Рамзи против Джона: Как устроена «Битва бастардов»

Обсудить0

Разбираем драматургию знаменитой батальной сцены из «Игры престолов».

«Битва бастардов» — едва ли не самый знаменитый эпизод «Игры престолов». Собственно битва — это 24 минуты, в которые вложено больше работы, чем во многие полнометражные фильмы. На эпизод ушло 25 съемочных дней, участвуют более 500 человек массовки, более 600 членов съемочной группы, 70 лошадей. У серии «Эмми» за лучшую режиссуру и за лучший сценарий драматического сериала. В момент выхода ее посмотрело 7,6 миллиона зрителей, притом что параллельно по ТВ показывали трансляцию финала НБА.

Секрет такой популярности не только в масштабе экранного кровопролития, но и в драматургии самой битвы. Структуру и внутреннюю логику этого затяжного экшена объясняет сценарист Юлия Идлис.

Лекция «Как это сделано: „Битва бастардов“» была организована Московской школой кино (сама Идлис окончила курс МШК «Сценарное мастерство»). КиноПоиск публикует стенограмму этого рассказа (с незначительными сокращениями) и благодарит школу за предоставленный материал.

«Игра престолов», эпизод «Битва бастардов»«Игра престолов», эпизод «Битва бастардов»

«Игра престолов» устроена так, что каждая девятая серия сезона — кульминация. И каждая девятая серия сезона содержит масштабную битву. В первом сезоне такая битва тоже должна была быть — это битва между войском Робба Старка и Ланистеров, в результате которой Джейми попадает в плен. Она даже была написана в сценарии, но на ее съемки не хватило денег. Поэтому мы видим, как Тирион перед началом битвы получает боевым молотом в лоб, и дальше он приходит в себя, а битва уже закончилась.

Во втором сезоне аналогичная битва происходит в серии «Черноводная» (осада King’s Landing). Третий сезон — «Рейны из Кастамере» (убийство Старков на пиру). Четвертый сезон — «Дозорные на стене» (осада Стены). Пятый сезон — «Суровый Дом» (одичалые против Белых ходоков — так получилось, что это восьмая серия). Шестой сезон — «Битва бастардов».

«Игра престолов», четвертый сезон, эпизод «Дозорные на стене»«Игра престолов», четвертый сезон, эпизод «Дозорные на стене»

Этот длинный фрагмент (почти половина серии) почти не содержит диалогов. Но при этом практически в любой момент времени мы точно знаем, что думают и чувствуют герои. Как так получается?

Обычно у сценаристов есть соблазн отдавать экшен-сцены на откуп режиссеру, как и сцены секса. Я сейчас напишу: «Герои занимаются любовью», — а режиссер уже сам будет ломать голову над тем, как там кто кого держит, кто куда входит и что при этом видно.

Тут вроде бы то же самое. Смысл ББ в том, что две армии сшиблись, покрошили друг друга, а в результате ценой невероятных усилий Джон Сноу отбил у Рамзи Болтона Винтерфелл. Но как это показать, чтобы в этом был хоть какой-то смысл?

У каждой экшен-сцены есть внутренняя драматургия. Внутри экшен-сцены мы можем увидеть все то же самое, что и внутри любой истории — экспозицию, инициирующее событие, торг, развитие конфликта, момент «все потеряно», близость к смерти, откровение, схватку и т. п. Чем лучше сделана экшен-сцена с точки зрения драматургии, тем больше этих элементов в ней есть, тем она подробнее.

«Игра престолов», эпизод «Битва бастардов»«Игра престолов», эпизод «Битва бастардов»

Что происходит в ББ? Фактически это конфликт между Джоном Сноу и Рамзи, в который оказываются втянуты еще несколько тысяч людей. Герой сражается с антагонистом, теряя друзей и убивая врагов.

Тут нужно отдельно сказать о концепции ошибки: у каждого героя есть ошибки в его системе ценностей, что-то, в чем он неправ. За счет осознания и исправления этих ошибок герой и растет в ходе истории. И ошибаться герой должен не в чем-нибудь, а в том, что делает его героем. Ошибка в его системе ценностей не случайная, она вырастает из этой системы ценностей. Она продолжение их достоинств, она вытекает из этих достоинств.

«Игра престолов», эпизод «Битва бастардов»«Игра престолов», эпизод «Битва бастардов»

А что с антагонистом? А у него наоборот: самое главное не ошибки, а лучшие решения и победительные стратегии. Они должны вырастать из недостатков его характера. Тогда каждая победа антагониста фактически показывает его мерзкую сущность. Все это мы и наблюдаем в ББ.

Теперь мы разберем эту сцену буквально по кадрам и посмотрим, как она сделана.

Диспозиция

Нам показывают географию битвы, потому что дальше это будет иметь значение для развития конфликта: куда долетают стрелы, куда надо заманить Джона Сноу, чтобы его убить и т. п. Армия Джона Сноу — разные лица в фас. Армия Рамзи — шлемы и одинаковые бороды в профиль. Обе группы массовки тренировались отдельно, чтобы создать дух конкуренции. Горящие тела — им нужен был источник дыма, чтобы замаскировать верхушки зеленых деревьев, куда не долетал снег из машин.

Армия Рамзи перед битвойАрмия Рамзи перед битвой

Let’s play a game: Три стрелы в Рикона

Игра с Риконом — это перевод военного конфликта на личный уровень. В драматургии работает только личный уровень. Читая про миллионы жертв, мы не испытываем такого сочувствия, как от рассказа об одном конкретном солдате, который не вернулся к одной конкретной матери.

Рамзи выпускает стрелу в РиконаРамзи выпускает стрелу в Рикона

У героя в конфликте должна быть личная цель. После убийства Рикона у Джона Сноу появляется личная цель — месть за брата. Мы твердо знаем, что скакать навстречу Рикону — ошибка Джона. Но если он не поскачет, то он уже не будет Джоном Сноу. Когда Рамзи убивает Рикона, у ДС появляется цель — месть. Но в момент кавалерийской атаки у него уже нет никакой цели. Отомстить у ДС уже не получится, и он не пытается. Выжить он тоже не особо хочет. Драматургический парадокс — герой, лишенный цели. Так не бывает, на этом не держится история. А у кого же цель есть?

Куда долетают стрелы? Куда надо заманить Джона Сноу, чтобы его убить?Куда долетают стрелы? Куда надо заманить Джона Сноу, чтобы его убить?

Цель тут появляется у соратников ДС — спасти его. Поэтому они ведут в бой войско не ради высокой общей цели победить, а ради конкретной личной цели. То есть они делают то же самое, что и сам ДС, — жертвуют собой ради спасения ближнего.

Таким образом, из достоинства характера Джона Сноу — благородства и жертвенности — растет его фатальная ошибка (то, что он оказался безоружным перед кавалерией), но из этого же растет и его триумф (то, что его примчались вовремя спасать). Дальше из этого же вырастет новая фатальная ошибка, когда Давос из благородства приведет в засаду лучников, которые могли бы переломить ход битвы.

Рамзи отдает приказ стрелять, потому что люди для него — пушечное мясоРамзи отдает приказ стрелять, потому что люди для него — пушечное мясо

Зачем нужна эта микросцена с лучниками? Она показывает диспозицию на поле: какое расстояние от каждой армии до центра, где рубятся войска. Она показывает ценности Рамзи и Давоса: битва происходит в центре поля, обе группы лучников могут до него дострелить. Но для Давоса его собственные люди являются ценностью, и он отказывается в них стрелять даже ради победы. А Рамзи стреляет, потому что все люди для него — это пушечное мясо.

Битва до склейки с падением лошади

Этот знаменитый кадр сделан без склеек. Джон Сноу идет по битве, а камера идет за ним. На видео making of видно, как оператор пробирается через битву, а с флангов его защищают два помощника, и им все равно страшно. ДС пробирается через сражение спиной к нам — как наш аватар в компьютерной бродилке (см. «визуальный якорь» в играх). Стрелы и копья вылетают из-за нас — опасность и вокруг нас тоже.

