«Кинотавр» закончился уроками природоведения и литературы: «Госпожа Бовари» у Антона Коломейца, «Заповедник» у Анны Матисон, лисички, овчарки и барсуки — у Натальи Мещаниновой.
«Сердце мира», режиссер Наталья Мещанинова (основной конкурс)
Новая работа Мещаниновой не случайно была показана только в последний день фестиваля. Фильм был одной из главных интриг конкурса, его ждали критики, гадая, в какую форму может вылиться социальный реализм Мещаниновой. После жесткой и многофигурной картины о молодежи в пропитанном химическими выбросами Норильске — камерная драма о ветеринаре, в которой животные едва ли не главные герои.
На самом деле главный герой «Сердца мира», конечно же, человек — тот самый ветеринар Егор (Степан Девонин), уединенно живущий в своей избушке на притравочной станции. Егор носит в себе скрытую боль прошлого — что-то там с матерью, пьющей, несчастной, едва ли не проклявшей сына. Примерно на двадцатой минуте ему сообщают, что мать умерла, и за этой новостью следует первый приступ ярости (в дальнейшем таких вспышек гнева и насилия будет несколько, их жертвами станут те, кто позволяет себе бесцеремонно-невежественно вторгаться в хрупкий мир других людей).
Впрочем, большую часть фильма занимают мирные сцены: тонкий психологический поединок Егора с хозяином станции (Дмитрий Поднозов), спонтанный роман с его дочерью (Яна Сексте). Всю дорогу герой Девонина еще и ухаживает за раненой собакой, и ее удивленная белая морда постоянно заполняет кадр, заменяя действие почти осязаемой фактурой. Отсутствие в фильме динамичного сюжета может смутить непривыкшего зрителя. Но не будем забывать, что этот фильм не драма из насыщенной городской жизни, а в каком-то смысле поездка за город.
В лесу нет развлечений, экшена (ну, кроме охоты), ярких цветов и громких звуков. Лес говорит с человеком тихо и медленно. Чтобы научиться языку лис, барсуков, охотничьих собак, березки и листка, нужно уметь затаиться, внимательно смотреть в чащу, и тогда ты услышишь, как бьется сердце древнего мира, которому не очень и нужен зритель да и человек вообще. С непривычки в нем не очень уютно жить, но важно найти в себе силы рассмотреть его. Тем более что лес у Мещаниновой и правда очень красив.
«Заповедник», режиссер Анна Матисон (основной конкурс)
Под занавес «Кинотавра» часто показывают фильм-отдых — зрительскую картину, которой, кажется, вообще не место в довольно артхаусном конкурсе. «Заповедник» — милая безделушка с музыкальными номерами в исполнении Сергея Безрукова. Хотя в фильме даже можно найти и фестивальный элемент — Довлатова, потому что, как легко догадаться, фильм снят по мотивам его знаменитого произведения.
Действие перенесено в современность, герой превратился из журналиста в пьющую рок-звезду, а из музея Пушкина сделан хипстерский креативный кластер, но и в этом антураже диалоги Довлатова звучат вполне актуально и остроумно.
Анна Матисон решает фильм в жанре музыкальной мелодрамы, и Сергей Безруков здесь скрупулезно отыгрывает все метания, описанные у Довлатова. Насколько это возможно, конечно. Все-таки довлатовский герой тесно вписан в свою эпоху, а здесь она превращена в китчевую пародию, парк развлечений (и не только она — в фильме смешаны приметы советского, пушкинского, да и путинского времени). Но это все равно смешно. Плакать хочется, только когда Безруков начинает петь — тут бессилен и Довлатов. Но песня заканчивается, и мы вновь возвращаемся в мир, где безработицу и творческий кризис запивают водкой, а вечно вьющихся вокруг влюбленных женщин только успевай отгонять, потому что нельзя же каждой объяснить, почему так тошно жить.
«Ваш репетитор», режиссер Антон Коломеец (конкурс дебютов)
Эта мелодрама о любви ученика и училки приятна тем, что здесь много интеллектуальных мини-ребусов для зрителя (впрочем, очень легких, не отвлекающих от действия). Мама и папа уехали в отпуск и оставили сыну денег на репетитора. Тот нанял наименее нужного, но наиболее симпатичного — преподавательницу французской литературы, хотя этот предмет на вступительных экзаменах сдавать не нужно. С жаром герои бросаются изучать «Мадам Бовари» Флобера и в своем анализе романа постепенно сами становятся любовниками. Зрителю предлагается соотнести сюжет фильма с литературным, хотя параллели тут неочевидны.
Куда интереснее другое обстоятельство: парень чувствует себя взрослее учительницы, он локомотив их отношений, он приоткрывает для репетиторши дверь в молодежную жизнь (она даже заводит аккаунт «ВКонтакте»!). У него пьянки с ровесниками, увлечения, падения. Он слаб, но компенсирует это стремлением рубить жесткую правду. Все это постоянно клонится куда-то в сторону французских драм с Изабель Юппер, но в последний момент всегда разворачивается в направлении жанрового кино без особых примет, где флоберовский текст должен сделать за автора, героев и зрителей фильма всю необходимую работу. Ну что же, книгу после фильма очень хочется перечитать.