Йоргос Лантимос: «Оливию Колман я считал своей личной фавориткой»

Обсудить0

Режиссер «Фаворитки» — о том, что он делал с Оливией Колман, Рэйчел Вайс и Эммой Стоун, и почему ему нравится наблюдать за людьми в нелепых ситуациях.

В прокат выходит новый фильм автора «Клыка», «Лобстера» и «Убийства священного оленя». В «Фаворитке» Лантимос впервые работает с жанром костюмной драмы, экранизируя бурную светскую и личную жизнь при дворе Анны Стюарт, но остается верен своему абсурдистскому методу.

Мы поговорили с режиссером о том, возможна ли историческая правда в кино, как добиться от актеров хорошего настроения и хорошей игры и надолго ли он покинул родную Грецию.

«Фаворитка»«Фаворитка»

— Почему вы решили снять фильм про королеву Анну? Она, кажется, не очень известный персонаж в британской истории...

— Да, даже англичане плохо знакомы с этой королевой. А я о ней вообще никогда не слышал. Дело в том, что изначально этот проект был не моим. Его хотела реализовать британский историк и сценаристка Дебора Дэвис; это было 20 лет назад. Дебору заинтересовала не столько любовная интрижка королевы с ее фрейлиной Сарой Черчилль, герцогиней Мальборо, сколько история о женщине у власти, которая также окружила себя женщинами, отдав им лидирующие позиции в своем аппарате управления. Дэвис удалось пробить сценарий для постановки на радио, но с кино ничего не получалось. В тот момент со мной связались продюсеры. Я начал писать сценарий «Фаворитки» девять лет назад. Правда, это не значит, что я писал текст все эти годы. Я делал перерывы, снимал другие проекты.

«Фаворитка»«Фаворитка»

— «Фаворитка» — ваш первый фильм в жанре костюмно-исторической драмы. Хотелось бы узнать, насколько вам было комфортно отступать от своего абсурдистского метода. Все-таки это кино по мотивам реальных событий.

— Ну, таким его видела Дэвис. А мне-то хотелось создать что-нибудь более остроумное и занимательное, передать другое видение прошлого. Снимать обыкновенную костюмную драму, делая вид, что разбираешься в истории, — это слишком банально и скучно. Мне нравится, что действие происходит в прошлом потому, что так сюжет автоматически получается условным и вымышленным. Прошлое создает дистанцию, возбуждает фантазию.

Когда я снимаю фильмы в современном антураже, то большую часть времени ломаю голову на тем, как придумать занимательную историю, чтобы она походила на реальность, но все же была условной. Меня же никогда не интересовала реальность, в кино я пришел именно за возможностью создать свой условный мир. Я хотел сделать историю Анны актуальной и понятной сегодняшнему зрителю, поэтому язык в картине современный. А когда мы создавали исторические костюмы, то пользовались современными материалами и технологиями. Мои герои беседуют, танцуют и прогуливаются так, как это делали бы люди сегодня. Да, мы используем барочную музыку, но разбавляем ее композициями наших дней. Мне не нравится, когда исторические и костюмные драмы снимаются с претензией на точное воспроизведение прошлого. Как будто мы можем что-то точно знать о живших тогда людях! Думаю, подобные попытки приближения к реальности, лишь отдаляют ее от нас. Правды нет, точнее, она всегда субъективна, и в своей картине я довольно ясно даю понять, что меня не интересует историческая правда. Так честнее.

Рэйчел Вайс и  Йоргос Лантимос на съемках фильма «Фаворитка»Рэйчел Вайс и Йоргос Лантимос на съемках фильма «Фаворитка»

— Как подбирали актрис на главные роли?

— С Оливией Колман и Рэйчел Вайс я достаточно хорошо знаком. Оливию я считаю свой личной фавориткой, я уже работал с ней в «Лобстере». У нее большой опыт в исполнении британских королев. Уже во время написания сценария я представлял ее в роли Анны. Пусть даже для зрителя в этой роли она совершенно неузнаваема.

Что касается Эммы Стоун, то я с ней до этого никогда не работал, но в последнее время ее имя постоянно на слуху. Так что решил посмотреть несколько картин с ее участием, и мне бросилась в глаза общая черта ее героинь: все они обладают, как бы лучше выразиться, «уникальной гадостью». Она часто играет женщин, которые вытворяют ужасные вещи, но вполне могут вызвать у зрителя сожаление и даже симпатию. Поэтому мне показалось, что Эмма идеально подойдет на роль Эбигейл, девушки из некогда знатного рода, которая в силу обстоятельств оказывается в нищете и всеми способами пытается вернуть себе былое положение и финансовую независимость.

Эмма Стоун  и  Йоргос Лантимос на съемках фильма «Фаворитка»Эмма Стоун и Йоргос Лантимос на съемках фильма «Фаворитка»

— Мне довелось пообщаться с актерами. Они жаловались, что на репетициях вы требовали от них каких-то нелепых вещей: бросаться друг на друга, кататься по полу и повторять странные фразы в конце каждого предложения. Зачем вам все это?

— Мне не хочется публично раскрывать свои методы работы. Скажу лишь, что мне нравится наблюдать за людьми в нелепой ситуации, когда им неудобно и неловко. Я считаю, что важно всеми доступными способами выводить актеров из зоны комфорта. Мне нравится заставлять их дурачиться и быть смешными. Я предпочитаю ситуации, когда актеры не понимают, что они делают, и начинают подключать инстинкт. Часто они теряют уверенность и чувствуют свою уязвимость, но под конец всегда раскрепощаются. Если в такой момент они с достоинством смогут выйти из ситуации, у меня не остается сомнений в их мастерстве. Мне интересно подвергать сомнению, испытывать на прочность человеческие отношения и манеру поведения. Эксперименты могут привести к неожиданным результатам. При этом я всегда считаю важным оставить достаточно места для зрительского воображения. Не люблю толковать смысл происходящего или впадать в нравоучения.

Эмма Стоун  в  фильме «Фаворитка»Эмма Стоун в фильме «Фаворитка»

— Чем обычно заняты вы, пока ваши актеры катаются по полу?

— Занимаю стратегическую позицию где-нибудь в углу и смеюсь. (Смеется.) Если выбрать подходящих исполнителей и создать на съемках веселую атмосферу, фильм начинает складываться сам собой.

— То есть вы в душе комедиограф?

— Нет смысла рассказывать истории без юмора. У меня всегда была фундаментальная неприязнь к тем людям, которые слишком серьезно воспринимают себя. Я терпеть не могу режиссеров, которые чопорно относятся к своим картинам. Когда нам весело, мы понимаем, насколько нелепа та или иная ситуация, да и сама жизнь. Смотреть на мир с известной дистанции просто необходимо, чтобы понять его суть. Даже в великих драмах имеются смешные и нелепые стороны!

На съемках фильма «Фаворитка»На съемках фильма «Фаворитка»

— Почему вы не снимаете фильмы в Греции?

— Потому что истории, которые лежат в основе моих картин, не связаны с Грецией, они универсальны и могут происходить повсюду. Другая причина заключается в том, что кино в Греции сегодня воспринимают как хобби, не считают это серьезной, приносящей доход профессией. В Греции сегодня нет структур, которые бы финансово помогали кинематографистам. В Греции фильмы снимает лишь небольшая группа энтузиастов. Работа над картинами скорее напоминает какой-то семейный бизнес по типу «один одалживает у другого». Режиссеры находятся в роли вечных просителей. Они просят о помощи своих друзей или пытаются уговорить актеров, обещая заплатить когда-нибудь потом. Они ищут дома, куда их пустят снимать бесплатно. Никто и никому не платит, поэтому приходится закладывать свою машину или даже продавать свою одежду, чтобы свести концы с концами. По-другому в сегодняшней Греции нельзя делать кино. Но это не значит, что я не хочу вернуться домой, чтобы снять там фильм!

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

31 августа 201820
1 января 2019109
28 января 201928
24 января 201928

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации