Очень плохая наследственность: Разбираем финал «Реинкарнации»

Обсудить0

Рассказываем, что случилось в финале одного из лучших фильмов ужасов 2018 года.

Когда будущему режиссеру Ари Астеру было 12 лет, он подслушал разговор родителей. Всегда хладнокровный и сдержанный отец рассказывал матери, как его потряс фильм Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник». Астер украл кассету с картиной из видеопроката и посмотрел ленту. «Меня задело, насколько искусственным выглядит фильм — от операторской работы до костюмов. В сухом остатке была неприкрытая ненависть Гринуэя к человечеству», — признался он позже. Если «Реинкарнация» оставила у вас неприятные ощущения, то вы знаете, кого нужно благодарить.

Выучившись режиссуре в Американском киноинституте, Астер набил руку на короткометражных фильмах, в которых затрагивал семейные проблемы. В «Странных Джонсонах» показан инцест. В «Мюнхгаузене» мать травит сына, чтобы он не уехал в колледж. «Реинкарнация» в оригинале называется «Наследственность», и в ней тоже речь идет о кризисе в семье.

Режиссер Ари Астер и оператор Павел Погожельский на съемкахРежиссер Ари Астер и оператор Павел Погожельский на съемках

Внимание: далее идут спойлеры!

Чтобы разобраться в том, что случилось в финале, вспомним, с чего все начиналось.

Автор миниатюр Энни (Тони Коллетт) готовится к очередной выставке, когда у нее умирает мать. Эллен Ли была трудной женщиной. Она заставила Энни рожать первенца, несмотря на желание дочери сделать аборт. Она свела в могилу сына: брат Энни признавался, что мать пытается «засунуть в него других людей», и в итоге покончил с собой. Муж Энни, Стив (Гэбриел Бирн), заставил жену оборвать все связи с матерью, и семья жила нормально до появления дочери Чарли (Милли Шапиро). Ли упросила дочь допустить ее к внучке и смогла стать для девочки незаменимой.

«Реинкарнация»«Реинкарнация»

Чарли растет замкнутой и необщительной. Девочка мастерит фигурки из подручных материалов, в том числе из отрезанной головы голубя. Она спрашивает мать, кто позаботится о ней после смерти, на что Энни нервно смеется: по идее ей еще жить и жить.

Смерть матери не задела Энни — об этом она рассказывает на встрече людей, потерявших близких. Там же выясняется, что Энни ходит во сне и однажды пыталась сжечь своих детей (она обливает детей скипидаром и просыпается, едва не чиркнув спичкой). Вскоре Энни отправляет Чарли на вечеринку вместе с Питером (Алекс Вулф), где девочка съедает торт с орехами и начинает задыхаться. Брат срочно везет ее домой, но по дороге Чарли высовывается из машины, и ей сносит голову. На столбе, который становится причиной гибели девочки, виднеется символ. Точно такой же символ в виде подвески носила мать Энни.

«Реинкарнация»«Реинкарнация»

Отношения в семье накаляются. Энни срывается на Питера, в то время как он пытается прийти в себя после смерти сестры. Стив узнает об осквернении могилы тещи, но решает не рассказывать об этом жене — ей и без того тяжко. Энни находит успокоение в разговоре с Джоан (Энн Дауд), с которой знакомится возле церкви, где проходят встречи скорбящих людей. Женщина рассказывает Энни, что с духом Чарли можно связаться, и приглашает в гости, чтобы убедить в своей правоте. Энни не решается, но в итоге приходит к Джоан и становится участницей спиритического сеанса с участием якобы погибшего внука Джоан. Поверив, что таким же образом можно вызвать и Чарли, Энни устраивает такой же сеанс дома, заставляя Стива и Питера помогать ей. После попытки вызова духа у Питера начинаются галлюцинации, он странно себя ведет и даже наносит себе увечья.

Понятно. Но что там был за демон?

Мать Энни была не просто манипулятором, но и лидером демонического культа. Семейные демоны обернулись стычкой с настоящим демоном Пеймоном, королем ада. Перебирая оставшиеся вещи матери, Энни видит книгу заклинаний с вложенной запиской, в которой Эллен обращается к дочери в надежде на понимание. Листая книгу, Энни видит описание ритуала вызова Пеймона, обещающего своим последователям несметные богатства.

«Реинкарнация»«Реинкарнация»

Режиссер выдумал его?

Все зависит от вашего отношения к демонам. Пеймон упоминается в «Гоетии» — перечне 72 духов и описании магических ритуалов царя Соломона. Книга была опубликована в XVII столетии, на английский переведена в 1904 году. Также Пеймон встречается в «Инфернальном словаре», увидевшем свет в Париже в 1818 году.

Считалось, что каждый демон, описанный в «Гоэтии», отвечал за определенную сферу бытия. Призвав кого-либо из них, можно было обрести знания, материальное благополучие и т. д. У каждого демона имелась своя печать (сигил), и в «Реинкарнации» мы постоянно сталкиваемся с печатью Пеймона.

Изображение Пеймона в «Гоэтии» и его печатьИзображение Пеймона в «Гоэтии» и его печать

По «Гоэтии», король Пеймон — девятый дух. Подчиняется Люциферу, появляется в образе человека в роскошной короне и восседающим на верблюде. Перед ним шествуют музыканты, исполняющие громкую музыку. Считается, что Пеймон может обучить разным наукам и тайным знаниям. Появляется в сопровождении двух королей — Бебала и Абалама, которыми управляет. В некоторых текстах Пеймон — своего рода управленец, в подчинении которого находится от 25 до 200 легионов духов. Ему совершенно необязательно вселяться в чье-то тело, он в состоянии являться самостоятельно.

Почему режиссер выбрал именно его?

По словам Ари Астера, он таким образом пытался уйти от банального вызова дьявола. «Это было уже много раз, — говорит режиссер. — Так что я провел исследование среди демонов в демонологии. Пеймон показался мне логичным выбором. У меня нет никаких связей с оккультными практиками, но я слышал, что в этой среде Пеймон — известный персонаж».

Так в кого же вселился Пеймон?

По легенде фильма, Пеймону нужно мужское тело, и Эллен пыталась переместить его в собственного сына. Да, согласно фильму Эллен Ли рожала детей исключительно ради ритуала. Но сын покончил с собой в 16 лет, оставив записку о том, что мать пыталась «запихнуть людей внутрь него». Учитывая, что Эллен была главой культа, демона можно было заключить только в тело кого-то из родственников. Это подсказывает нам и название фильма («Наследственность» в оригинале). Поскольку Энни прекратила общение с матерью после рождения сына, Ли не смогла совершить ритуал с внуком. Временным вместилищем духа стала Чарли, но в ее теле Пеймон плохо прижился. Поскольку Эллен умерла, переносом духа Пеймона после смерти Чарли занялись ее последователи. Когда вспышка света проходит через Питера, выбросившегося из окна, Пеймон переходит в его тело.

«Реинкарнация»«Реинкарнация»

А зачем им это было надо?

По книге, которую листает Энни, мы видим, что Пеймон приносит богатства тем, кто вызывает его. Так что да, причиной всех неприятностей семьи можно считать обычную человеческую алчность.

И головы нужно было отрубать?

Обезглавливание действительно важно для фильма Астера. Чарли отрезает голову трупику голубя, ей самой столбом сносит голову, эксгумированное тело Эллен лишено головы, а Энни сама отпиливает себе голову. Режиссер говорит: «Мы видим, что Чарли мастерит фигурки, чтобы населить ими диораму, сделанную как храм Пеймона. Это также метафора того, что Пеймон делает с семьей. Если вы присмотритесь к диораме, то увидите, что безголовые фигурки поклоняются созданию с голубиной головой в короне, что очень похоже на финальную сцену». Но нет, «реальный» Пеймон таких жертв не требует.

«Реинкарнация»«Реинкарнация»

Но ведь Энни могла что-то сделать, чтобы спасти семью?

К сожалению, нет. И для понимания этого как раз даны миниатюры — кукольные домики, которые делает Энни. Астер считает их идеальной метафорой сложившейся ситуации: «Мои герои — как куклы в домике, которыми манипулируют сторонние силы. Любая попытка перехватить контроль бесполезна».

Даже когда Энни готова пожертвовать собой ради сына, кинув блокнот Чарли в камин, она делает это зря. «Это прекрасный жест, но согласно логике фильма совершенно ненужный, — объясняет режиссер. — В конечном итоге решать не ей. Энни считает, что здесь есть какой-то замысел, и она сумеет покончить с ним, пожертвовав собой. Но замысла нет, нет никаких правил».

Следующий фильм Ари Астера — тоже хоррор. На нем режиссер закончит экспериментировать с жанром и попробует что-нибудь другое. «Мне не хочется повторять себя, — говорит он. — Я бы с удовольствием поставил мюзикл».

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

7 июня 201826
19 апреля 201821
14 мая 201759
18 ноября5

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации