Побывали в Стокгольме и узнали, каким будет новый фильм о хакерше Лисбет Саландер.
Студия Sony перезапускает историю о Лисбет Саландер, героине романов Стига Ларссона серии «Миллениум». КиноПоиск съездил в Стокгольм, чтобы посмотреть, как Клэр Фой вошла в образ популярной хакерши.
Новая девушка
Шведский писатель Стиг Ларссон написал три книги о журналисте Микаэле Блумквисте и хакерше Лисбет Саландер: «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки». Все они уже экранизированы в Швеции, но Голливуд так и не смог продвинуться дальше первой книги. После выхода фильма Дэвида Финчера в 2011 году студия Sony не сумела запустить продолжение в производство. Поскольку бюджет картины достиг 99 млн долларов, сборы в 232 млн долларов в мировом прокате не обнадеживали. Сиквел по второй книге заморозили. Девушке грозило забвение.
Шло время, в Sony сменилось руководство. «Человека-паука» одолжили студии Marvel, и начались поиски новой или хорошо забытой старой франшизы. Через четыре года после выхода фильма Финчера Sony объявила о перезапуске. Тем же летом у литературной трилогии «Миллениум» появилось продолжение. Вместо умершего в 2004-м Ларссона историю Блумквиста и Саландер подхватил журналист Давид Лагеркранц, написавший уже два романа серии.
В фильме «Девушка, которая застряла в паутине» большое внимание уделяется прошлому Лисбет Саландер. Она сталкивается с собственной сестрой и выходит на киберпреступников, зовущих себя «пауками». Микаэль Блумквист переживает трудный период: критики и коллеги устроили ему травлю, упрекая в утрате профессионализма, а его журналу «Миллениум» грозит недружественное поглощение крупным медиаконцерном. Хакерше и журналисту суждено встретиться снова и расследовать убийство видного американского ученого.
Студия с видом на Стокгольм
Со здания студии Delight, которая расположена в муниципалитете Нака, чуть поодаль от исторического центра Стокгольма, снята табличка. Дом сейчас играет роль квартиры Лисбет. Возле входа видны следы работы пиротехников (задерживаться, чтобы рассмотреть их, нельзя, фотографировать тоже). Внутри в комнате с мониторами сильно пахнет вареными яйцами, на мониторах каскадерша, затянутая в кожу, мчится на байке по набережной и выруливает на пирс. «Вчера она прыгнула с этого пирса прямо в воду, представляете?» — рассказывает продюсер Элизабет Кантильон. На постпродакшене воды возле пирса, по которому рассекает Лисбет, не будет — действие развивается зимой. Так что дважды вылетевшая накануне в воду каскадерша в кадре окажется на льду.
По сюжету в районе Нака находится квартира Лисбет Саландер. Хакерша, которую исполняет Клэр Фой, — известная затворница, она предпочитает пить кофе, есть гамбургеры и спать подальше от людей. Продюсер поясняет: «Мы снимаем сцену, в которой на квартиру Лисбет приезжают агенты СЭПО (Служба госбезопасности Швеции. — Прим. ред.) и устраивают обыск, потому что она хакнула не тех ребят. Лисбет сбегает».
«А сегодня мы будем снимать Клэр Фой на мотоцикле, — продолжает Кантильон. — В воду она, конечно, прыгать не будет — нам нужны крупные планы. Также в кадре будет Сюннёве Макоди Лунд — она играет агента СЭПО».
Лунд не слишком знакома российскому зрителю. Эту эффектную блондинку кто-то видел в триллере по мотивам романа Ю Несбё «Охотники за головами», который сама актриса вспоминает со смехом: «Я пошла на пробы чисто случайно, потому что книжка мне не понравилась и я ее не дочитала. Но фильм получился лучше».
До начала актерской карьеры Лунд, получившая образование режиссера-документалиста, вела на телевидении передачу о кино. «Вообще я стараюсь больше не судить кино, — говорит она. — Когда смотришь фильм и что-то не складывается, в голове появляются разные хлесткие фразы. Но как только я оказалась по ту сторону экрана, выяснилось, что съемочный процесс невероятно тяжелый. В погоне за красивыми фразами я порой размазывала фильмы!» На площадке Лунд одета в строгий костюм-тройку, который кажется ей очень свободным. «Обычно в этом фильме у меня все вещи в обтяг и зашиты сзади, чтобы лучше сидели. Иногда приходится по 12 часов ждать, чтобы сходить в туалет».
От теннисиста к журналисту
Шведский актер Сверрир Гуднасон играет журналиста Микаэля Блумквиста и уже немного знаком миру по драме «Борг/Макинрой» (фильм открывал кинофестиваль в Торонто в 2017-м). Каким будет его Блумквист? «По книгам его называют старомодным, но как по мне, так он просто очень честный и прямой человек. Он ищет правду, и для него статья важнее компьютера, на котором она написана. Лисбет — его топливо и его отрава. Она придает ему сил».
Гуднасон вспоминает о первой встрече с Клэр Фой, медленно подбирая слова. «Когда начинаешь съемки в новом проекте, всегда думаешь: вдруг с кем-то из актеров или с режиссером будет трудно работать? Но здесь все такие милые, и Клэр оказалась очень простой в общении, несмотря на свой статус».
