Костюмно-политическая драма из придворной жизни — большой шаг для Йоргоса Лантимоса, режиссера «Клыка» и «Лобстера».
«Фаворитка», новый фильм известного абсурдиста Йоргоса Лантимоса, оказалась на удивление традиционной костюмной драмой о соперничестве двух реально существовавших леди — Сары, герцогини Мальборо (Рэйчел Вайс), и Эбигейл, баронессы Машэм (Эмма Стоун) — за сердце и кошелек королевы Анны (Оливия Колман). Англия, начало XVIII века, на престоле страдающая ожирением, подагрой и депрессией бездетная Анна Стюарт. Все семнадцать детей, зачатых ею от скончавшегося уже давно супруга Георга Датского, поголовно умерли при родах или сразу после них. Теперь у нее в спальне вместо потомства клетки с кроликами. Их тоже семнадцать, они названы по имени мертвых младенцев, и Анна празднует день рождения каждого.
Чтобы окончательно не сойти с ума в обществе кроликов, уток и лобстеров (главная забава при дворе — бега пернатых и ракообразных), королева спит с Сарой. И даже дарит ей от избытка чувств замок Бленхейм — тот самый, в котором два века спустя поселится Уинстон Черчилль (Сара — его прапрапрабабушка). Но Саре и этого мало: у фаворитки серьезные политические амбиции. В самом разгаре война за испанское наследство. Тори в лице заклятого врага Сары, министра Роберта Харли (Николас Холт), пытаются уговорить королеву на мир с французами. Поэтому она, не жалея живота своего, интригует в пользу вигов, партии мужа. Увы, ее планы нарушит внезапно прибывшая из провинции дальняя и бедная родственница, кузина Эбигейл.
В основе «Фаворитки» — оригинальный сценарий авторства Деборы Дэвис и Тони МакНамара, однако с самых первых кадров становится ясно, что перед нами, так сказать, беспримесное кино Лантимоса. Только на этот раз режиссер отказался от мифологических аллюзий и натужных философских построений. Серьезный сюжет о raison d’etat, государственном интересе, во имя которого Макиавелли, Ришелье и многие другие задолго до герцогини Мальборо волюнтаристски нарушали заведенный порядок вещей, потребовал от Лантимоса серьезного, взрослого подхода. Цинизм тут снова правит бал, но теперь абсолютно безнаказанно. Своих героев Лантимос оставил в покое, режиссерский комплекс бога, который он более-менее успешно в предыдущих картинах выдавал за фатум, побежден. Перед нами суетливая и неопрятная возня под названием жизнь (во дворце или в конюшне — все одно), ее течение наконец-то интереснее Лантимосу ее смыслов, а вопросы — ответов.
«Фаворитка» — это «Всё о Еве» и «Алиса в Стране чудес» одновременно. Остается догадаться, кто именно провалился в кроличью нору, кто Червонная королева, а кто — Марго Ченнинг. Анна, Сара или Эбигейл? В актерском соперничестве — всем троим Лантимос подарил карт-бланш — уверенно побеждает Оливия Колман. Ее Анна Стюарт, пожалуй, самый сложный и богатый на нюансы образ монарха в кино за последние полвека — от инфантильных капризов и сюсюкания к внезапным вспышкам авторитаризма через бездны черного, черного отчаяния стареющей и всеми оставленной женщины. Анну, словно громоздкий предмет мебели, который ни в одной комнате не приспособить, бесконечно возят и носят то в кресле-каталке, то в паланкине по лабиринтам Кенсингтонского дворца. Казалось бы, обидеть королеву может каждый. Но ни амазонке Мальборо, ни пригретой на груди кошечке Эбигейл со старухой не справиться. Обе они проиграют, сами того не заметив.
Стилистически «Фаворитка», разумеется, наследует программным лентам об эксцентрике нравов эпохи позднего барокко — «Контракту рисовальщика», «Тристраму Шенди» и даже, наверное, «Барри Линдону». Бурлеск и типичные для Лантимоса игры с широкоугольным объективом в «Фаворитке» даны дозировано, как если бы ораторию Генделя осовременили ненавязчивой поп-аранжировкой. Лантимос однозначно переходит на новый уровень, в королевскую кинематографическую рать.