Помещенный в пространство истории зритель утрачивает свою роль стороннего наблюдателяПомещенный в пространство истории зритель утрачивает свою роль стороннего наблюдателя

Здесь и до самого появления рыцарей Долины у Джона нет цели, он даже выжить не особо пытается. В принципе это полностью соответствует состоянию психологического шока. Цель выжить на самом деле есть у зрителя. Зритель тут фактически — тот человек с камерой, который ходит по битве за ДС и молится, чтобы ему не прилетело копытом в лоб. И первая склейка не случайно наступает именно тогда, когда нам в камеру прилетает упавшая лошадь и сбивает нас с ног.

Стена щитов

Изначально это должна была быть стена всадников, как это и было в оригинальной битве при Каннах между римлянами и карфагенянами, на которую ориентировались Бениофф и Вайсс. Но на такое количество лошадей денег не хватило, поэтому — щиты.

Изначально в сценарии планировалась стена всадниковИзначально в сценарии планировалась стена всадников

Опять заметим, что у Джона Сноу так и нет цели, и он не делает ничего. Зато за него активно действует Тормунд, который за какие-то три минуты совершает все хрестоматийные действия героя: спасает Джона, проявляет инициативу, ведет за собой людей, получает рану, встречает превосходящего по силе противника. Проблеск цели появляется у ДС, когда он видит Смоллджона, но ДС тут же сбивают с ног его же люди.

Второе рождение Джона Сноу

Этой сцены в сценарии не было. В сериале она появилась потому, что несколько дней подряд на площадке шли дожди, и они не смогли снять то, что было написано. Сцену придумал режиссер Мигель Сапочник, и она рифмуется со сценой из эпизода «Мать» (S3 E10, Дейенерис поднимают освобожденные рабы Юнкая).

Тут у Джона Сноу впервые с начала битвы появляется цель — выжить. И он совершает первое активное действие — выкарабкивается наружу. Сцена длится полторы минуты — это очень долго. Что происходит? Ничего. По небу мелькают плащи. Так мы вместе с героем переживаем бессилие.

Так называемая «rebirth scene»Так называемая «rebirth scene»

В драматургии есть общее правило: в ходе истории героя всячески бьют, и с него постепенно слетает все внешнее, обнажается его истинное желание и истинное «я». Тут это правило реализовано буквально: ДС топчут до тех пор, пока в нем не просыпается его истинное желание — выжить любой ценой. И тогда он выкарабкивается. И уже готов с этим новым желанием совершить то, к чему не был готов в начале этой сцены — уничтожить Рамзи.

Появление рыцарей Долины

Когда появляются рыцари, выясняется, что настоящая битва была не между ДС и Рамзи, а между Рамзи и Сансой. А весь 20-минутный эпизод был отвлекающим маневром. Собственно, Санса делала ровно то же самое, что делал Рамзи: постепенно вовлекала все его силы в битву, подставляя ему новые и новые жертвы. Она использовала своего брата как наживку, чтобы Рамзи увяз. То есть она еще большее чудовище, чем он.

О чем тут думает Рамзи? Он в восхищенииО чем тут думает Рамзи? Он в восхищении

Осада Винтерфелла

Именно в этой сцене Ван-Ван становится героем и почти человеком, в смысле существом с целью, которой мы сочувствуем, и ценностями (с тем же самым самопожертвованием). Если раньше мы не знали, что творится у него в башке, то теперь, когда он стоит на коленях во дворе Винтерфелла, мы это знаем. И именно в этот момент его убивает Рамзи стрелой в глаз. Это подстегивает желание Джона Сноу убить Рамзи.
Рамзи предлагает Джону поединок. ДС в начале битвы согласился бы на это и проиграл бы, потому что Рамзи пристрелил бы его из лука.

Гибель Ван-Вана. Именно в этой сцене он становится героемГибель Ван-Вана. Именно в этой сцене он становится героем

Почему избивающий Рамзи Джон останавливается? Создатели сериала говорят, что ДС увидел сестру и понял, что это ее месть и ее право — убить Рамзи, потому что она так долго страдала от него. А я думаю, что тут Санса видит, как ДС превращается в Рамзи, и ДС видит это в ее глазах. И уходит, сохраняя остатки благородства, которое в финале сведет его в могилу. А Санса идет дальше и становится чудовищем.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

22 августа 201855
21 июля 201849
13 августа10

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня5
Сегодня, 17:435
Сегодня0
Сегодня2
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации