Гарроне против Соррентино: что сейчас происходит в итальянском кино

Обсудить0

2018-й стал переломным для итальянского кинематографа. Рассказываем, как кино Италии погрузилось в пучину кризиса и с какими фильмами вышло из него.

Эпоха затяжного кризиса в итальянском кино началась в середине 1970-х, когда один за другим уходили титаны авторского кино: в 1975-м убит Пазолини, в 1974-м умер Де Сика, в 1976-м — Висконти, в 1977-м — Росселлини. Многие из тех, кто остался, постепенно замолкали: усилилась цензура, к тому же на волне террора ультраправых и ультралевых острые, злободневные высказывания стали просто небезопасны. Полным ходом шли anni di piombo — «свинцовые годы», как в Италии называют период с конца 1960-х до начала 1980-х. Название, кстати, кинематографическое и ироничное. Оно закрепилось после выхода на экраны в 1981 году фильма Маргарете фон Тротты «Свинцовые времена», удостоенного «Золотого льва» в Венеции. Горькая ирония здесь в том, что немцы в Западной Германии могли делать жесткие политические фильмы, а итальянцы — фактически нет. Когда «свинцовые годы» кончатся, на яркие высказывания у режиссеров просто не останется сил. Италия станет кинематографической провинцией, кичащейся былой славой.

«Свинцовые времена»«Свинцовые времена»

В новом тысячелетии кризис углубится и достигнет дна в 2012-м: минус 20 миллионов кинопосещений за два года, доля итальянских фильмов в прокате упадет с 38% в 2011-м до 26% в 2012-м. Суммарный доход составит 608,9 млн евро — это на 8% меньше, чем в 2011 году. В Италии, как и в России, ходят на голливудские блокбастеры и с презрением относятся к национальному кино.

Елки? Нет, кекс!

Есть только один жанр, который итальянцы готовы предпочесть масштабным голливудским приключениям. Это cinepanettone — эксцентрическая комедия, использующая низовой телесный смех и простые, понятные даже младенцу гэги. Свое название эти фильмы получили от рождественского кекса панеттоне, ведь выходят они под Новый год и их принято смотреть всей семьей. Именно cinepanettone Квентин Тарантино назвал в одном из интервью «комедиями для умственно отсталых», что вызвало бурю негодования в итальянском киносообществе, ведь именно такие картины отбирают кассу у голливудских фильмов-тяжеловесов.

«Рождество в круизе»«Рождество в круизе»

Цикл Нери Паренти «Рождество на Ниле» (2002), «Каникулы в Нью-Йорке» (2006), «Рождество в круизе» (2007) — один из самых любимых итальянской публикой. Но королем бокс-офиса оказался не Паренти, а другой комедиограф — Дженнаро Нунцианте. В 2011 году его фильм «Какой прекрасный день» стал самым кассовым в истории итальянского кино — он заработал 59 млн долларов. Спустя два года картина Нунцианте «Солнце льет как из ведра» достигает отметки в 70 миллионов. Еще через три года, в 2016-м, он бьет собственный рекорд: «К черту на рога» зарабатывает 72 миллиона. Все ждут, дойдет ли Нунцианте до отметки в 83 миллиона — именно столько в итальянском прокате заработал «Аватар».

«Солнце льет как из ведра»«Солнце льет как из ведра»

При этом интеллектуальная публика относится к cinepanettone с иронией. Эти зрители предпочитает картины, задействующие не телесный, а интеллектуальный смех. Самой успешной интеллектуальной комедией последних лет стала картина Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы». В 2016-м этот разговорный фильм, построенный на полилоге нескольких друзей и постепенно превращающийся из комедии в драму, занял второе место в прокате, уступив первое Нунцианте. Правда, по сравнению с его 70 миллионами «Идеальные незнакомцы» заработали скромно — всего 20.

«Идеальные незнакомцы»«Идеальные незнакомцы»

В «Идеальных незнакомцах» Дженовезе выстраивает диалог с несколькими ключевыми произведениями национальной кинематографии, в том числе и с «Террасой» (1979) Этторе Сколы, одним из образцов итальянского политического кино.

Возвращение политики

Отголоски политического кино, ведущего направления 1960-х — первой половины 1970-х — важнейшая черта кинематографа 2010-х годов. После anni di piombo в Италии появилась присказка: хочешь поссориться с друзьями, заговори о политике. Политика превратилась в табуированную тему, которую не обсуждали даже на кухнях. В последнее десятилетие кинематографисты бросили вызов этому стереотипу поведения, и на экранах стали появляться фильмы о болевых точках недавней истории и современности.

