10 мастеров кино, которые направили камеру на поп-исполнителей.
На днях в сети появился клип на песню аргентинской певицы Джульеты Ласо, снятый живой легендой нового латиноамериканского кино Лукрецией Мартель (культовая фигура странного реализма 2000-х, недавно вернувшаяся с волшебным фильмом «Зама»). Вспоминаем и показываем другие опыты мэтров режиссуры в жанре музыкального видео.
Что снимал: «Bones» и «Here With Me» The Killers
Группа The Killers из Лас-Вегаса сама позвала Тима Бёртона снять клип на сингл «Bones» со второго альбома — музыканты были фанатами его фильмов. Готический эксцентрик согласился и представил группу, конечно же, в виде скелетов. Действие клипа происходит в заброшенном драйв-ине, на экране которого мелькают кусочки классических голливудских фильмов «Ясон и аргонавты» и «Создание из Черной лагуны». Любовную пару, которая смотрит эти фильмы в машине и в процессе в буквальном смысле раздевается до костей, сыграли модель Девон Аоки и актер из сериала «Беверли-Хиллз 90210» Майкл Стегер.
Семь лет спустя режиссер снял для The Killers клип на балладу «Here With Me», где вновь попытался ужать свою киновселенную до трех минут экранного времени. «Когда я услышал их песню, то вспомнил о восковой фигуре Вайноны Райдер в Музее мадам Тюссо». Видеоклип создан как оммаж фильму «Безумная любовь» с Петером Лорре 1935 года, а также работам Марио Бавы.
Что снимал: «Bad» Майкла Джексона
Обратиться к этому знатоку уличной жизни Майклу Джексону посоветовал продюсер Квинси Джонс. Сам «король попа» не был знаком с работами Скорсезе, он видел только мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Джексон хотел заказать клип режиссерам-сказочникам — Стивену Спилбергу или Джорджу Лукасу, но Джонс и другие менеджеры были против. В 1987 году в поп-музыке и моде первые места занимал уличный стиль, особенно рэп и хип-хоп, и Джексону нужно было не погружаться в мир фантазий, а создавать имидж крутого и опасного парня из нью-йоркской подземки (его антагониста в видео играл юный и никому тогда не известный Уэсли Снайпс).
Проблемы на съемочной площадке начались сразу: Майкл пытался объяснить Скорсезе, как нужно снимать видеоклипы. Скорсезе жаловался друзьям, что снимать 19-минутный «Bad» было сущим кошмаром, что бюджет был превышен в два-три раза и достиг отметки 2 млн долларов. Однако про Джексона режиссер ничего плохого не говорил, напротив, отзывался о нем как о «симпатичном, милом и открытом человеке». Но снимать поп-видеоклипы с тех пор больше не брался.
Что снимал: «Fame’90» Дэвида Боуи, «Under The Bridge» Red Hot Chili Peppers, «The Last Song» Элтона Джона, «Creep» Stone Temple Pilots, «Weird» Hanson, «Runaway» Dee-Lite
Уроженец Кентукки и крестный отец новой волны американского гей-кино, Гас Ван Сент всегда увлекался музыкой и даже выпустил пару сольных альбомов. Снимал он и видеоклипы для крупных исполнителей. Некоторые, как видео на балладу «Under The Bridge» Red Hot Chili Peppers, носят отпечаток фирменного стиля режиссера. Проходы солиста группы Энтони Кидиса по улицам Лос-Анджелеса пришлись по душе аудитории MTV, и клип собрал немало наград. Другие клипы, как, например, сюжет о трагической смерти от СПИДа на песню Элтона Джона, выглядят обычными ремесленными работами, никак не выделяющимися из общего потока. Ван Сент и сам не скрывает, что брался за многие из них, для того чтобы этими гонорарами обеспечить финансирование своим некоммерческим проектам.
Что снимал: «Plus Oh» Франс Галль
В 1996-м певица Франс Галль (скончавшаяся в начале этого года) обратилась к Годару с просьбой снять клип на новую интерпретацию песни 1980 года, написанную для нее ее покойным мужем Мишелем Берже. Годар, занимавшийся в тот период проектом «Истори(и) кино», пообщался со звездой так популярного в 1960-х стиля йе-йе, нашел с ней много общего и согласился на работу. Клип Годара стал своего рода видеоэссе на тему метаморфоз, которые претерпевают искусство, любовь, жизнь и кино («Любовь не думает, она трансформируется»). В нем есть фирменные титры на весь экран, репродукции картин Мане, да Винчи и Гойи, фотографии Марлен Дитрих и Чарли Чаплина и отрывки из фильмов «Они живут по ночам» Николаса Рэя, диснеевской «Белоснежки» и «Орфея» Жана Кокто. Сама певица предстает здесь в размытых крупных планах, как бы растворяясь в образах.
Что снимала: «Touched By The Hand Of God» New Order
Бывшая жена Джеймса Кэмерона и первая женщина, получившая премию «Оскар» в номинации «Лучшая режиссура» (за фильм «Повелитель бури»), еще в 1980-х показала, что обладает чувством юмора и пониманием поп-трендов. Британская группа New Order, состоявшая из четырех аккуратно причесанных человек в рубашках поло, под ее руководством превратилась в монстров рока в кожаных штанах и с прическами в стиле «взрыв на макаронной фабрике». Если убрать звук и подставить под клип песню Motley Crue, выглядеть будет не менее убедительно. Видимо, многие так и делали, потому что у New Order после этого клипа возникли проблемы на гастролях в США: зрители ожидали увидеть кого-то вроде Def Leppard, а не четырех англичан с постными лицами и требовали назад свои деньги. Кэтрин, к слову, была не единственным известным режиссером, работавшим с New Order. Клип на «Perfect Kiss» снял Джонатан Демме.
Что снимал: «Bakerman» Laid Back
В конце 1980-х будущий анфан террибль арт-кино неожиданно взялся за самую популярную датскую поп-группу. Синти-поп-дуэт Laid Back добился крупного успеха в хит-парадах (их шлягер «Sunshine Reggae» до сих пор звучит по радио и на дискотеках для тех, кому за 40), но мало кто считал их серьезными и полноценными артистами. Фон Триер сделал для Laid Back такой клип, после которого с ними стали считаться. С одного дубля он снял видео, в котором вся группа выпрыгивает из самолета и исполняет в небе свой хит «Bakerman» (про то, как пекарь печет хлеб!). До самого финала музыканты так и не раскрывают парашютов. Концептуальная и ироничная работа снова подняла датчан на первые строчки парадов по всему миру.
Что снимал: «I Predict» Sparks, «Wicked Games» Криса Айзека, «Came Back Haunted» Nine Inch Nails, «Shot In The Back Of The Head» Моби
Дэвид Линч, как известно фанатам «Твин Пикс» и любителям современного искусства, понимает силу звука так, как мало кто из режиссеров (помимо традиционных картин Линч-художник делает и жуткие звуковые скульптуры). На какое-то время он даже забросил карьеру в кино ради занятий музыкой. Первый свой клип маэстро снял в 1982 году, на заре эпохи MTV, для британского глэм-дуэта Sparks, и в нем член группы Рон Маэл с гитлеровскими усиками и в женском платье танцует стриптиз на сцене. Для начала неплохо.
Затем Линч сделал клип «Wicked Games» Криса Айзека, но не тот, который вы видели по ТВ.
Клип Линча для Nine Inch Nails начинается с предупреждения, что просмотр способен вызвать приступы эпилепсии у светочувствительных людей. Предупрежден — вооружен. Видео для электронщика Моби, своего единоверца по движению трансцендентальной медитации, Дэвид снабдил пугающей и абсурдной черно-белой анимацией. А в 2011 году этот разносторонне одаренный художник выпустил свой сольный альбом «Crazy Clown Time», в клипах из которого не отказывал себе абсолютно ни в чем.
Что снимал: «We No Who U R» Nick Cave and the Bad Seeds, «Protégé Moi» Placebo, «Applesauce» Animal Collective, «Love In Motion» Sebastian
Великий провокатор не стесняется и в своих музыкальных видеоклипах. В ролике на танцевальный трек проекта Sebastian маленькая девочка кривляется и кокетничает у себя в комнате (фирменный красный цвет обильно присутствует) в костюме хищницы перед видеокамерой. Интересно, в чьих она руках? Явно не в руках сверстника. Комментарии на YouTube предусмотрительно отключены.
Клип на песню альтернативного рок-трио Placebo был запрещен моментально — там настоящий вход в пустоту. Впрочем, периодически фанаты все же ухитряются выложить в сеть этот этюд в багровых тонах.
Когда же Ноэ снял клип на вещь Ника Кейва, зрители в голос заявляли, что это самое спокойное и безобидное, что когда-либо снимал автор — прогулка ночью в лесу. С другой стороны, не рекомендуем вам расслабляться. Не забывайте, что гулять по лесу ночью предстоит с автором «Необратимости».
Что снимал: «Dancing In The Dark» Брюса Спрингстина
Да, этот мастер мрачного китча уважает не только Хичкока, Годара, секс и насилие, но и веский и простой стадионный рок. Режиссера «Кэрри» и «Лица со шрамом» пригласили снять видеоряд к песне «Dancing In The Dark» Брюса Спрингстина, и он блестяще справился с задачей при помощи массовки из двухсот человек и арендованного на пару ночей гражданского центра в Миннесоте. За свою карьеру де Пальма поставил немало технических трюков, и момент, когда Босс (известное сегодня лишь ветеранам прозвище Спрингстина) выдергивает на сцену юную Кортни Кокс, входит в число самых убедительных из них.
Что снимал: «Fast As You Can» Фионы Эппл, «Daydreaming» Radiohead, «Divers» Джоанны Ньюсом, «Little Of Your Love» Haim
ПТА снял за свою карьеру 15 видеоклипов, по которым вполне можно отслеживать эволюцию режиссерского стиля. И займет это гораздо меньше времени, чем последовательный просмотр «Нефти», «Мастера», «Врожденного порока» и так далее. Сам Андерсон, впрочем, утверждает, что главная его цель — не себя показать, а дать высказаться артисту-заказчику. Может быть, но амбиции не спрячешь: в кино ПТА все время пытается снять аналог большого американского романа, и из видеоряда этих песен тоже складывается слово «Америка».