу Климову. В какой-то момент Германика решила взять продюсирование на себя, хотя прежде ни разу в этой роли себя не пробовала, а когда фильм был практически готов, решила переснять его с другим оператором.

Я шучу, что, мол, все это очень напоминает злоключения на съемках «Сталкера». Услышав о Тарковском, Германика оживляется: «А ведь „Мысленный волк“ — нереализованная идея Тарковского. Арабов ее от него услышал и записал. И когда я попросила Арабова, мол, напишите такую вещь, чтобы из нее было понятно, как люди тысячелетиями рождались и умирали, но эти тысячелетия проходят за одну секунду перед лицом вечности, то он сразу вспомнил про идею Тарковского и превратил ее в сценарий».

Лиза Климова и Юлия Высоцкая / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Пока мы беседуем, Климова и Высоцкая готовятся к очередному, кажется, уже двадцатому дублю с трясущимся домом и «Иваном Грозным, убивающим сына». Высоцкая часто кусает губы, нервничает. С нами она говорить отказалась, зато она постоянно болтает с Климовой, улыбается, шутит с мальчиком, партнером по сцене. Жарко. Мальчика после каждого дубля раздевают до футболки, а потом снова облачают в зимний комбинезон перед входом в избушку. Мальчик играет с телефоном, периодически хнычет, спрашивает у своей матери, которая не отходит от него: «Мама, еще разочек, и все кончилось?» — «Если получится, то закончится». Мальчик успокаивается. А потом спрашивает Высоцкую: «Зачем вы мне на ухо закричали?» — «Прости, пожалуйста, мы очень испугались. Очень страшно, когда дом трясется». И правда, если во время тряски находишься внутри, то становится не по себе, а по стене еще бежит тень волка.

Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

«Аля ужасно одинока, — шепотом рассказывает Климова о своей героине. — Она пытается быть взрослой и самостоятельной, но по своей сути инфантильна. Она не знает заботы и любви своего самого родного на свете человека, матери, и сама испытывает трудности в проявлении любви. Ей кажется, что против нее весь мир. Но она борется. Пытается писать картины, заниматься фотографией, но толкового ничего не выходит. Оказавшись в безвыходной ситуации, она идет на крайние меры. Ей претит любая грязь, но в силу своей уязвимости она кусается, огрызается и в своей борьбе за чистоту срывается на агрессию и насилие. Мне кажется, невыносимо жить без ощущения, что тебя кто-то любит. Думаю, отчасти и поэтому в сценарии Арабов дал ей сына Васеньку».

Заходим в домик вместе с Германикой. Две комнатки, узкий коридор между ними. Никакого уюта, велосипеды, табуретки, столик — больше похоже на баню с предбанником, чем на место, где живет женщина. Правда, героиня Высоцкой такая и есть — тоже вся неуютная, закрытая, колючая, а еще умная и язвительная. Германика подбегает к сухим растениям на полках в коридорчике: «Блин, тут настоящий зверобой!» И начинает срочно селфиться на его фоне. Результат ей не нравится — говорит, камера в смартфоне мутная. Приходится нам самим ее снять. Вот фото Германики в полутьме.

«Это первое в моей карьере такое вертикальное кино, где человек находится между небом и землей, — рассуждает Германика, удаляя неудачные фотки из смартфона. — У человека есть выбор — идти за этим волком, пускать его в душу или нет. Здесь весь вопрос в намерении, но намерение это нашептывает дьявол. Да, они боятся его, но „там, где страх, места нет любви“. Страх — самое мощное оружие темных сил, потому что, когда человек боится, он перестает доверять свету, уходит от Бога. Мысленный волк из животного физического превращается в метафизическое. Когда об этом рассказываешь, кажется, что фильм — какое-то безумие, но это не так, вот увидите! Кому-то это вообще покажется обычным триллером, причем довольно наивным».

Германике скучно, мысленно она уже очень далеко. Сейчас она работает над англоязычным сценарием (засматривается в сторону Netflix), а от «Мысленного волка» здорово устала. Фильм-то давно готов, нужно только переснять несколько сцен. По привычке она сердито ворчит на Арабова, что с его текстом ничего нельзя сделать — ни сократить, ни дополнить, не изменить диалоги. Приходится буквально следовать ему, и фильм снимается сам. Она так работать не привыкла. Правда, насмешливо добавляет она, Арабов, когда она попросила его внести правки в сценарий, тоже ничего с ним сделать не смог, вернул нетронутым. Тогда Германика смирилась и сняла все буква в букву.

«Удивительно, но в этом фильме у меня никто в кадре не блюет и не пьет мочу, так что все могут вздохнуть с облегчением, — ехидно цедит Германика. — Мы вот сегодня снимали воскрешение, рождение в вечную жизнь. Кто-то это прочтет и подумает: Германике больше не наливать. Да и пусть. Сейчас все кинулись снимать комедии, а мне это напоминает Арбат, где всегда полно каких-то ребят, которые пишут шаржи. Все время думаю: почему людям нравится, когда их рисуют уродами? Наверное, с комедиями так же. То, что давит на пороки, на нижнюю чакру, — это типа смешно. А мне нравится, что я делаю простой фильм, и нравится, что „Зеленая книга“ на „Оскаре“ или там „Счастливый Лазарь“ в Каннах. Это тоже простые фильмы».

Напоследок интересуюсь у Климовой, как ей работалось с Высоцкой. «С самого первого дня на пробах было ощущение, что она своя, — восклицает Климова. — Я понимала, о чем она говорит, слышала ее, мы как бы были на одной частоте. Я помню, была всего одна смена, когда ее не было на площадке, и было ужасно пусто. Мы снимали кульминационную сцену для моего персонажа, и мое желание увидеть Юлю, чтобы она была рядом, очень подходило под то состояние, которое должно было быть в кадре. Основные съемки были в Карелии зимой, и это для меня лично было сложным физическим испытанием. Почти все снимали на натуре, было ужасно холодно. Но я ни разу не слышала, чтобы Юля на это жаловалась».

Еще дубль. «Стоп! Спасибо! Идеально!» — кричит Германика. Избушка на курьих ножках больше не трясется.

Смотрите также

22 мая 201913
3 мая 201921
23 мая 201915
23 мая 201918

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
Вчера5
Вчера4
16 декабря3
Вчера22
16 декабря
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации