Жак Одиар: «Хоакин Феникс — гениальный неперфекционист»

Обсудить0

Режиссер «Братьев Систерс» — о том, как равнодушие к вестернам и американским ландшафтам не помешало ему снять хороший фильм о Диком Западе. В Румынии.

В прокат выходят «Братья Систерс» — вестерн, снятый французом Жаком Одиаром («Дипан», «Пророк») в Европе, но с американскими актерами. Хоакин Феникс и Джон Си Райли (впервые вместе на экране) играют двух братьев-киллеров, которым нужно найти гениального химика (Риз Ахмед), изобретшего способ буквально видеть золото в ручьях. В погоне за ним братья дойдут до самого Тихого океана. И до сомнений в гендерных штампах.

КиноПоиск поговорил с Жаком Одиаром о деконструкции штампов вестерна, актерском дуэте Феникса и Райли, а также о гендерных фокусах в фильме.

— Вас как-то изменили вестерны, которые вы смотрели в детстве?

— Нет. Хотя кино вообще меня воспитало. Да, мне кажется, что мое поколение и поколение моих родителей были воспитаны именно кинематографом. Что значит воспитаны? Вот от 11 до 15 лет мальчики думают только о девочках. Но вестерны с Джоном Уэйном не научат вас подкатывать к девушкам! А Трентиньян и  Джек Николсон — да! (Здесь Одиар имеет ввиду вестерны Ховарда Хоукса, романтическая линия в которых обычно ограничивается бромансом — прим. ред.)

— Какое же кино вас сформировало?

— Пеплум. Жан-Луи Трентиньян опять же. (Смеется.) Я не знаю. Длинный список. Кино стало для меня важным в четырнадцать. Сегодня дети смотрят кино на компьютерах, на планшетах. А нам нужно было перейти улицу, дойти до кинотеатра. И, живя в Париже, вы могли видеть кинофильмы со всего мира. Имея выбор между районными кинотеатрами и фильмотекой, можно было посмотреть буквально все. Я думаю, что больше всего на меня повлияло немое кино. Самые впечатляющие изображения. «Фауст». И вот эпизод фильма с увечьем лошади, которое запускает дальнейшие трагические события, идет от Мурнау, от силы Мурнау. Вы видели «Фауста»? Помните пролог? Всадники Апокалипсиса? Это все оттуда!

«Фауст»/ Фото: Getty Images«Фауст»/ Фото: Getty Images

— «Братья Систерс» же не классический вестерн: у вас там есть персонажи, не очень ему свойственные, беспечные и обаятельные главные герои, даже антигерои. Или химик, который изобрел способ высвечивать золото в воде. Это все не в традиции жанра.

— Ну, это же экранизация (романа Патрика Девитта — прим. ред.). Книга заинтересовала меня именно потому, что в ней было это смешение разнородных деталей. Мне понравились Систерсы, которые вроде бы крутые парни, немного разочарованные в жизни, уже немолодые, но разговаривающие как двенадцатилетние ребята. Это очень трогательно.

— Но все же зачем вы поменяли пол персонажу по фамилии Мэйфилд ( в фильме — содержательница гостиницы и борделя, держащая в страхе городок, названный в ее же честь. — прим. ред.)?

— Ну, вообще-то, если вы не заметили, в фильме ее играет актер-трансгендер, так что, можно сказать, я поменял пол наполовину. (Смеется.)

«Братья Систерс»«Братья Систерс»

— Вам нравится смешивать жанры?

— Ну, не знаю. Я не встаю утром, говоря себе: «О! Сейчас я займусь смешением жанров!» Это не так. Возможно, такое ощущение возникает благодаря присутствию в фильме жанровых штампов. А они появляются потому, что готовый код позволяет вам быстрее контактировать со зрителем. У нас есть какие-то свои идеи, может быть, даже очень личные, но они лучше передаются с помощью кодов.

— Почему вы решили снимать вестерн не в Америке?

— Мы побывали в Альберте, в Северной Калифорнии. Эти места всем своим видом так и взывают к съемкам. Но это все уже знают, это все уже видели. Вопрос в том, что мы хотим получить в фильме. Реальность, которая навязывает нам свою атмосферу? Или мы хотим создавать историю с нуля? Это не только эстетический выбор. Есть ведь еще материально-техническое обеспечение, финансы. В Америке это очень дорого. Очень дорого и очень сложно. Поэтому снимали в Испании и в Румынии.

