Александр Петров играет актера с подозрением на ВИЧ в новом сериале главного комедиографа России. Рассказываем, почему это и смешно, и горько.
Со «Звоните ДиКаприо!» Жора Крыжовников дебютирует в статусе шоураннера — автора, который сам придумывает, разрабатывает, производит и выпускает сериал, лично отвечая за каждый этап и готовый результат. В России шоураннеров в классическом понимании не так и много: Александр Цекало, Валерий Тодоровский, Илья Куликов и, может быть, еще полдесятка тех, с кем связаны все наши главные за последние годы сериальные прорывы. Вместе с повышенной ответственностью шоураннеру достаются свобода выражения, возможность отступить от форматов и жанровых штампов и произвести уникальный, яркий продукт — все это относится и к «Звоните ДиКаприо!». Сериал можно смотреть в онлайн-сервисе ТНТ-PREMIER с 20 октября.
«У нас остановка сердца. Что делаем, доктор?» — сериал открывается классической сценой в операционной. Это что, сериал про врачей? Нет, герои Крыжовникова сами снимают сериал внутри сериала. Этот, возможно, не самый хитрый трюк — предупреждение зрителю: нужно готовиться к турбулентному сюжетному приключению с обилием ярких вставных историй, где назло ожиданиям аудитории то и дело будут меняться декорации, стилистика и жанр.
Главный герой — кинозвезда Егор Румянцев (Александр Петров), прославившийся главной ролью в хитовом сериале «Первая Градская» и готовый явить миру свой новый брутальный образ в сентиментальном военном блокбастере «Сирийский песок». Егор зазвездился: он может позволить себе опоздать на смену, прийти в нетрезвом виде и тут же сбежать с площадки, заняв у кого-нибудь денег (с концами). Именно он кричит в одной из серий: «Звоните ДиКаприо, если вас что-то не устраивает!»
Жизнь Егора легкомысленна, хотя что-то хорошее в нем, видимо, есть. Разглядела же это «что-то» строго положительная и крайне обаятельная мать-одиночка Даша — гример, которая познакомилась с Егором на съемках (Юлия Хлынина). В паре с Петровым Хлынина смотрится максимально органично — опыт совместной работы в сериале «Закон каменных джунглей» не прошел даром. В свою очередь, звезда «Притяжения» и «Гоголя» Петров ролью Румянцева доказывает, что способен удивлять, и раскрывает в «Звоните ДиКаприо!» новые грани своего безусловного таланта.
Как всегда у Крыжовникова, за главным героем стоит мини-армия объемных и живых персонажей, у каждого из которых своя сложная история. Вот сводный брат Румянцева — тихоня Лев (Андрей Бурковский), хороший парень, которому предстоит доказать, что работа ведущим в дурацкой программе «Муравей» про очумелые ручки — это не предел его актерских способностей. Лев старается не завидовать брату, но его без конца пилит жена и мать двух его дочерей (Юлия Александрова). Ее тоже можно понять: беременная третьей дочкой несчастная женщина крутится как может, лишь бы у детей была хоть пара сырников на завтрак да немного сметаны. С таким неприспособленным к жизни мужем все приходится делать самой, не гнушаясь методами и отказавшись от лишней скромности.
А вот старый друг Вася (Антон Васильев), крупный ресторатор, владелец караоке и хозяин жизни, склонный к буйным загулам, ярким жестам и обидным фразам. Вот его подруга Полина (Александра Ревенко) — обаятельная дура из провинции, которой Вася помыкает как хочет, так что и ей достается порция жалости и любви зрителей. Все они, как герои крепкой пьесы, живут своими жизнями, ни одного случайного, технического персонажа здесь нет. Каждый важен, у каждого свои мысли. Даже если герой появляется на минуту, ему есть что сказать миру, и случайно встретившийся охранник-гомофоб протрубит свою солидную партию в общем многоголосии сериала.
Здесь каждый образ выкручен по максимуму и доведен почти до абсурда, что только повышает градус происходящего на экране. И каждый без исключения сыгран органически, в чем заслуга как актеров, так и автора, который собрал этот каст и снабдил каждого из героев реалистичным набором неслучайных деталей и точных реплик. На этот раз Крыжовников отказался почти от всех своих актеров-талисманов, оставив только супругу Юлию Александрову и Сергея Лавыгина в эпизоде. Режиссер набрал почти полностью новую актерскую команду, но она уже смотрится настолько слаженно, как будто прошла с Крыжовниковым несколько полных метров.
Как высшая во всех смыслах точка повествования — картина современной Москвы с высоты птичьего полета. За две части «Горько!» и фильм «Самый лучший день» Крыжовников получил много упреков как раз за (якобы) взгляд свысока на российскую действительность и ее обывателей. Но режиссер не чужд и самокритики. Теперь он приглашает смеющегося зрителя к себе в гости, во вселенную съемочных павильонов, гримвагенов, продюсерских кабинетов, пышных ресторанов и красных ковровых дорожек кинотеатра «Октябрь». Каждая деталь здесь документально точна, и зритель, непосредственно знакомый с описанной средой, испытает особую радость узнавания.
Но главное, что здесь, в «верхах», люди ничуть не приятнее, чем гопники и алкаши из «народной трилогии» Крыжовникова. Никогда его герои не были так ужасны, а все происходящее так не напоминало трагедию. В какой-то момент главный персонаж подозревает у себя ВИЧ, но буйный характер так просто не победить: герой продолжает спать со всеми подряд и потенциально ставит под угрозу здоровье и жизни половины героев сериала. Страшен не столько сам этот факт, сколько то, как буднично выглядит все происходящее и как реалистично показано соединение «гения и злодейства» в одном юном разгильдяе.
Куда именно вырулит сериал, превратится ли в конце в душераздирающую драму или герои весело споют и спляшут на чьей-нибудь свадьбе, предсказать после увиденных первых серий решительно невозможно.
Сочетание бытовой комедии и трагедии на максималках способно смутить — как можно так легкомысленно шутить на такие суровые темы?! И почему главный герой — такой беззастенчивый злодей?! Но тут Крыжовников Америку не открыл. Сразу вспоминаются примеры «Во все тяжкие» и других историй про персонажей на грани жизни и смерти, вырастающих из симпатичных малых в больших монстров. Сочетанием веселого и горького увлекалась и советская комедия, но Крыжовников предпочитает копать еще глубже, ориентируясь на литературный жанр мениппеи — романа с эксцентричными диалогами (как, например, «Бесы» Достоевского или «Мастер и Маргарита» Булгакова).
«Звоните ДиКаприо», конечно, попроще, но заслуживает внимания как любопытный феномен, особенно на фоне нашего достаточно постного телерынка, склонного веселиться с закрытыми глазами, без оглядки на реальные социальные и экзистенциальные конфликты. То, что это проект смелый и неординарный, косвенно подчеркивают и возрастной рейтинг 18+, и факт премьеры не на ТВ, а в закрытом онлайн-сервисе ТНТ-PREMIER.