Новый сериал с Александром Петровым — кибернуар о школьниках, с риском для жизни зависающих в виртуальной реальности, и о помятом полицейском, у которого болят душа и тело.
На Первом канале состоялась премьера сериала Егора Баранова по сценарию Ильи Тилькина с Артемом Ткаченко (в роли участкового) и Александром Петровым (в роли школьника). Разбираем, чего в нем больше (черной тоски или неоновых демонов) и кто его идеальный зритель (бодрый ученик старших классов или хмурый любитель детективов Даниила Корецкого).
О чем это?
2020 год. Брутальный небритый мужчина по фамилии Крюков выходит из тюрьмы, оставив на столе одиночной камеры фигурку человечка из хлебного мякиша. Это флешфорвард, а в наши дни Крюков работает участковым, который решил расследовать странное дело. Учительница элитной средней школы на глазах у всех выбросилась из окна и разбилась. Зачем? Отчего? Ответы наш сыщик ищет в одиннадцатом классе, где погибшая была классным руководителем. Каждый ученик — подозреваемый, потому что все ребята явно что-то скрывают. Инцидент как-то связан с системой виртуальной реальности, которую школьники испытывают на уроках информатики. Компьютерная вселенная «Sпарта» дает возможность коллективно попробовать самые опасные развлечения, и хотя выполнена игра в очень условной манере, для ребят она давно превратилась в наркотик, опасный, вероятно, не только для них.
У Крюкова тоже есть своя «виртуальная реальность» — кошмарные воспоминания о гибели жены, которая тоже разбилась, причем у него на глазах. Участковый явно не в форме: мало того что подавлен депрессией, так еще и разбит инсультом.
Кто играет?
Крюкова играет Артем Ткаченко, и именно на нем держится весь сериал, именно его мрачный и язвительный герой, чьи силы подточены недугом (это, впрочем, не мешает Крюкову пользоваться успехом у женщин), превращает «Sпарту» в неонуар. Элементы киберпанка при появлении Ткаченко в кадре почтительно отходят на второй план. У него самые интересные сцены-флешбэки — с сексом, насилием и смертью. Ткаченко давно ждал эту роль и, говорят, настолько погрузился в нее, что на площадке ему безо всяких причин действительно становилось так же плохо, как участковому Крюкову.
В роли антагониста, лидера класса — Александр Петров. Сериал снимался в 2014—2015 годах, и актер выглядит тут заметно младше, чем сейчас, хотя и не совсем школьником. Авторы, увы, не решились снимать в ролях старшеклассников совсем молодых актеров, из-за чего «Sпарта» временами напоминает «Большую перемену» или «Весну на Заречной улице». К этой возрастной условности довольно сложно привыкнуть, хотя Петров изо всех сил вкладывается в своего героя и играет его с настоящей подростковой агрессией.
На что это похоже?
Конечно, было бы преувеличением назвать «Sпарту» русской «Матрицей», «Первому игроку приготовиться» или даже «Миром Дикого Запада». Тем не менее это настоящий киберпанковский неонуар, хоть и с участковым в роли Харрисона Форда. Российское теневое государство рифмуется в фильме с порочной компьютерной игрой. Ее, похоже, не просто так включили в школьную программу некие люди из верхов, речь идет об ужасных планах контроля над неокрепшим сознанием старшеклассников. И если одна из школьниц ради запретного удовольствия снова и снова разбегается и прыгает из окна в игре, то в реальности это может отозваться не одним трупом.
«Sпарта» оказывается вполне в кибертренде, и понятно, что снятый несколько лет назад, задолго до «Гоголя», сериал просто лежал и ждал подходящего момента. Так часто бывает: от производственного цикла ТВ-фильма до его эфира может пройти столько времени, что малоизвестные когда-то актеры успеют стать звездами, как Александр Петров, которого в 2014 году, до «Льда», знали гораздо меньше.
Вопреки современной моде показывать виртуальную реальность (а также сны, грезы, флешбэки и т. п.) без стилистических переходов, так, чтобы зритель совсем запутался, Баранов старается делать понятно. Виртуальный мир «Sпарты» — это рваные движения слегка схематичных персонажей, выскакивающие из трупов монетки, кислотная цветовая палитра. Все так странно и неправдоподобно, что поначалу даже трудно понять, почему школьники настолько увлеклись этой игрой. Потом, правда, это становится яснее: школа выглядит очень обыденно. Холодный свет люминесцентных ламп. Широкие коридоры, гигантские вестибюли, просторные классные комнаты — как дом с привидениями с потайными уголками, где прячутся тайны, часто постыдные.
А вот мир Крюкова разнообразней. Крюков везде свой и всюду чужой — в школе, в морге, в кабаках, на улицах с исписанными граффити стенами. Он легко перемещается из одного микромирка в другой, потому что он сам ни к чему не привязан. Он так увлечен своим следствием, что даже куртку свою порой забывает снять, а не то что переодеться. Тоже очень нуарная деталь.
«Sпарта» не только остросюжетна, она еще и музыкальна. Жесткий электронный саундтрек усиливает тревожное настроение — самое то поздним вечером, когда у сериала эфир. В общем, резкое, стильное кино. «Молодежное». Но, конечно, хочется, чтобы Ткаченко и томительных зависаний его подуставшего героя в барах и моргах было больше, а всей этой виртуальной суеты и школоты меньше. Но очевидно, что избежать игры в «Sпарту» участковому Крюкову не удастся.