«Первые в списке»«Первые в списке»

Например, «Первые в списке» (2011) Роана Джонсона — полемическая картина о молодежных бунтах 1970-х, в которой достается и правым, и левым. Или «Двадцать сигарет» Аурелиано Амадея, удостоенные семи наград на Венецианском фестивале 2010 года, — осмысление теракта на итальянской военной базе в Насирии. Интересное формальное решение предлагал Алессандро Аронадио в ленте «Жизнь одна, возможно, две» (2010). Он выстроил два варианта развития событий, и оба приводят героя к протестному митингу и жесткому столкновению с карабинерами. Только в одной версии реальности герой оказывается среди политических активистов, а в другой — среди тех, кто их избивает.

«Жизнь одна, возможно, две»«Жизнь одна, возможно, две»

Неожиданный комедийный ключ к политическому фильму подбирает Массимилиано Бруно в картине «Да здравствует Италия!» (2012). Влиятельный политик, которого играет звезда итальянского кино Микеле Плачидо, знаменитый комиссар Каттани из сериала «Спрут», однажды заболевает странным недугом: он теряет способность лгать и отныне говорит то, что думает. Правда оказывается единственным способом решить застарелые проблемы, единственной микстурой, разумеется, очень горькой на вкус.

«7 минут»«7 минут»

Плачидо, как и многие итальянские звезды, пересел в режиссерское кресло и поднимает в своих фильмах острые, скандальные, болезненные вопросы. Его последняя работа — «7 минут» (2016) — беспощадная драма, героинями которой становятся 11 женщин. Все они входят в рабочий совет фабрики, и им нужно решить, соглашаться ли с предложением нового начальства сократить обеденный перерыв на 7 минут. Казалось бы, 7 минут — мелочь. Стоит ли обращать на нее внимание, ведь главное — не потерять работу в разгар кризиса. Однако эти 7 минут вырастают в метафору компромисса — одной из бесчисленных уступок, на которые рабочие идут каждый год, тем самым демонстрируя корпорациям, что ради заработка готовы на все.

Неонео

В исследовании острых политических, социальных, экономических тем итальянские режиссеры возвращаются к эстетике неореализма. Возник целый корпус фильмов, названный критиками неонеореализмом. Как и в середине ХХ века, их главным героем становится человек в текучей повседневности, а главными элементами киноязыка — стилизация под документалистику, съемки на натуре и в реальных интерьерах, преобладание атмосферы над интригой, использование непрофессиональных актеров.

«Дальнобойщики»«Дальнобойщики»

«Дальнобойщики» Альберто Фасуло, получившие «Золотого Марка Аврелия» на Римском кинофестивале в 2013 году, — докуфикшен о работнике транспортной компании, который пришел сюда из школы, ведь на зарплату учителя в Италии не проживешь. Однако и здесь не все гладко, и он оказывается в водовороте масштабной забастовки. Актерами стали сами водители, они уже указаны и как соавторы сценария.

«Мой класс»«Мой класс»

В картине «Мой класс» (2013) Даниэле Гальяноне всего один профессиональный актер. Он играет учителя итальянского на языковых курсах. Все остальные — реальные мигранты из разных стран, от Центральной Африки до Украины. Все перипетии — реальные, кроме одной: группе сообщают, что их сокурсник, которого должны были депортировать за нарушение миграционного законодательства, покончил с собой. Реальность съемок обнажена, и герои обвиняют продюсера в том, что тот не смог помочь своему герою.

«Неаполитанские истории»«Неаполитанские истории»

В «Джунглях Баньоли» Антонио Капуано (2015, в российском прокате — «Неаполитанские истории») почти неразличима грань между игровыми и документальными эпизодами; все актеры — непрофессионалы, это жители индустриального района Баньоли в Неаполе; в фокусе живой, подвижной камеры, которой управляет сам Капуано, — живой поток жизни, оторванной от Большой истории; человек здесь важнее социального или политического контекста, фигура интереснее фона.

Великие мастера великой красоты

Итальянское кино и само ощущает себя оторванным от Большой истории, своего великого прошлого, эпохи grandi maestri del cinema, великих мастеров кинематографа. Тем не менее здесь ежегодно снимают порядка двухсот фильмов и есть два-три десятка ярких режиссеров. Во-первых, не потерявшие актуальности ветераны, начавшие карьеру в anni di piombo, ставшие носителями меланхолии 1980—1990-х и иронично назвавшие себя piccoli maestri — маленькими мастерами: Нанни Моретти, Джузеппе Торнаторе, Габриэле Сальваторес, Ферзан Озпетек.

«Гоморра»«Гоморра»

Во-вторых, новые авторы, старт карьеры которых пришелся на рубеж тысячелетий: Паоло Вирдзи, Эммануэле Криалезе, Микеланджело Фраммартино, Саверио Костанцо, Лука Гуаданьино, Аличе Рорвахер, Сидней Сибилия.