«Братья Систерс»«Братья Систерс»

Но, хотя я не хотел снимать в Америке, я хотел снять американских актеров и актрис. У них особая манера игры. Я очень люблю французских актеров, но американские — совсем другое дело. Американские актеры считают, что из всех занятий, связанных с актерским ремеслом (театр, пантомима и т. п.), кино — главнейшее. Именно в нем они видят суть профессии. Работа в кино требует колоссальных знаний, огромной и тяжелой работы буквально во всем, садишься ли ты на лошадь перед камерой или занимаешься дубляжом. Американские актеры чувствуют себя хозяевами своих персонажей.

А что касается конкретно Хоакина и Джона, я считаю, что их феноменальный дуэт — они же реально выглядят на экране как братья — сложился потому, что им просто давно хотелось сыграть вместе. Они работали в Голливуде, долгое время наблюдали работу друг друга и вдруг сказали себе: «Ага! Надо бы сняться с этим парнем». И — оп! — это произошло.

«Братья Систерс»«Братья Систерс»

— Феникс же еще величайший перфекционист.

— Как вы сказали? Ой, а мне послышалось «неперфекционист». Это гениально! Если вы скажете это Хоакину, он будет доволен. Ведь на самом деле Феникс — гениальный неперфекционист. Он гениально играет недостатки. Никогда не знаешь, что он сделает. Он сам не хочет знать и не хочет повторять себя. И что мне очень нравилось — он был категорически против того, чтобы я говорил: «Это хорошо!»

— Почему вы решили сделать фильм менее жестоким, чем книга? В романе, например, довольно подробно описана сцена по удалению у лошади больного глаза. Или сцены насилия.

— Да, фильм менее жесток. Мы с Томом (Том Бидеген, сценарист фильма. — прим. ред.) задавались вопросом о форме насилия. Когда вы делаете вестерн, вы волей-неволей задаете себе вопрос о насилии и его изображении. Я не полностью удовлетворен теми фильмами, что вижу. И мы, Том и я, фактически написали сказку. Это и был смысл адаптации. И насилие у нас показано как в сказке — либо глазами ребенка, либо творимым руками ребенка. Обычно в вестернах с жестокостью все обстоит иначе, а у нас получилась книжка с картинками.

«Братья Систерс»«Братья Систерс»

— Ваш американский Запад выглядит довольно утопичным в сравнении с книгой и реальным историческим положением дел. Вы сами верите в утопию?

— Не более, чем вы. Сейчас очень сложно или практически невозможно верить в утопию. Некоторый идеализм — еще одна вещь, которой не было в романе и которую мы добавили. На что мы имеем право сегодня, на какой образ мысли мы имеем право сегодня и что было позволено в то время (на Диком Западе в середине XIX века. — Прим. ред.). Ведь в США уехали многие последователи Сен-Симона, многие утописты, первые социалисты, фурьеристы (последователи Шарля Фурье, философа-утописта, критиковавшего свободный рынок и капитализм с религиозных позиций — прим. ред). И все они потерпели неудачу. В Америке утопия превратилась в сектантство.

— Во время съемок вы говорили по-английски?

— Я не очень хорошо говорю по-английски. Могу уточнить гейт в аэропорту, но объяснения и указания на площадке могут быть невнятными. С другой стороны, мне это нравится. Есть время подумать, пока мои слова переводят. Это скверно, когда вы говорите по-английски на уровне или даже хуже, как я.

— Но вы будете продолжать съемки англоязычных фильмов?

— Я не знаю. Совершенно не знаю.

«Братья Систерс»«Братья Систерс»

— А вы хотели бы снимать в Голливуде?

— О нет, только не это!

— Каннская пальмовая ветвь за «Дипана» как-то повлияла на вас?

— Я не знаю, что ответить. Вы же видите: я простой парень, не сноб. Приятно, конечно, было. И некоторое время она оказывала на меня успокаивающее действие. А потом... (Многозначительно улыбается.)

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

3 сентября 201817
12 ноября 201821
14 ноября 201811
24 ноября 201839

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
26 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации