Эксклюзивные подробности о новом российском блокбастере, который стоит в два раза больше «Притяжения». В роли Конька-горбунка — Павел Деревянко.
В июле начинаются съемки фильма «Конек-горбунок» — масштабного сказочного блокбастера с производственным бюджетом около 800 млн рублей, с огромным количеством компьютерной графики, звездным ансамблем и слегка дополненной сказкой Ершова в качестве литературной основы. Над фильмом работают продюсеры Сергей Сельянов, Александр Горохов и Антон Златопольский, постановщик картины — Олег Погодин («Дом», «Крик совы»).
КиноПоиск отвечает на главные вопросы об этом кино.
Что тут такого особенного?
Во-первых, тенденция. Возможно, на наших глазах происходит возрождение такого традиционного для советского кино жанра, как фильм-сказка (теперь это называют фэнтези). Началось все с успеха «Последнего богатыря» — его посмотрело в кино более семи миллионов российских зрителей. Видимо, спрос есть. «Конек-горбунок» должен либо подтвердить это предположение, либо показать, что успех «Богатыря» был частным случаем. Так что следить за судьбой этого фильма все будут очень пристально.
Во-вторых, фильм по мотивам знаменитого произведения Ершова (или Пушкина) может стать новой технологической вехой в российском кино — не в последнюю очередь благодаря системе ViewGa (проще «Вьюга», но о ней позже). Никогда прежде в российских фильмах не было такого количества компьютерных персонажей, это точно. Посчитаем только главных: Конек-горбунок, Кобылица, Жар-птица и, конечно, Чудо-юдо рыба кит.
В-третьих, масштаб проекта. Бюджет в 800 миллионов — это почти в два раза больше, чем у «Салюта-7». А скажем, «Притяжение» Бондарчука стоило 370 миллионов. Большие деньги. Добавим к этому мощности канала «Россия 1». Словом, все будет дорого и зрелищно. Один из продюсеров фильма, Александр Горохов, руководитель студии CGF, отвечающей за всю компьютерную графику и спецэффекты в «Коньке-горбунке», даже сравнивает его с диснеевской «Книгой джунглей», «Фантастическими тварями» и «Алисой в Стране чудес».
Где это снимают?
«Конек-горбунок» будет целиком снят в павильоне, самом большом в России (его площадь — более семи тысяч квадратных метров, даже на крупнейших европейских студиях таких павильонов нет). Вообще-то это даже не павильон. Создатели фильма очень долго искали подходящее помещение, осматривали заводские цеха, ангары. В итоге обнаружили гигантский склад «Юлмарта» под Петербургом и переоборудовали его для съемок. Зачем нужно такое пространство? Как объясняет Горохов, «нельзя нарисовать воздух». Если фильм снят в маленьком павильоне, это сразу видно. Например, актер, перемещаясь по тесному пространству, заметно светлеет при приближении к источнику света, имитирующему солнце в сцене. В большом павильоне такое не происходит.
Для съемок более камерных сцен есть еще два павильона поменьше общей площадью четыре тысячи квадратных метров. На самом деле это тоже довольно много. В одном из этих «маленьких» павильонов был снят уже упомянутый «Салют-7», а скажем, самый большой павильон «Мосфильма» — чуть больше двух тысяч квадратных метров.
Вся природа, весь мир вокруг персонажей будут созданы на компьютере, в павильоне будут построены только отдельные декорации и условные (габаритные) объекты зеленого или синего цветов, которые потом будут заменены на CGI (компьютерную графику). Они нужны, чтобы актерам удобнее было взаимодействовать с цифровыми, по сути, несуществующими предметами сказочной реальности.
Кстати, о декорациях. Кажется, что раз такое внимание уделяется компьютерной графике, то декораций будет минимальное количество, но это не так. Продюсер Сергей Сельянов обещает, что таких грандиозных по масштабу и проработке декораций в истории российского кино еще не было. «Да, царский дворец, конечно, будет создан на компьютере, — говорит он. — Но частично он все же будет построен. Фасад у него — 8 метров по высоте и 40 метров по длине, это не говоря уже о торговых рядах, полностью обставленных интерьерах».
Специально для этого фильма делаются осветительные приборы, которые помогут показать все это великолепие максимально эффектно. Такие фильмы, сказки, фэнтези самые дорогие, здесь экономить нельзя, потому что это сразу будет заметно, и все от этого проиграют. Сложнее всего, считает Сельянов, будет сделать так, чтобы на «Конька-горбунка» пошли не только дети с родителями, но и зрители других возрастов, как на «Последнего богатыря». Иначе фильм просто не окупится, и в ближайшие годы уже никто не станет рисковать, вкладываясь в проекты такого масштаба.
Что такое «Вьюга»?
Нет, это не очередная баллистическая ракета. Технология «Вьюга» — предмет особой гордости студии CGF. Это система дополненной реальности. У «Вьюги» есть подсистема, позволяющая увидеть фильм еще до начала физических съемок. Работает это так. Вместо актеров берутся компьютерные болванки (хотя в сложных сценах задействуют и актеров), схематично рисуются объекты, декорации, и дальше оператор с режиссером могут выстроить мизансцену, поэкспериментировать с ней и снять так, чтобы это всех устроило, видя в виртуальный видоискатель приблизительно то же, что они увидят на площадке.
Можно смоделировать всю работу, и, когда начнутся съемки, не надо будет тратить время на пробы и ошибки: все точки съемки и движения камеры уже рассчитаны. Когда команда фильма выйдет на съемочную площадку, на контрольных мониторах режиссер с оператором смогут видеть кадр, совмещенный с заранее подготовленными компьютерными персонажами и анимированными персонажами. Это называется превизуализацией. Пословица «Фильм готов, осталось его снять» приобретает новый смысл, а по деньгам и времени получается огромная экономия, десятки миллионов рублей, которые стоили бы дополнительные смены на производстве.
«Вьюгу» уже отработали на фильмах «Он — дракон», «Экипаж» и «Движение вверх».
Кто кого играет?
Конька-горбунка играет Павел Деревянко. Его взяли сразу, без проб. На видео, где Деревянко проживает в кадре роль Конька, видно, что играет он очень интеллигентно и тонко. Внешний вид Конька еще будут дорабатывать и совершенствовать, возможно, даже до самой премьеры фильма.
Среди других известных актеров — Антон Шагин, который играет Ивана, а также Михаил Ефремов в роли царя и Паулина Андреева в образе царь-девицы. Также планируется, что хореографию Жар-птицы исполнит спортсменка Ляйсан Утяшева.
Несколько аттракционов в фильме, как обещают, будут особенно эффектными. Помимо самого Конька-горбунка, это Жар-птица, та самая, которую будет играть Утяшева. Здесь она выглядит в общем как птица-секретарь (обычно же в нашей сказочной иконографии ее изображают павлином). В-третьих, кит, который здесь одновременно и млекопитающее, и огромный остров. Тут за образец были взяты острова, имеющие форму рыбы, и эти острова художники скрестили с обычным кашалотом. Киту придумали ноздри и похожие на гигантские пещеры внутренности, где тоже будет происходить часть приключений.
В первых вариантах сценария фигурировали некие «чудовища волшебных снегов», но их заменили на таинственный Лабиринт обмана — особое испытание, которое Иван и Конек должны пройти порознь. Еще, говорят, будет некий Краб, которого в сказке Ершова не было. В CGF шутят, что они просто очень любят крабов: ракообразные их производства уже появлялись в «Он — дракон» и в «Кухне 2» (там в сцене сна главного героя краб нападал на человека, напоминающего президента России). В общем, понятно, что сюжет сказки сильно модифицировали.
А как насчет погружения в кипяток? Дети не испугаются?
Говорят, котлы с кипящим молоком будут, но все будет решено весело и нестрашно. Вроде бы Иван, падая в котел, ухитрится успеть посмотреть в глаза и любимой девушке, и врагу царю, причем мы все это заметим. Рапид? Возможно. Нам не говорят.
Закончить фильм планируется в конце 2019 года или в начале 2020-го. Но когда речь идет о проектах такого масштаба, то сроки могут сдвигаться, потому что «Конек-горбунок» — тот случай, когда любая ошибка может повлечь за собой провал. Стоит дождаться и посмотреть, что получится.