«А вы же из России? — спрашивает Гуднасон. — Тогда вы тоже любите депрессивное кино!» Актер считает, что любовь скандинавов к нуару неслучайна: «Мы же самая счастливая страна в мире, нам нужен какой-то мрак. Для равновесия», — говорит актер. Ну да, как в «Звездных войнах». Сам он не любит местные детективы, предпочитая им исландские. Прилежно учился играть в теннис для роли легендарного Бьёрна Борга, а согласившись на съемки в «Девушке», искренне надеялся пофилонить: «Думал, раз кино про Швецию, так мне не придется из дома выезжать. А они взяли и решили снимать в Берлине!»
Дракон — лучший друг девушки
Новой Саландер — новая татуировка. Разрабатывая рисунок, художники картины выбирали между традиционным азиатским драконом и чем-то более радикальным. Версий было так много, что в какой-то момент создатели зашли в тупик. Придумывали драконов с несколькими головами, разными туловищами и даже прикидывали, как завернуть Клэр Фой в татуировку.
Художники вернулись к вопросу: почему вообще Саландер набила дракона? Кем он стал для нее? И ответили: это лучший друг Лисбет. Он стал своеобразным талисманом для девушки, ее защитником. И потому новый дракончик получился небольшим, как бы взбирающимся по спине Фой, обнимая ее крыльями. Он никуда не улетает, он всегда при ней и всегда поддерживает.
Когда художники фильма поняли, что они хотят от татуировки, отдали заказ настоящему тату-мастеру разработать финальную версию. Мастер послушал размышления и согласился. Правда, у него никак не получалось «обнять» Лисбет крылом, и несколько недель разных драконов рисовали на телах дублерш актрисы, чтобы понять, какой же все-таки лучше подходит. Остановились на вот этом.
На тело Фой татуировка наносилась ежедневно по шаблону в течение получаса. По консистенции шаблонный дракон состоял из чернил и клея, и его укрепляли на спине актрисы. Держалась такая искусственная татуировка очень хорошо, и даже позволяла снимать Фой в воде
Что же касается макияжа, то новая Лисбет будет выглядеть несколько иначе. У героини остался ирокез, но при желании волосы актрисы могут выглядеть совершенно естественно. Для художников было важно показать, что Саландер способна сделать все сама, ведь нанесение макияжа требует определенной сноровки. Когда Клэр Фой все-таки добирается до нас, то на ней почти нет грима, только на щеке красуется кровавый развод.
От Елизаветы к Лисбет
Мир знает Клэр Фой как звезду сериала «Корона», где она играла молодую королеву Англии. Недавно актрису можно было видеть в фильмах «Дыши ради нас» и «Не в себе», а этой осенью она появится на кинофестивалях с картиной Дэмьена Шазелла «Человек на Луне». «Девушка, которая застряла в паутине» — ее первая главная роль в голливудском блокбастере.
Фой ровно такая, как и описывал Гуднасон — очень простая и естественная. Она корчит забавные рожицы, отвечая на вопросы, заливисто хохочет и не стесняется задирать ноги, чтобы показать нам свои байкерские ботинки. У Клэр забриты виски («Я не сразу к этому привыкла!»), и с такой прической ее никто не узнает даже в Лондоне.
Она одета в кожаные брюки и черный свитер («Я сжилась с этим костюмом, он очень удобный»). Клэр — актриса ответственная, всегда читает книги, в адаптациях которых ей приходится сниматься. И если она не находит в них ответы на свои вопросы, то просит пояснений у режиссера.
«Я ни в коем случае не Лисбет Саландер, я лишь ее версия. Но это, несомненно, очень приятная компания актрис, к которым я присоединяюсь, — рассказывает Фой. — Лисбет — непотопляемая девушка. У нее непростая и тяжелая жизнь, которая травмировала ее, и она научилась защищаться от мира. Некоторым кажется, что она какая-то мстительница, но она типичный пример того, что бывает с человеком, которому постоянно приходится сталкиваться с насилием. Она изгой, но при этом живет по своим правилам». Новый фильм приподнимет завесу над детством Лисбет и объяснит, как она стала такой. «Моя героиня как бы застряла, она не может двигаться дальше, пока не расследует собственное прошлое».
Фой нравится, что в Саландер нет явно выраженной женственности: «Она, конечно, не маскулинна, тем не менее очень здорово, когда не надо постоянно думать о том, как выглядеть привлекательно». Думать о том, как выполнить тот или иной трюк, Фой тоже не приходится — ее везде заменяет дублерша. «Я очень недоверчивая. И я не Том Круз! А даже если бы и была, то постоянно боялась бы, что переломаю кости». Актриса прошла тренировку, чтобы убедительно выглядеть в сценах драк, но раскатывать на полной скорости в кадре не стала. С компьютерами Фой тоже не очень-то дружит. Впрочем, кое-что от Саландер в ней есть: «Мне всегда очень нравилась кожа». Однако даже тут актриса сразу оговаривается: «Я не в том смысле, что я всегда ее носила. Я всегда думаю о животных».
Российские зрители этого не услышат, но у Фой в фильме будет легкий шведский акцент. Актриса посчитала, что было бы неверно оставлять ее родной британский и уж тем более неправильно было бы заставлять Лисбет говорить с американским акцентом.
Новую «Девушку» снимает Федерико Альварес, и продюсеры уповают на его прошлое, связанное с ужасами («Зловещие мертвецы: Черная книга», «Не дыши»). На него возложена серьезная задача: придать драматизма и элемент хоррора книге Лагеркранца. Как он с ней справился, можно будет увидеть 8 ноября, когда фильм выйдет в российский прокат.