Но только два режиссера спорят за лидерство в итальянском кино с середины 2000-х. Это Маттео Гарроне, чья «Первая любовь» была номинирована на главную награду Берлинале в 2004-м, а нашумевшая «Гоморра» была удостоена Гран-при в Каннах, и Паоло Соррентино, побывавший в 2004-м и 2006-м в Каннах с «Последствиями любви» и «Другом семьи» (в обоих случаях — номинация на «Золотую пальмовую ветвь»), спустя два года получивший там приз жюри за «Изумительного», а в 2013-м принесший Италии «Оскар» за «Великую красоту».

«Великая красота»«Великая красота»

Оба режиссера избрали схожие маршруты: они пытаются вернуть на экран политическую остроту, работают в режиме копродукции, привлекают зарубежных звезд, снимают так называемое глокальное кино, актуальное и для местного, и для зарубежного зрителя. Однако делают они это по-разному. Неаполитанец Соррентино увлекается формами южного барокко, избыточностью, грандиозностью, декоративностью. Римлянин Гарроне более сдержан в визуальных решениях и менее прекраснодушен, в его фильмах больше злости и долго сдерживаемой ярости. Вместе они представляют собой идеальный баланс, некую устойчивую формулу полного противоречий итальянского кино.

Прямо сегодня, прямо сейчас

2018 год принес итальянским кинематографистам долгожданное облегчение. В середине октября были подведены предварительные итоги года: цифры показали прирост бокс-офиса национальных фильмов на 40% по сравнению с предыдущим годом. Лидерами проката, что ожидаемо, стали комедии.

«Лучше дома места нет»«Лучше дома места нет»

Фильм Риккардо Милани «Как кошка на дороге», вышедший в конце декабря 2017-го, заработал 11 млн долларов и стал феноменом. Критики не просто благосклонно отнеслись к картине, но и назвали ее «умной рождественской комедией», что до недавнего времени считалось оксюмороном. Среди релизов 2018 года два фильма идут почти вровень — «Лучше дома места нет» Габриэле Муччино (11 млн долларов) и «Благословенное безумие» (10 млн долларов), снятое популярным комиком Карло Вердоне, пересевшим в режиссерское кресло.

2018-й стал годом долгожданных премьер. Сразу несколько режиссеров, широко известных за пределами Италии, выпустили свои новые фильмы. Паоло Соррентино представил картину «Лоро», в которой соединились политическая острота «Изумительного» и изобразительная роскошь «Великой красоты». В главной роли — вновь любимый актер Соррентино Тони Сервилло, на этот раз играющий всесильного премьер-министра и медиамагната Сильвио Берлускони. В Италии эта четырехчасовая фреска выходила двумя сериями и заработала 6,7 млн долларов — немногим меньше «Молодости», предыдущей картины режиссера. Для международного проката пришлось вырезать полтора часа, но и после сокращений фильм, теперь длящийся два с половиной часа, не утратил своей масштабности.

«Лоро»«Лоро»

Гарроне, в отличие от Соррентино, интересует не центр, а периферия, и действие его нового фильма «Догмэн» разворачивается в неприглядном пригороде итальянской столицы. Здесь «сладкая жизнь» Вечного города вывернута наизнанку: после изысканных «Страшных сказок» режиссер возвращается к жесткой социальной критике, интонациям «Гоморры» и «Реальности».

Лука Гуаданьино, автор нашумевшей мелодрамы «Назови меня своим именем», делает ремейк «Суспирии», легендарного джалло Дарио Ардженто. Ферзан Озпетек продолжает экспериментировать, пытаясь соединить в одном фильме несколько жанровых интонаций. Его «Неаполь под пеленой» представляет собой коктейль из мелодрамы, триллера и эротики. Аличе Рорвахер успешно осваивает территорию, названную критиками «магическим неореализмом». Ее новая картина «Счастливый Лазарь» получает в Каннах премию за лучший сценарий. Сидней Сибилиа завершает комедийную трилогию «Захочу и соскочу», переосмысляя эстетику комедии по-итальянски, смех в которой всегда с горьким привкусом.

«Счастливый Лазарь»«Счастливый Лазарь»

В последние годы наметился волнообразный процесс: год лучше, год хуже и так далее. Однако даже если 2019-й вновь принесет резкое падение кассовых сборов, снижение доли национальных фильмов в прокате или сокращение аудитории, это не изменит общей картины. Очевидно, что итальянское кино выбирается из ямы затяжного кризиса, возвращает зрителей в кинотеатры и постепенно отвоевывает былые позиции одной из ведущих кинематографий мира.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

22 октября 20184
2 сентября 201831
26 октября 20187
16 ноября 201812

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации