Новейшие русские мультфильмы, японская классика, социальная анимация, номинанты на «Оскар» и конечно, программа для детей — в нашем гиде по главному анимационному смотру.
С 20 по 29 октября в Москве пройдет Большой фестиваль мультфильмов, двенадцатый по счету. В программе — анимация на любой вкус: старая и новая, детская и взрослая, экспериментальная и классическая, наша и зарубежная. Разобраться в огромной афише этого крупнейшего в России анимационного смотра поможет гид, составленный его программным директором Марией Терещенко.
Самые новые мультфильмы
В центре программы БФМ, как обычно, самые новые мультфильмы из России и других стран. Первые собраны в пяти программах блока «Премьеры». История про зебру, которая искала и нашла любовь («Вдоль и поперек» — единственный российский мультфильм в программе последнего Берлинале), фантастический этюд про нашествие инопланетян на отдельно взятую дачу («Дача, пришельцы, огурцы»), поэтическая и невероятно живописная и энергичная зарисовка про приход весны («Первый гром») и анимационный джем по мотивам стишков-«пирожков» («Старушка Жизнь Vs старушка Смерть») — в блок «Премьеры» вошли все заметные российские мультфильмы минувшего года.
Помимо совсем новых короткометражек, которые были закончены буквально перед фестивалем, здесь есть и работы, которые уже получили призы и профессиональное признание. Во-первых, это «Митина любовь» Светланы Филипповой — экранизация архангельских сказок Бориса Шергина (в детстве вы точно видели лубочные мультфильмы по Шергину с озвучкой Леонова, а здесь референсом была живопись художников «Бубнового валета» и современных наивных художников, и закадровый текст читает Евгений Ткачук).
Во-вторых, «Суета сует» Алексея Туркуса и Алексея Шелманова — лавстори в дореволюционном еврейском местечке, нарисованная с явной оглядкой на живопись Шагала. А еще «Теория заката» Романа Соколова и «Чик-чирик» Жанны Бекмамбетовой (история про воробушка, на которую были брошены все силы студия CGF, делавшей спецэффекты к «Президенту Линкольну» Тимура Бекмамбетова и «Экипажу», например). Оба мультфильма вошли в квалификационный список премии «Оскар».
Зарубежные короткометражки будут показаны в блоке «Победители», для которого отбираются призовые мультфильмы минувшего года (лауреаты и номинанты «Оскара», призеры Анси и Оттавы, участники Каннского и Берлинского кинофестивалей). Этот блок отражает международные тенденции в авторском анимационном кино. Среди них — в последние годы интерес к женской теме, разным формам сексуальности и неизведанным глубинам подсознания. Плюс эклектика, эксперименты с пластикой и динамикой рисунка и сочетанием в рисунке наивной примитивности с высокой экспрессией.
Экстрим, угар и авангард
Отдельного упоминания заслуживает взрослый контент, затерявшийся среди обилия милого, семейного, кавайного и прогрессивного, которым так богата программа БФМ. Во-первых, это полуторачасовая программа русского анимационного панка, в которой собрано все самое дикое, оголтелое и независимое в российской андерграундной анимации, начиная с работ Кола Белова, звезды YouTube, автора анимационных флеш-хорроров, который делал клипы для Теодора Бастарда и Cyclotimia, и заканчивая дичайшей галлюцинаторной поп-оперой «Кезегоб» Дианы Синеокой. Также в программе — лихой привет из 1990-х, анимационные работы панк-коллектива «за Анонимное и Бесплатное искусство (зАиБи)» (из него вышли, в частности, авторы культового фильма «Шапито-шоу»). Вот характерный пример их творчества — анимированный самиздатовский самоучитель по самбо (в программе будут сделанные на том же материале «6 правил»).
Путешествие во времени можно продолжить «Пропущенными фильмами 90-х» — в этом году фестиваль покажет лучшее из снятого в 1995-м (по причине отсутствия проката все эти великие и смешные мультфильмы остались неизвестными зрителю).
А еще не следует пропускать японскую спецпрограмму (см. ниже) — в ней будет секция короткометражного авангарда вроде этой сюрреалистической работы Ацуси Вады.
Японская анимация
Отдельная спецпрограмма посвящена японской мультипликации. Открывается фестиваль тоже новым японским фильмом — «Лу за стеной» Юасы Масааки (возможно, вы видели его фильм «Игра разума»). Тут будет и полнометражная классика: «За облаками» Макото Синкая, «Летние войны» Мамору Хосоды, «Рыбка Поньо на утесе» Миядзаки (он в представлении не нуждается) и, наконец, один из редчайших для большого экрана фильмов — «Могила светлячков» Исао Такахаты.
Последнему фильму исполняется в этом году 30 лет, и все эти годы он не выходит из списков лучших анимационных фильмов. Красивая, серьезная и невероятно трагичная картина (тут речь идет об американских бомбардировках Японии в последние дни Второй мировой) — безусловный шедевр мультипликационного и антивоенного кино.
Читайте также: С чего начать смотреть аниме
Также БФМ дает уникальный шанс увидеть японскую короткометражную анимацию, которая кардинальным образом отличается от полнометражного и сериального кино. В первую очередь это пространство экспериментов. В сборниках — фильмы Кодзи Ямамуры, Ацуси Вады, Кэи Оямы, Мираи Мидзуе, а также работы молодых авторов, которым еще только предстоит создать себе имя.
Серьезные фильмы на серьезные темы
В последние годы анимация все чаще пытается рассуждать на серьезные темы, касаясь социальных и политических проблем, рассказывая о тех сложных, тяжелых, порой невыносимых ситуациях, в которые попадают люди, а иногда и целые народы. К сегодняшнему дню режиссеры-мультипликаторы уже вполне доказали, что их кино со своей условностью, эстетическим разнообразием и способностью к обобщениям довольно часто становится здесь отличным медиумом.
Уже упомянутый в связи с японской программой фильм «Могила светлячков» однозначно можно считать одной из самых ярких антивоенных картин. Новая ирландская «Добытчица», юная героиня которой переодевается мальчиком, чтобы иметь возможность выйти из дома и заработать на хлеб, эмоционально рассказывает о «Талибане» и о жесточайшей дискриминации женщин, все еще существующей во многих странах мира. «Добытчицу», кстати, делала та же студия Cartoon Saloon, которая сняла чудесную детскую «Песнь моря».
А совсем свежая картина «Фунань» (на БФМ пройдет ее российская премьера) — это душераздирающая драма о семье, живущей при режиме «красных кхмеров» в Камбодже конца 1970-х.
Продолжают и развивают серьезные темы программы документальной анимации. В них собраны мультфильмы, основанные на документах, реальных интервью, воспоминаниях, письмах и прочем. Документальные короткометражки обсуждают проблемы, связанные с болезнями и ментальными расстройствами (нередко предлагая зрителю взгляд как бы изнутри болезни), проблемы эмиграции, посттравматический синдром, связанный как с последствиями военных конфликтов, так и с принудительными занятиями музыкой в детстве (трагикомические сербские «Музыкальные травмы»).
На что пойти с детьми?
На БФМ традиционно много программ для детей и семейного просмотра, начиная с фильма открытия — лихого музыкального фэнтези «Лу за стеной» — и заканчивая тремя благотворительными программами, которые будут показываться бесплатно в течение всего фестиваля.
Из нового на фестивале будут: третий фильм про Петтсона и Финдуса «Финдус переезжает» (непоседливый котенок решил отселиться от старика-фермера и зажить в собственном доме), эстонская кукольная сказка «Капитан Мортен и королева пауков» о мальчике, который уменьшился до размеров насекомого и отправился в плаванье по собственной комнате, а также несколько эпизодов из проекта «Эрнест и Селестина» — очаровательной европейской франшизы, в центре которой — музыкант-мишка и художница-мышка.
Из более классических работ в программе — ирландская сказка «Песнь моря» и «Хулиганские сказки» (эксцентричное попурри из знаменитых сказок, переиначенных Роальдом Далем и экранизированное каналом BBC).
Семейной аудитории также адресовано несколько сборников короткого метра. Премьеры самых новых российских мультфильмов собраны в программах «Я хочу жить в зоопарке» и «Виват, мушкетеры!». Здесь можно найти собственно историю про девочку, которая решила переселиться в зоопарк, потому что там веселее; про слоненка с очень-очень длинным хоботом («Хоботенок»); про непослушного крокодильчика и лекарство от послушности («Кокоша»). Ну, и про мушкетеров — этот мультфильм дал название всей программе. А еще в ней будут «Пять минут до моря» Натальи Мирзоян — растянувшиеся до вечности пять минут, которые маленькой девочке приходится провести на пляжном полотенце в перерыве между купанием. Это нужно посмотреть обязательно!
Новые зарубежные короткометражки собраны в программе «Я считаю кроликов», где можно увидеть забавные зарисовки о животных (три фильма Джулии Оккер из серии Animanimals), историю двухцветной птички, которая не может найти себе места среди своих одноцветных сородичей, фантастический анекдот про тигра и дикаря, попавших в космический корабль, и колыбельную сказку о путешествии в поисках сна.
Отдельное большое мероприятие для всей семьи — «Фабрика мультфильмов», которая пройдет в этом году за рамками фестиваля, с 3 по 5 ноября. Здесь дети смогут не только узнать, как создаются мультфильмы в разных техниках, но и сделать их своими руками.
Спецпрограммы и спецсобытия
Перечисленными темами Большой фестиваль мультфильмов не исчерпывается. В афише также несколько программ под общим заголовком «Анимация и музыка», мультфильмы о создании мультфильмов («Анимация об анимации»), программа призеров Суздальского фестиваля, уже упомянутый русский анимационный панк, а также сборник новых мультфильмов учеников Прийта Пярна — одной из самых масштабных фигур в современной анимации.
Встречи со зрителями проведут режиссер Светлана Филиппова, только что получившая главные призы на КРОКе и «Окне в Европу», замечательный эстонский режиссер Каспар Янцис (он представит свой фильм «Капитан Мортен и королева пауков») и один из создателей сериала «Эрнест и Селестина» — Жан-Кристоф Роджер.
И, разумеется, согласно давно уже устоявшейся традиции свою лекцию проведет Юрий Борисович Норштейн. Она состоится уже после закрытия фестиваля, 3 ноября, и будет посвящена изображению в японской культуре.
Клуб Большого фестиваля мультфильмов
Впервые Большой фестиваль мультфильмов организует в этом году специальное пространство для дискуссий и общения. В течение всего фестиваля, с 21 по 28 октября, в кинотеатре «Звезда» будут проходить вечерние лекции, вечера, презентации и просто посиделки с разговорами. Среди лекторов — Лариса Малюкова (автор книги «СверхКино» прочтет лекцию про отечественные мультфильмы 1990-х) и Павел Шведов (ведущий анимационный критик расскажет о положении дел в японской индустрии).