Первый за 25 лет македонский фильм в берлинском конкурсе выглядит как все хорошее восточноевропейское кино — просто, со вкусом и очень похоже на нашу жизнь.
Есть в Македонии древний обычай: на Крещение после крестного хода священник кидает в реку деревянный крест, и верующие мужчины бросаются в ледяную воду его ловить, чтобы обеспечить себе удачу в новом году. В 2014 году в реку бросилась женщина и поймала крест. Несмотря на ярость ортодоксов, оберегающих неписаную традицию, она даже выступила на телевидении и призвала македонских женщин участвовать в соревновании наравне с мужчинами.
Фильм Теоны Митевской, ветерана и любимицы Берлинале, буквально выращенной фестивалем (тут показывали и награждали ее короткометражный дебют «Вета», а три ее полнометражных работы оказывались в «Панораме»), развивает эту документальную историю художественными средствами, перенося действие в наши дни, точнее, в 19 января 2018-го. Именно в этот день 32-летняя безработная Петруния Е. (не замужем, образование высшее, историк, специализировалась на интеграции коммунистических структур власти в демократическое общество, живет с родителями) брела домой с неудачного собеседования. Наглый директор швейной фабрики хватал ее за коленки, обзывал неудачницей, а потом сказал, что даже не стал бы с ней спать. По дороге Петрунию обогнала набитая гопниками легковушка, обдав грязью. Подхваченная толпой на мосту через речку Штип, она оказалась на берегу, поддавшись внезапному феминистическому импульсу, бросилась прямо в одолженном у подруги платье за крестом в реку — и схватила его! Толпа полуголых мужчин была в ярости.
Через час женщину объявили в розыск.
Как и почти любое восточноевропейское кино, «Петруния» очень близка к российскому контексту. Знакомые матерные ругательства. Православие, национализм, культ превратившегося в сказку древнего прошлого («Историк? Наверное, Александром Македонским интересуешься?» — спрашивает Петрунию полицейский инспектор), проблема отцов и детей, мачизм и бытовая дискриминация женщин, наконец. Имеются даже угрозы привлечь героиню по статье за экстремизм!
Но назвать «Петрунию» манифестом феминизма было бы преступным преувеличением. Во-первых, этот фильм — комедия, и смешная (а разве манифесты бывают смешными?), исполнительница главной роли Зорица Нюшева вообще служит в театре комедии в Скопье. Во-вторых, это камерное (героиня почти все время сидит в отделении полиции) кино, в котором проходных, необязательных сцен просто не может быть, иначе зритель просто умрет со скуки. Сцены допросов и увещеваний вернуть трофейный крест напоминают новые румынские драмы: играют не только актеры, но и интерьеры (лучшая находка постановщика — фотообои с изображением флуоресцентно-зеленых джунглей в комнате для дознания). В-третьих, все программные монологи об освобождении женщин разумно отданы второй героине, стреляной телерепортерше Славице (ее играет Лабина Митевска, сестра режиссера и продюсер фильма), снимающей сенсационный сюжет о случае на Штипе. Их комический дуэт с оператором, помешанным на футбольных ставках, уместно оттеняет историю женского пробуждения в глухой македонской провинции.
Много повидавший киноман мог бы упрекнуть «Петрунию» в том, что это простоватое кино. Но о важных вещах и нужно говорить просто, ведь такой разговор обычно приходится вести с обычными людьми, а не с теми, кто может цитировать по памяти Симону де Бовуар (с ними вообще лучше не спорить). И зрительская, народная интонация фильма Митевской, его мелодраматические повороты (судя по имеющимся тут намекам, героиню где-то за кадром ждет настоящее счастье) — это ровно то, что нужно для наглядной пропаганды равноправия полов. К тому же «Петруния» не принимает модной сегодня виктимизации женщины, а наоборот, показывает ее стремительную эволюцию от лузерши в победительницу. Про это — как овца стала волком — тут даже рассказывают сказку. Отдельный бонус — феминитивы, существующие в македонском языке совершенно естественно.