Актер, сценарист и продюсер — о своей международной карьере, зрителе в глубинке, работе с Бегбедером и новом фильме «Вечная жизнь Александра Христофорова».
В прокате стартовала «Вечная жизнь Александра Христофорова» — комедия по сценарию актера Алексея Гуськова, который не только исполнил главную роль, но и выступил в качестве главного продюсера. Герой Гуськова, одинокий и немолодой аниматор из парка исторических реконструкций, переживает творческий кризис: на роль полководца-героя Агриппы здоровья уже не хватает, а играть Иисуса как-то неинтересно. Вскоре у Христофорова появятся проблемы и посерьезнее. Но новая любовь в лице Оксаны Фандеры и вражда с дерзким тупым качком в исполнении Романа Курцына помогут ему отвлечься от сиюминутных страхов и расставить жизненные приоритеты.
Алексей Геннадьевич в этом году отметил свое 60-летие, но в соответствии с новейшим государственным трендом на пенсию пока не собирается. В 2019 году выйдет еще один проект Гуськова — «Элефант», сделанный при участии Фредерика Бегбедера.
КиноПоиск встретился с актером и продюсером в день премьеры «Вечной жизни». Еще утром этого дня Гуськов был в Ростове-на-Дону, а до этого побывал со спецпоказами своего фильма в 14 других городах России — от Южно-Сахалинска до Краснодара.
«Я хотел посмотреть на зрителя, который выбирает российское кино»
— Алексей Геннадьевич, какие впечатления от тура?
— Фантастические! Вы подписаны на мой Instagram? У меня там весь тур, я старался все отснять, но потом немного подустал. Начиная с Южно-Сахалинска я прошурупил 15 городов: Владивосток, Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Казань, Нижнекамск, Краснодар, Ростов-на-Дону... Это был наш ход по продвижению картины, но не только. Мне захотелось посмотреть на зрителя, который выбирает российское кино, понять, кто он, что он любит. Еще я расспрашивал у всех, где и как лучше размещать рекламу, и на местах мне всегда очень четко говорили, условно выражаясь: на правом мосту не бери первый и второй билборды, бери третий — перед ним светофор, обязательно кто-нибудь встанет. Договаривался о бартере, ТВ-спотах. Я независимый продюсер, а это все оптимизация рекламного бюджета.
Перед первым показом я очень волновался. Было непонятно, продастся зал или нет. Я спрашивал, сколько продано, и мне отвечали: допустим, 60%. И я ходил на все местные радиостанции, каналы, в прессу. Я обегал каждый день все, что мог обежать. В какой-то момент представитель кинотеатра говорил мне: все, стоп, 100%. Тогда я спрашивал: есть второй зал? Есть. Давай! Открывай! И так в каждом городе. А дальше у меня в планах есть еще поддерживающий тур. Я хочу поехать посмотреть, что происходит с прокатом после первого уик-энда.
— Что конкретно вы узнали о нашем кинопрокате во время поездки?
— Все, что нам говорят в Москве, — неправда. Все, что пишете вы, разные специальные СМИ... Мне большие люди, владеющие киносетями, шептали: мы все понимаем до Екатеринбурга или Красноярска, а что там дальше происходит, как существует, никому не известно. Я поехал посмотреть, чтобы разобраться. И вижу: в зрительском зале на сеансе сидят два-три человека, и есть целая очередь из других картин, но кинотеатры не могут снять непопулярные сеансы — такой договор с прокатчиком. Но это не рынок, а беспредел на зоне! Девяностые! У всех должны быть равные права и возможности, нужно садиться за стол, договариваться. Вот через два дня после нас стартует комедия «СуперБобровы. Народные мстители», которой раньше на этой дате не было. Там даже некоторые актеры те же, что у нас! И у обоих фильмов государственные субсидии. Если бы я был чиновником, я бы разобрался: это же неразумное использование целевых средств. Мне это непонятно, но все равно я как пер, так и буду переть!
— Подростки узнавали вас?
— О чем вы говорите? Гуглили! Условно из десяти трое могли какие-то картины назвать. Говорят, что пришли сделать селфи, потому что к ним редко приезжают актеры. А я их спрашивал, какие фильмы они смотрят.
— Вы уверены, что им интересно смотреть кино, в котором главный герой вашего возраста разбирается с фундаментальными вопросами своей жизни и смерти? Это же такой маркетинговый ход — назвать «Вечную жизнь Александра Христофорова» комедией, не добавив в описание слово «драма»?
— Конечно, с одной стороны, это хитрость. Но представьте, допустим, что мы с вами не смотрели великую комедию Серого «Джентльмены удачи» и решили узнать про сюжет. Что мы увидим? Вор-рецидивист сбежал со своими подельниками с зоны. Но это не настоящий побег, а постановка, и вместо вора — переодетый воспитатель детского сада. Его внедрили, чтобы он помог органам найти шлем Александра Македонского, который когда-то похитили его подельники. Это же мрак! Восьмая серия девятого сезона сериала «Ментовские войны».
Или возьмем мой любимый фильм «Не горюй!». Самый великий фильм всех времен и народов с точки зрения актерской игры и режиссерского рассказа. История про человека, который заказал себе гроб, вместе со всеми посмеялся, спел и умер. Вот так комедия!
Каждую картину надо оборачивать и продавать. Сегодня, чтобы картина сложилась, нужно понимать ожидания зрителя и четко знать, в какую аудиторию ты метишь.
— Правда, что «Вечную жизнь» вы собирались снимать в вечном городе — Риме?
— Да, но евро бабахнул так, что надо было раздеться, и все равно бы не хватило. Сценарий к тому моменту был давно готов. Невозможно заниматься одним проектом тысячу лет — когда-то надо было поставить точку. В какой-то момент я увидел Джорджа Клуни в форме легионера на анонсах фильма «Да здравствует Цезарь!» моих любимых братьев Коэн и решил, что все погибло. Сходил посмотреть — нет, их кино совсем про другое. Но одни и те же идеи все равно витают в воздухе и быстро улетают. Я знал, что надо в любом случае начинать снимать.
«Я родил Серебренникова как кинорежиссера»
— А зачем вам в принципе нужны все эти хлопоты? Вы же народный артист, снимаетесь в Европе. У вас наверняка тонна предложений...
— Да, я получаю дикое количество предложений, но они одни и те же что у нас, что за рубежом. Я постоянно твержу иностранным агентам: давайте что-нибудь особенное! Ментов я и дома могу сыграть — будет дешевле, проще и быстрее, не надо учить иностранный язык. Мне неинтересно бесконечно ползать с одного телеканала на другой. Скучное это занятие. Есть я на телеканале или нет — мне это неважно. Этот тур мне подтвердил: актер, когда-то засветившийся на телевидении, потом никогда от этого образа не отмоется. Все мои коллеги попадают в эту ловушку, только единицы пытаются выкрутиться и все равно не выкручиваются. А прокатное кино — это высшая лига. Если ты собираешь полные залы и не проваливаешься, то ты в топе.
Я занимаюсь продюсированием сколько себя помню, с 1993 года. Я участвовал в создании первого отечественного сериала для вертикального показа «Граница. Таежный роман» и сделал первый в России анимационный сериал «Незнайка на Луне». Я выпустил фильм «Мусорщик», когда проката в России еще не существовало в принципе, и он до сих пор продается. Я сделал первый фильм Кирилла Серебренникова «Рагин», за который мы получили приз на фестивале в Карловых Варах. Родил его как кинорежиссера, по сути, пусть мы потом и разошлись во взглядах.
Но в 2008 году все круто изменилось. Из Франции от студии Люка Бессона EuropaCorp мне пришло предложение сняться в фильме «Концерт». Потом было еще много разных ролей, в том числе и папы римского Иоанна Павла II в фильме «Святой человек», который посмотрело 2 миллиарда католиков во всех католических странах мира. Меня теперь везде узнают таксисты как «русского папу римского» и просят сделать селфи. Мне все казалось, что судьба сама вернет меня в Россию, а в итоге я выпал из гнезда на целых 7 лет.
Сейчас мне дико интересно здесь. Я, правда, завелся на арт-мейнстрим, всю жизнь туда стремился. Мои любимые авторы — братья Коэн и Вуди Аллен. Я хочу работать в арт-мейнстриме, и я верю, что арт-мейнстрим российскому зрителю нужен. В Москве считают, что зритель — дебил, но это не так! А у нас сейчас есть либо маргинальный «Кинотавр», фильмы которого любят только пиар-агенты и мы с вами, то есть специальные зрители, либо бесконечное патриотическое кино от государства. Да, оно мастерски сделано по всем законам жанра, я только рад, что такие картины у нас появляются, но у нас нет обычного потока кино, у которого было бы свое лицо.
«Я приехал к Бегбедеру отказываться»
— Ваш следующий проект с Бегбедером уже готов?
— «Элефант» мы сняли весной в Санкт-Петербурге и приступили к монтажу. Правда, и я, и режиссер Алексей Красовский сейчас взяли паузу, чтобы заняться другими своими проектами, но и срок сдачи у нас только в следующем году. Прежде чем выпускать фильм, я сначала построю его прокат. Теперь я знаю как.
Читайте также: Почему просят запретить «Праздник» Алексея Красовского?
— Со стороны кажется, что вы и Бегбедер — люди из совершенно разных миров. Что помогло вам найти общий язык?
— Я талантливый, и он талантливый. (Смеется.) Когда-то я получил от него через агента предложение, прочитал сценарий фильма «Идеаль» и подумал, что на родине точно не поймут, если я, народный артист, снимусь в таком (фильм рассказывает о похождениях в России французского рекрутера фэшн-моделей, русские девушки представлены автором как самые доступные в Европе, а российские нравы — как самые фривольные — прим. КиноПоиск). Но одно дело, как это написано, и другое — как снято. Я же видел «99 франков» — там нет и намека на пошлость, все сделано со вкусом.
Я приехал к Бегбедеру отказываться, но в голове держал, что если попаду под обаяние личности, то соглашусь. Наш разговор начался так. Фредерик буквально с порога говорит: вижу, ты приехал отказываться. Что, не нравится? Я отвечаю: не то чтобы не нравится, но вот ты пишешь персонажа, про которого мало что знаешь. А он отвечает: так я для этого и сижу с бумажками! И дальше мы начали обсуждать героя, перешли на литературу. Он вспомнил сатиру Вольтера, за ним, говорит, был ваш Гоголь, следом Салтыков-Щедрин. А я сижу и думаю: я с русским режиссером никогда про Салтыкова-Щедрина не говорил, а тут мне француз про него рассказывает!
Не могу сказать, что мы лучшие друзья, но по крайней мере я могу позвонить ему, пошутить, узнать, как дела. Словом, у нас уважительные творческие отношения. Скоро у Фредерика будет новая картина, посвященная телебизнесу. Рекламный и модельный бизнес он уже замочил, теперь взялся за телевидение! Я ему рассказал несколько историй про Россию, и он мне сразу же ответил: все, работаем, пишем сценарий, снимаем. Мы их сделаем!