Режиссер «Властелина колец», продюсер и сценарист «Хроник хищных городов» — о своем камео и о том, почему не снял новый фильм сам.
В прокат выходит спродюсированный Питером Джексоном фильм режиссера-дебютанта Кристиана Риверса — мрачная антиутопия, в которой гигантские города-монстры пожирают маленькие, как хищники травоядных, а растерявшие все знания люди охотятся за современной нам техникой как за ценными артефактами.
КиноПоиск обсудил с Джексоном кастинг (сплошь свежие лица), персонажей и сходства между фэнтези Толкина и дизельпанком Филипа Рива, по книгам которого и сняты «Хроники хищных городов».
— Вам не хотелось снять этот фильм самому?
— Нет. Ну, эта история меня интересовала, безусловно. Иначе бы я на нее права не купил. Но когда встал вопрос, кто же будет снимать фильм, я подумал: почему бы не дать такую возможность Кристиану? Мы с ним работали вместе над фильмами о хоббитах, особенно над вторым. Он уже тогда показал, на что способен как режиссер. Он также делал раскадровки для многих моих фильмов. Собственно, он ведь всегда и мечтал стать режиссером!
— Чем же вас заинтересовала эта история?
— Заинтересовала, кстати, это еще мягко сказано. Я все четыре книги Филипа Рива буквально проглотил одну за другой, и наш фильм основан на всех четырех. Основные сюжетные линии тут развиваются на фоне истории о самодвижущихся городах. Здесь, как и в фильмах по книгам Толкина, зрители увидят совершенно новую, ни на что не похожую вселенную. Причем это не исключительно беспросветная, угрюмая картина будущего — там есть и свои магазины, кафе, люди носят яркую одежду. Мне кажется, это тоже важно для фильма.
Но даже самые фантастические города без убедительных персонажей мало кого заинтересовали бы. И главные герои фильма — Хестер (Хера Хильмар) и Том (Роберт Шиэн) — на самом деле очень непросты. Хестер, например, не похожа на классическую голливудскую положительную героиню. У нее шрамы на теле и в душе, она никому не верит, да и мы поначалу ей тоже не очень-то доверяем. В ее характере много недосказанного, загадочного, мы по крупицам узнаем какие-то факты из ее жизни по ходу дела. Мне как раз нравится эта неоднозначность. Или Шрайк (Стивен Лэнг), полумертвец и полуробот. В книгах Филипа Рива он один из центральных персонажей. Совершенно непредсказуем, но неизменно страшен. Если дело дойдет до сиквела, он вам такое покажет!
— Как вы для себя определяете жанр фильма?
— Ну, города на колесах с фундаментом в пять миль — это, конечно, фантастика. Но тема закрытых границ, нестабильности и неуверенности в будущем — вполне реализм. Ведь какая в этом обществе была концепция: побежденный город они уничтожали, перерабатывали на топливо, но его жителей не убивали, а как, говорится, интегрировали в общество, понимая, что сами от этого только выиграют. Звучит знакомо?
— У вас там вообще много параллелей с сегодняшним днем: Лондон, который на Европу наехать собирается, или вот намеки на то, что в Америке сейчас происходит.
— Если вы про историю с массовой высылкой родителей-нелегалов властями США (родившихся на территории США детей при этом оставили в стране, в приютах как американских граждан. — Прим. ред.), то она всплыла в СМИ, когда мы уже были на стадии озвучания. Снять про это отдельный кусок мы уже не могли и поэтому просто начитали за кадром, как будто в громкоговоритель кто-то объявляет: «Во время осмотра дети могут быть временно отделены от родителей». Я тогда в ужас пришел от того, что американцы делали на границе с Мексикой. Честно говоря, я и до сих пор в шоке. Получается, правительство в законном порядке ворует у людей детей.
— То есть в этом и заключается ваш подход — в любом сюжете искать личную человеческую историю?
— Можно и так сказать. Когда мы с Филиппой (Бойенс, соавтор сценария всех фильмов Джексона, начиная с первого «Властелина колец». — Прим. ред.) пишем сценарий, то в первую очередь прописываем диалоги, персонажей, пытаемся понять ход их мыслей. Например, Том родился и вырос в Лондоне, он не знает ничего, кроме этой движущейся многоуровневой махины и шума двигателей, и вдруг неожиданно оказывается за его чертой. Стоит на твердой земле, а вокруг — тишина. Совсем нереальная ситуация, но нам необходимо было прописать этого героя так, чтобы зритель мог представить себя на его месте и почувствовать его страх.
— Расскажите про кастинг. Почему вы выбрали, скажем так, новые лица? Ведь студия хотела видеть в фильме звезд.
— Ну, не то чтобы хотела. Просто, с их точки зрения, узнаваемые актеры на постере смотрелись бы убедительнее. И потом, вот же у нас Хьюго Уивинг есть, наш Элронд из «Властелина колец» и «Хоббита»! В общем, мы так рассудили: раз мы новый мир создаем, то и лица тоже должны быть новые. Это все очень хорошие актеры, просто еще не настолько известные. Хотя если все получится, то известными они станут очень быстро. Посмотрите на Кейт Уинслет — она же первую кинороль получила в моем фильме «Небесные создания».
— Расскажите немного вашем документальном фильме «Они никогда не станут старше». Его, кстати, и в России показывали. Вы же, получается, работали над ним в то же самое время, когда шли съемки «Хроник»?
— Когда я был в Лондоне на премьере фильма «Хоббит: Битва пяти воинств», Имперский военный музей попросил меня сделать фильм о Первой мировой, точнее, составить из кинохроники тех лет. То есть это сотни часов материала. Им хотелось, чтобы я собрал из этого что-то принципиально новое. Я подумал: а что если мы попытаемся восстановить все эти записи с помощью современных технологий, чтобы они смотрелись так, будто сделаны в наше время? По сути, это мой первый фильм, который был снят не мной. Война глазами обычных людей. Там же еще было 600 часов аудио — участники войны рассказывают свои истории. Так что два года, пока мы над «Хрониками» работали, я занимался другими хрониками — вечерами слушал и отбирал эти треки.
— Напоследок вернемся к «Хроникам хищных городов». Обычно в своих фильмах вы появляетесь в камео. А где вас искать тут?
— Играю бронзовую статую на заднем плане — изображаю бога отбросов. Узнаете меня?