Сергей Гармаш: «В России колоссальные проблемы с драматургией»

Обсудить0

Самый народный артист нашего кино рассказывает о том, как написал свой первый сценарий — фильм «Два билета домой».

В прокат выходит новый фильм Дмитрия Месхиева «Два билета домой». В трогательной истории поиска детдомовской девочкой своего отца роль внезапно найденного папы играет Сергей Гармаш. Актер рассказал КиноПоиску, как криминальная драма о мести превратилась в лирическую мелодраму, и о том, как полезно не учить текст роли заранее.

— Говорят, история фильма началась с того, что вы сказали Дмитрию Месхиеву три короткие фразы. Не помните какие?

— Приблизительно следующие: девочка, круглая сирота, выпустившись из десятого класса школы-интерната, по закону получает квартиру. И вдруг она узнает, что у нее есть отец, что он убил мать и сидит в тюрьме. Девочка достает пистолет и едет на свидание к отцу, чтобы убить его. Я еще почему-то представлял себе финал таким: девочка ведет отца за руку прямо в свою новую квартиру. В фильме в итоге все происходит иначе, так что я спокойно об этом рассказываю.

«Два билета домой»«Два билета домой»

— Что ответил Месхиев?

— «Я это сниму! Пиши сценарий». Я стал оправдываться, что никогда в жизни ничего не писал. А он продолжал настаивать. Говорит, есть у меня редактор очень хороший, Маша Ошмянская, она тебе, если что, поможет, а ты садись и пиши. Действительно, Маша оказалась чудесной. Мы с ней сели и довольно быстро, за несколько встреч придумали поэпизодный план. А потом у меня были съемки в сериале «Ленинград 46», и я в перерыве сел и с одного захода написал на айпаде всю сцену в тамбуре, ключевую для сюжета, кульминацию. Я отослал ее Диме, он мне мгновенно: хорошо, давай дальше!

— Когда вы писали сценарий, то образ отца делали сразу под себя?

— Я бы сказал, что писал это из себя, но не с мыслью о том, что я буду произносить этот текст. Не думал, как я сыграю это. Не смотрел на свою фотографию. Вообще, в последние 10—15 лет в России ведь колоссальные проблемы с драматургией, а 90% сегодняшнего кинопроизводства — это проекты, которые запускаются с незаконченным сценарием. В таких условиях писать сценарий под себя не очень корректно.

«Два билета домой»«Два билета домой»

— Герой у вас получился немного в стиле Жана Габена. Вспоминали любимые фильмы, персонажей, когда создавали его?

— Тут вот какое дело. Самое опасное для любого артиста — это решить, что он уже все умеет. Всегда впереди должны быть еще не взятые вершины. Например, я каждые два года пересматриваю «Зеркало» Тарковского. Я считаю этот фильм величайшим, уникальным киноучебником. Еще я время от времени пересматриваю сцену из «Крестного отца», где Майкл Корлеоне совершает свое первое убийство. Можно ходить на тренинги, заниматься с педагогом, посещать курсы повышения квалификации, а можно просто посмотреть на Аль Пачино, на Олега Янковского, Олега Даля, Богдана Ступку. Смотреть и думать: как же так? Он ведь не произносит ни одного слова, но сколько текста выходит из него!

В прошлом году я для себя устроил мастер-класс: посмотрел 12 картин Бергмана, которые никогда не были у нас в прокате. Вот про это я могу рассказать. А о том, как я играю роль, вряд ли смогу. Разве что пару моментов. Я никогда не перечитываю сценарий на съемках. Уже лет двадцать я не смотрю, какую сцену буду играть завтра. Я даже не знаю ее текста. Я прихожу на площадку, и если эта сцена такого размера, какая у меня была в «12» у Михалкова, то я ее подготовлю, а если это два диалога за смену, я к ним заранее не прикасаюсь. Прихожу на площадку, просматриваю текст перед гримом. Потом переодеваюсь и гримируюсь, весь этот текст у меня укладывается в голове.

«Два билета домой»«Два билета домой»

— Режиссеров такой подход не раздражает?

— А они о нем не знают. Я им не рассказывал. Все это я делаю потому, что, если ты все время перечитываешь текст и ходишь с ним, из него исчезает свежесть. Вот раньше было как? Приходишь на пробы, получаешь в руки текст и боишься его. Он для тебя новый, и ты его особенно как-то произнесешь. В общем, я все это к тому, что специально подготовить к роли краску Габена, Даля или Ступки — это совсем не про меня. Но смотреть на них и пытаться понять, как они творят, — это прямо мое, я это люблю очень.

— На этом фильме вы были еще и продюсером. Легко быть продюсером Месхиева? Он непростой человек.

— Моя функция здесь состояла в переговорах со Вторым каналом (Антон Златопольский, гендиректор «России-1», выступил сопродюсером фильма — Прим. КиноПоиска), с министерством культуры. Потом это закончилось, я перестал быть продюсером и стал просто актером.

— А утверждение актеров?

— Позвать в фильм Ирину Розанову — это моя идея. Евгения Ткачука — тоже моя. А все остальные — это уже выбор Димы.

«Два билета домой»«Два билета домой»

— Вот приходит на площадку молодая актриса Мария Скуратова. А вы ведь довольно требовательный человек. Как думаете, легко ей с вами было?

— Я очень требовательный, правда. Но я расскажу такой случай. На второй съемочный день фильма Валеры Тодоровского «Любовник» Олег Иванович Янковский подошел ко мне и тихонько шепнул на ухо подсказку, где мне нужно было в кадре сделать паузу. Я сделал так, как он сказал. И потом видел, как он мне подмигнул: дескать, все правильно. А потом он отдельно подошел ко мне, когда никто не видел, жестко так взял меня за воротник и сказал: «Гармаш, если ты думаешь, что я тебе все время буду вот так подсказывать, то ты ошибаешься. А вот ты, если видишь, что я ошибаюсь, должен мне сразу говорить. Только тогда мы будем тандемом». И он мгновенно создал такую атмосферу между нами, что дальше у меня было ощущение, будто мы с ним учились на одном курсе и всю жизнь вместе работали и играли. Этот урок я запомнил навсегда. И с Машей, как и со всеми молодыми артистами, я вел себя так же.

«Два билета домой»«Два билета домой»

— «Два билета домой» были вашим авторским проектом. Насколько вы им довольны?

— Работал я на нем так же, как на любом другом своем фильме. Ну, может, чуть более трепетно к нему относился. Зато могу сказать, что давно так не волновался, как на премьере фильма на «Кинотавре». Конечно, у меня есть претензии к картине, прежде всего к своей работе, как и ко многим моим ролям, но я ни за что не стал бы говорить о них вслух. Не люблю показное самоуничижение. Это выглядит наигранно. Но мне кажется, что если ты всем доволен, то надо уходить на пенсию.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

25 октября 201898
16 октября 2018236
15 октября 201810
28 сентября 201844

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации