«Лучшие годы жизни» Лелуша: Мужчина и женщина 50 лет спустя

Обсудить0

Клод Лелуш снял еще один сиквел своего знаменитого фильма с совсем уже пожилыми Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяном. Продолжение, в котором герои вспоминают о своем романе, предсказуемо оказалось гораздо слабее оригинала.

Гоночный автомобиль подъезжает к парижскому вокзалу, из него выскакивает мужчина и бежит к поездам. Женщина, вышедшая на перрон из только что прибывшего поезда, видит встречающего ее мужчину, который пару часов назад посадил ее на этот поезд в Нормандии. Они бросаются друг другу в объятья.

Так открытым финалом завершался фильм «Мужчина и женщина» (1966), один из самых известных французских фильмов о любви, прославивший Клода Лелуша и принесший ему каннскую «Золотую ветвь» и «Оскар». В конце 1980-х Лелуш решил снять его продолжение, которое так и называлось — «Мужчина и женщина: 20 лет спустя». Сиквел, из которого мы узнавали, что роман Анны Готье и Жан-Луи Дюрока так и не сложился, успеха не имел. Пятьдесят с лишним лет спустя Лелуш решил сделать еще одну попытку подвести черту под этой историей. Но удачной ее тоже не назовешь.

«Мужчина и женщина» (1966)

Совсем уже пожилой Жан-Луи Дюрок (Жан-Луи Трентиньян) живет в доме престарелых, и с каждым днем он все больше теряет память, забывая даже то, что сказал пару минут назад. Хорошо помнит он только одно — свой роман с Анной Готье (Анук Эме), с которой он познакомился 50 лет назад в Довиле. Его сын, обеспокоенный здоровьем отца, находит Анну и просит ее навестить своего бывшего возлюбленного. Жан-Луи не узнает Анну при встрече, но говорит, что она похожа на женщину, которую он любил, и пересказывает ей историю их романа. Потом Анна, конечно, откроется ему, и они обсудят, почему их отношения так и не удались (впрочем, версии звучат разные: то ли роман был слишком прекрасным, то ли Жан-Луи испугался брака, то ли Анна не смогла ему простить увлечения другими женщинами, а скорее всего, все это вместе).

«Мужчина и женщина: 20 лет спустя»

Собственно, воспоминаниям об этом романе и будет посвящен весь фильм, и оба героя так или иначе признаются, что это была главная любовь их жизни. Роль воспоминаний играют многочисленные вставки из «Мужчины и женщины», которые одновременно и спасают, и губят картину: на их фоне становится особенно заметно, насколько не удались «Лучшие годы жизни». История в новом фильме кажется абсолютно вымученной, в ней нет легкости и тонкости оригинала, нет той недосказанности, которая составляла большую часть очарования «Мужчины и женщины».

Да, Анук Эме действительно до сих пор похожа на ту самую Анну, а вот в 89-летнем Трентиньяне, который флиртует с врачами и отпускает неловкие стариковские шутки («Если бы я был богат, я бы пИсал весь день!»), к сожалению, уже сложно узнать того самого красавца гонщика. Настоящая химия между героями на экране возникает только во вставках 50-летней давности. Собственно, в какой-то момент становится понятно, что и герои любят именно тех, прежних друг друга, и, несмотря на новую встречу, главное, что и им остается, — это вспоминать.

«Лучшие годы жизни»

«Лучшие годы жизни» не представляют и никакого художественного интереса. Если в «Мужчине и женщине» была постоянная игра с цветом и монтажом, была чуткая, почти интимная камера, следящая за прикосновениями героев друг к другу, за их все возрастающим чувством, то в новом фильме Лелуш создал совершенно скучную и плоскую картинку. Не помог ее разнообразить и iPhone, на который были сняты отдельные эпизоды фильма. Режиссер не решился ни на какие особые эксперименты, которые позволяет мобильный формат.

Впрочем, сам Лелуш очень доволен своей работой с iPhone и говорит, что, будь у него такая возможность в 1966 году, он бы снял на него «Мужчину и женщину». По его словам, смартфон — это будущее кино, потому что это легкая и удобная камера, которая значительно расширяет возможности для режиссеров (например, можно начинать съемки в любой момент или снимать в любом, даже небольшом пространстве). Свой следующий фильм Лелуш уже полностью снял на смартфон. Компания Apple официально никак не поддерживает такие проекты, но глава компании Тим Кук с гордостью писал о своей встрече с Лелушем в конце прошлого года, а на Каннском фестивале представители Apple организовали небольшой мастер-класс для журналистов, рассказывая об особенностях съемки на iPhone.

«Разум говорил мне, что не надо этого делать, а подсознание — что надо. Иррациональное взяло верх», — так Лелуш объяснил прессе, зачем он решил снять продолжение «Мужчины и женщины». Интересно, кстати, что в «Лучших годах жизни» нет никаких вставок или даже сюжетных линий из «20 лет спустя». Лелуш признался, что считает ту свою работу ошибкой и что она была сделана из желания повторить успех первого фильма. И поэтому попросту вычеркнул ее из биографии героев. По словам режиссера, зрители почувствовали искусственность первого сиквела, и поэтому он не имел успеха. «Должно было пройти 50 лет, герои должны были поменяться, у них должны были появиться морщины, — говорит Лелуш. — И мы видим, что это сработало».

Зрители на каннской премьере (фильм был показан во внеконкурсной программе) действительно встретили «Лучшие годы жизни» стоячей овацией. Впрочем, большая часть этих аплодисментов относилась, скорее, к Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяну, звездам классического французского кино, которые снова вышли на каннскую красную дорожку. После окончания титров зал запел знаменитую заглавную тему из «Мужчины и женщины», написанную Франсисом Ле. И кажется, что ностальгии в этой реакции было больше, чем восторгов от нового фильма.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

18 мая 201911
18 мая 20193
17 мая 201931
15 мая 201925

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации