Режиссер «Лоро», байопика Берлускони — о том, каков процент правды в его гламурном кино.
25 октября в прокат выходит «Лоро» — новый фильм Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость»), посвященный скандальному итальянскому медиамагнату и политику Сильвио Берлускони. КиноПоиск узнал у режиссера, можно ли считать его фильмы о мире роскоши и власти карикатурой или в Италии все так и есть.
— Почему вы решили сделать фильм о Берлускони именно сейчас?
— Честно говоря, не знаю. Наверное, потому что сейчас и политическая сила, и вообще позиция Берлускони стали значительно слабее. То есть сейчас наконец создалась некая историческая дистанция по отношению к нему. Теперь есть возможность говорить о Берлускони более объективно, избегая того, чтобы его ненавистники или обожатели высказывались по поводу каждой сцены.
— Как вы собирали материал для фильма? Общались ли с кем-либо из окружения Берлускони?
— Я много читал — в Италии огромное количество самой разной литературы о Берлускони. Но многое я и придумал. Этот фильм не полностью основан на реальных событиях. Мне хотелось создать такие вымышленные события, которые будут очень похожими на реальную жизнь.
— Кажется, что фильм на самом деле не о Берлускони, а о мире, в котором он живет. И удивительно, что этот вульгарный буржуазный мир кажется одновременно притягательным и отталкивающим. Это лишь мое ощущение? Или это было ваше намерение — показать притягательность вульгарности?
— Да, вы абсолютно правильно говорите об идее моего фильма. Это действительно картина о мире, который живет вокруг Берлускони, причем в определенный исторический период. Этот мир вульгарен, нельзя этого отрицать. Но надо признать, что вульгарность порой бывает очень красива.
— В России вы считаетесь певцом роскоши и глянца, но кажется, что все не так очевидно, для вас очень важен гротеск. Так ли это? Почему вы часто прибегаете к этому приему?
— Мне постоянно говорят про гротеск в моих фильмах, но, честно говоря, я не понимаю, о чем речь, потому что, на мой взгляд, там все очень реалистично.
— Но люди не говорят так, как в ваших фильмах. В России, по крайней мере.
— А вот в Италии все так и говорят, так что это все правда.
— Вы часто работаете с актером Тони Сервилло. Можно ли сказать, что Сервилло — ваш соавтор, что характеры персонажей появляются во многом благодаря ему?
— Обычно я пишу сценарии. И актеры исполняют эти сценарии. Но все же все актеры в моих фильмах — мои соавторы. Они сценаристы своих собственных персонажей. Я им подсказываю какие-то отправные точки, а дальше благодаря их работе, тому, как они чувствуют роль, персонажи видоизменяются.
— В Италии «Лоро» вышел в прокат в двух частях. Для мирового проката вы сделали один фильм. Вы планировали это с самого начала?
— В Италии я действительно выпустил фильм в двух частях, потому что он содержит большое количество информации, актуальной исключительно для итальянской публики. Мне показалось, что в мировом прокате эта информация может показаться непонятной.
— И как его поняли в Италии?
— В Италии обе части фильма восприняли прекрасно.
— Десять лет назад вы сняли фильм «Изумительный», посвященный бывшему премьер-министру Италии Джулио Андреотти. Затем был сериал «Молодой папа». И вот «Лоро» о Берлускони. Очевидно, что вас интересует власть, то есть сами фигуры символического сверхавторитета. О ком еще вы хотели бы снять фильм?
— Ни о ком. Хватит. Я уже слишком много фильмов снял о власти.
— Как вам кажется, меняется ли что-нибудь в мире? Или власть, деньги, секс всегда одинаковы?
— На первый взгляд кажется, что мир меняется, но чем больше думаешь об этом, тем очевиднее становится, что в общем все остается как раньше.
— Поэтому больше не хочется делать фильмы про власть?
— Да, ведь в конечном итоге получается, что все время рассказываешь одну и ту же историю.
23 октября КиноПоиск проводит специальные платные показы «Лоро» в более чем 20 городах. Посмотрите в расписании, участвует ли ваш город в этом событии.