«Тайная жизнь» Терренса Малика: Бунт против войны за Гитлера

Обсудить0

Двукратный лауреат Канн вернулся в основной конкурс фестиваля с трехчасовой философской притчей, основанной на реальной истории.

Австрия, 1940-е годы. Деревенька Радегунд — земной рай: горы, луга, водопады, поля, крепкие дома и дружные трудолюбивые фермеры. У Франца и Фанни Егерштеттер (Аугуст Диль и Валери Пахнер) — большое хозяйство, большая любовь, три дочки, три овечки, ослик, корова и много чего еще хорошего. Но гитлеровская Германия ведет войну и мобилизует каждого австрийского мужчину. Франц, как человек верующий. отказывается воевать за нацистов. Более того, задается ненужными вопросами вроде: если Бог дал людям свободу выбора, то мы ответственны за то, что делаем и не делаем, а если лидеры стран ведут себя плохо, то можно ведь их и не слушать. Таким образом, пока все боеспособные мужчины Радегунда ушли на войну, Франц остается с семьей и сразу же превращается в изгоя. Все вокруг пытаются заставить его идти защищать Родину от врагов Гитлера и, возможно, там и умереть. Почему нет? Отец Франца погиб же на войне, и ничего. «Ты хуже их! — кричит Егерштеттеру местный управляющий. — Они враги, а ты — предатель!» Позже Францу приходит повестка, и он принимает решение взойти на свою Голгофу — отправиться в военкомат и отказаться воевать публично. Егерштеттера, естественно, хватают, сажают в тюрьму и приговаривают на трибунале к смерти в 1943 году.

Терренс Малик взял реальную историю одного маленького человека, чтобы на ее основе развернуть масштабную философскую притчу о смысле жизни — как он это любит и умеет, красиво и на три часа. Оператор Йорг Видмер (он работал с Эммануэлем Любецки над «Древом жизни») снял просто открыточные австрийские пейзажи. С экрана так и веет запахом луговой травы и горной хвои, мягкой теплой земли, яблок, парного молока — всего, чем наполнена счастливая пейзанская жизнь. Судьба Франца растворяется в этом пространстве и подается через письма-диалоги мужа и жены, которыми они обмениваются все время заключения Егерштеттера. Малик смакует каждую деталь его бытия, заставляя нас погрузиться в этот медитативный простой быт и прочувствовать его до донышка. За три часа мы должны понять, что ценны не только каждый колосок, каждый глоточек воздуха, каждый поцелуй жены, но и возможность жить со всем этим без стыда и по совести.

Безусловно, это никакая не биография, не историческое кино, хоть фермерский быт и показан со скрупулезной тщательностью: кажется, еще миг, и мы сами пойдем копать картошку и печь хлеб. Малику интересно препарировать проблему зла, героизма и свободы воли. Поэтому Франца в тюрьме пытают не тумаками, а каверзными вопросами. Следователь Хердер (Маттиас Шонартс) допытывается: «Ты что, лучше других? Знаешь что-то, что другие не знают?» Нацисты стремятся всячески переубедить упрямца и заставить отказаться от убеждений. Даже на трибунале судья Любен (последняя роль Бруно Ганца) вызывает Франца в кабинет и пытается втолковать, что всем будет только хуже от его решения. Что за пределами этих стен никто не узнает о его подвиге. Никому до него нет дела. Он ничего не изменит. Мир останется прежним. Так не лучше ли сделать так, как просят?

Но Францу не лучше: его убеждения не позволяют убивать людей, и он остается верен себе до конца. Малик, с одной стороны, показывает всю бессмысленность этого поступка, с другой — проводит христианские параллели, делая из Франца великомученика и отражая тем самым реальный факт: в 2007 году Папа Бенедикт XVI признал Егерштеттера мучеником за его тихий одиночный подвиг. Собственно, почему нет, ими и становятся те, кто пострадал за веру. От них отворачиваются близкие, их презирают, их подавляют, хотя, мучения Франца в берлинской тюрьме выглядят не так жутко, как можно было бы представить: австрияку наваляли пару раз, заставили целовать ботинки и приседать на стуле.

Малик, таким образом, снял версию жития святого в пасторальной, красочной, трансовой манере. Но эта простая мысль, поданная в такой сложной обертке, вгоняет больше в тоску, чем в катарсис. Трехчасовая медитация с глубокомысленными рассуждениями и послесловием из Джордж Элиот (название фильма — ее цитата) получилась несколько унылой, странной и перегруженной метафорами. Даже казнь Франца Малик подает словно театр: занавес, конферансье в цилиндре, не хватает только аплодисментов. С другой стороны, когда у режиссера было просто, коротко и понятно?

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

18 мая 201911
17 мая 201931
18 мая 20193
15 мая 201925

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации