Какого цвета на самом деле был плащ у Нео? Почему в 1999-м он выглядел как московский тусовщик, а сегодня — как модель Alexander Wang? И при чем тут Земфира и Ким Кардашьян?
Первая «Матрица» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Кинематографисты всего мира дружно признавались, что картина с технической точки зрения вывела индустрию на новый уровень (фильм получил четыре технических «Оскара», в том числе и за спецэффекты, и уже спустя полгода после выхода «Матрицы» эффект буллет-тайм использовали более чем в 20 фильмах).
Знаменитые актеры (например, Уилл Смит, Леонардо ДиКаприо и Том Круз) жалели, что в свое время не смогли участвовать в проекте. Знаменитости соревновались, кто быстрее и эффектнее покажется на публике в образе Нео или Тринити. А модельеры в срочном порядке посвящали блокбастеру новые коллекции.
Сами Вачовски признаются, что вообще не были уверены в своем студийном дебюте (все-таки их первый фильм, «Связь», был камерным низкобюджетным инди), лишь шли за мечтой и хотели создать что-то уникальное. Относительно небольшой для такого жанра бюджет в 65 млн долларов (для сравнения: «Матрица: Перезагрузка» стоила уже 150 миллионов) накладывал серьезные ограничения на работу костюмерного цеха, и Ким Барретт — художница по костюмам, работавшая над всеми частями «Матрицы» — была вынуждена делать все из самых дешевых тканей (в следующих фильмах Вачовски она смогла позволить себе даже 3D-печать).
Чтобы как-то замаскировать низкое качество материалов, Барретт пришлось придумать интересный запоминающийся крой. Так появились строгая мантия Морфеуса, лаковый комбинезон Тринити и плащ Нео — именно он и стал главным костюмом «Матрицы», практически иконой.
Вот уже 20 лет образ киберпанк-мессии в развевающемся черном плаще неустанно цитируют поклонники, косплееры и дизайнеры. Очень часто в прессе и на фанатских сайтах этот плащ ошибочно называют кожаным, что неверно. На самом деле он сделан из дешевой шерстяной материи, которую Ким Барретт купила в Нью-Йорке по три доллара за метр. «Это была идеальная ткань: полы были достаточно плотными, но легко развевались при движении».
В период подготовки к съемкам Барретт вместе с оператором сделала множество костюмных тестов и выяснила, какой плотности, веса и текстуры должен быть материал плаща, чтобы развеваться в экшен-сценах именно так, как хотели Вачовски.
Так как в мире «Матрицы» доминировал зеленый цвет, дизайнер приняла решение тонировать в зеленый любую ткань, от белого до черного. «Я очень много работала над тем, чтобы в костюмах постоянно присутствовал зеленоватый оттенок, чтобы, когда свет падает на ткань, она отсвечивала зеленым», — вспоминает Барретт. Вачовски так впечатлились работой Ким, что даже сделали ей оммаж в одной из сцен: когда Нео поднимается на лифте в квартиру Оракула, на стене отчетливо видна надпись «KYM».
Кожаные плащи и узкие солнцезащитные очки массово появились на подиумах практически сразу после выхода картины и знаменовали собой эпоху конца 1990-х — начала нулевых. Сама Ким Барретт говорит, что хотела предугадать моду будущего. Но она сделала кое-что более важное для истории моды — лаконично сформулировала дух современной ей эпохи.
Как говорит фэшн-эксперт Эвелина Хромченко: «„Матрица“ отразила любимый многими неоромантизм в его жесткой и агрессивной версии весьма своевременно: агрессия была характерным способом коммуникации в 1990-е. Одетых таким образом людей в черных очках можно было увидеть в самых модных клубах, ресторанах, на подиуме или в зале модного показа, на поп- и рок-сцене и на танцполе, по телевизору и в комиксе. Черный стал самым модным цветом 1990-х и 2000-х. Минимализм — самым модным проявлением хорошего вкуса. Этот тренд устойчиво держится на подиумах и никуда не исчез по сей день, когда мода на 1990-е вернулась во всем своем вариативе. И называют его редакторы глянца „Матрица“, даже если сам фильм и не смотрели. Каждый осенне-зимний сезон из года в год».
Практически сразу после выхода картины дизайнер Джон Гальяно посвятил «Матрице» свою коллекцию Dior Haute Couture 1999, переосмыслив знаменитые костюмы Тринити. Его поддержала Вера Вонг, выпустив коллекцию осень-зима 2000, также посвященную фильму.
Российские дизайнеры тоже старались переосмыслить эстетику фильма в своих вещах. Дизайнер бренда YAKUBoWITCH Ольга Якубович признается: «Могу с уверенностью сказать, что образы главных героев фильма повлияли и на мой бренд. В предыдущих коллекциях присутствовали и разлетающийся плащ в стиле Нео, и латексный комбинезон в стиле Тринити. Можно сказать, что это уже своего рода модные клише. Что касается стилистики фильма, то, мне кажется, еще до выхода картины моде 1990-х был присущ небольшой уклон в БДСМ и фетиш, и художник по костюмам, несомненно, взяла его за основу, когда разрабатывала стиль героев».
Спустя ровно 20 лет визуальная стилистика «Матрицы» снова вернулась в моду, но на этот раз с еще большим размахом. Например, в коллекции Balenciaga осень-зима 2017 удлиненные пальто дополнены узкими солнцезащитными очками в стиле Нео.
Коллекция Alexander Wang осень-зима 2018 полностью посвящена культовому фильму.
Одежда из крокодиловой кожи в стиле Морфеуса присутствует в актуальных коллекциях Louis Vuitton, Balmain и Hermès, а узкие солнцезащитные очки можно найти у Prada и Balenciaga. Встречаются также отголоски фильма в текущих коллекциях брендов Kenzo, Juun.J, Balmain и Alexander McQueen.
Влияние картины можно заметить и в уличной моде больших городов, и на красных ковровых дорожках. Главные трендсеттеры нового поколения Кендалл Дженнер, Ким Кардашьян, Белла Хадид, Лупита Нионго, Зейн Малик и Джиджи Хадид все чаще появляются в образах а-ля Нео или Тринити.
«Матрица» повлияла и на прически девушек: в моду вошли короткие, как у героини Кэрри-Энн Мосс. А глобальная мода на черные плащи нашла отражение даже в клипе Земфиры «Искала».