Сколько стоила фигурка мистера Фокса для фильма Уэса Андерсона? Как режиссер одевал своих собак для новой картины? Рассказываем о куклах и их одежде.
Костюмы — важная составляющая кино. По просьбе КиноПоиска художник по костюмам Александра Головина, автор Telegram-канала Movie Costume Design, рассказала, как создаются крошечные наряды для кукольных анимационных фильмов.
Особенности производства
Покадровая кукольная анимация — искусство, требующее кропотливости, внимания и долговременной вовлеченности в процесс. Для съемок анимационного фильма создается несколько дубликатов основной куклы в разных размерах — как правило, в пяти. Самая маленькая — около 4 сантиметров в высоту, самая крупная — 20 сантиметров. Соответственно, для каждой из них отшивается копия костюма, причем в детализации она не должна уступать одежде в натуральную величину.
Другое различие между работой с людьми и работой с анимированными персонажами — это вид требуемой ткани, точнее, ее объем и плотность. Ткани, задействованные в анимации, очень тонкие, почти невесомые, но при этом они должны выглядеть как настоящие в создаваемой художниками уменьшенной копии мира. Обычные ткани слишком жесткие и плотные, они не позволяют создавать нужную форму, препятствуют и маскируют движения кукольных персонажей, делая их одежду громоздкой. Чтобы добиться правдоподобия, ткани изготавливаются специально под запросы производства. Некоторые плотные виды тканей, такие как джинса, вельвет, шерсть, плетутся из более тонких нитей и волокон, сохраняя при этом внешний вид и свойства.
То же самое касается принтов и фурнитуры. Как правило, обычные ткани имеют слишком крупные принты, поэтому печать необходимого паттерна или рисунка на ткани разрабатывается специально для персонажа. Пуговицы и кнопки также отливаются в миниатюре.
Для каждого предмета одежды составляются эскиз, выкройка, к работе привлекаются профессиональные модельеры-конструкторы, ведь даже кукольная одежда должна хорошо сидеть и выглядеть в кадре. Весь процесс производства кукольного костюма по своей сложности и количеству операций ничем не уступает производству одежды в натуральную величину.
Режиссер анимационного фильма «Коралина в Стране кошмаров» Генри Селик поставил перед своей командой во главе с художником по костюмам Деборой Кук не самую простую задачу: костюмы главной героини и ее окружения и любая тряпичная вещица в кадре по замыслу Селика должны были быть вязаными. Чтобы справиться с этой нелегкой миссией, команда привлекла к сотрудничеству Алтею Кром, мастера по вязанию миниатюрной одежды.
С помощью обычных игл, которые девушка использовала в качестве спиц, и ниток толщиной в человеческий волос всего она связала 14 свитеров и 6 пар полосатых перчаток для кукольной героини. По словам мастера, вязать перчатки ей нравится больше всего, потому что это самая сложная и кропотливая работа. На каждую деталь уходило от шести дней до пары месяцев, а вся работа заняла около двух лет.
Художник по костюмам Дебора Кук черпала вдохновение как из современной повседневности, так и из мира высокой моды. Например, на создание образа злой мамы Коралины из параллельной вселенной ее воодушевили работы легендарного дизайнера Александра Маккуина. А саму Коралину, можно сказать, Дебора создавала с себя. Только сравните эти фото:
Глядя на фотографии режиссера Уэса Андерсона, нетрудно догадаться, что гардероб главного героя его фильма «Бесподобный мистер Фокс» был основан на вельветовых костюмах самого режиссера. Легенда гласит, что Андерсон даже пожертвовал собственные брюки, чтобы изготовить одежду для своего персонажа. Ключом к созданию индивидуального, уникального облика героев фильма стала невероятная степень детализации.
В дополнение к раскадровкам режиссер подготовил тысячи рисунков и эскизов, которые точно рассказывали о композиции и анимации героев, о деталях их костюмов. Андерсон требовал, чтобы все работы были выполнены с использованием ручного труда. Например, он настоял на том, чтобы крошечные буквы размером 1,5 мм на значке «Bean Security» на костюме главного антагониста Крыса были вышиты, а не напечатаны.
Внимание к деталям костюмов было не менее пристальным. Вот, например, коллекция наручных часов:
Разумеется, подобная тщательность работы требует колоссальных затрат. Первая версия марионетки мистера Фокса обошлась создателям в 50 000 фунтов стерлингов (83 000 долларов). Отработав на главной кукле технологию, авторы фильма смогли удешевить производство до 12000—15000 фунтов стерлингов (20000—25000 долларов) за штуку.
За всю почти 20-летнюю историю существования награды Гильдии художников по костюмам первым анимационным фильмом, который получил номинацию и награду за дизайн костюмов, стал «Кубо. Легенда о самурае». Художник по костюмам Дебора Кук тщательно изучила историю культуры и костюма древней феодальной Японии, вдохновлялась творчеством японских художников, таких как Киёси Сайто и Иссей Мияке. Изучение искусства оригами позволило ей понять графическую форму будущей одежды, а посещение Японии открыло глаза на современные отношения с национальным костюмом и то, как изменилась одежда японцев на сегодняшний день.
Самыми впечатляющими анимационными героями стали дочери Лунного Короля. Их плащи, покрытые тысячей отдельно пришитых перьев, служат одновременно одеждой и крыльями. Образы сестер вдохновлены Томоэ Годзэн, женщиной-самураем XII века, а также древними японскими легендами о злых духах, вернувшихся в мир живых в поисках мести. Старые маски из японского театра XIV века, скрывающие их лица, застывшие в зловещей улыбке, нагнетают неподдельный ужас.
Главный герой Кубо носит красное кимоно из шелкового дамаста с традиционным японским узором из облаков в основе. Искусная вышивка жуками выступает в качестве фамильного герба, как символ единства главного героя со своей семьей.
Крой национальной японской одежды достаточно свободный, что в покадровой анимации не приветствуется, так как вызывает огромное количество сложностей. Чтобы решить эту проблему, Дебора Кук изобрела нижнюю проволочную структуру-скелет для кимоно, которой можно управлять при любых действиях кукол. Это позволило добиться реалистичности движений на экране.
«Остров собак»
К началу работ над новым анимационным фильмом «Остров собак» Уэс Андерсон записал многочасовой видеоролик, в котором сам изобразил все действия и движения персонажей для упрощения работы аниматоров. Фактически он выступил в качестве анимационной модели. Для изготовления костюмов он пригласил художника по костюмам Мэгги Хейден, с которой ранее они уже сотрудничал на съемках «Бесподобного мистера Фокса». В общей сложности работа заняла у нее 18 месяцев.
Всего для картины было изготовлено более чем 1000 анимированных кукол животных и около 2000 человеческих персонажей. Для создания шерсти собак использовали альпаку и мохер, которые оказались самыми удобными в работе, так как с легкостью поддавались окрашиванию и выделке.
В качестве тканей для костюмов героев в большей мере использовался тонкий шелк — именно он смотрелся в кадре должным образом. Миниатюрные мужские костюмы отшивались в лучших традициях улицы Сэвил-Роу (знаменитые на весь мир английские ателье по изготовлению роскошных мужских костюмов) благодаря опыту работы одного из членов команды в лондонском ателье. На пошив одного такого костюма уходило три месяца.
Для костюма главного героя, Атари, использовали японскую ткань технического назначения. По замыслу Уэса Андерсона герой должен был одет во что-то напоминающее скафандр. В итоге получился наряд, навеянный образом Зигги Стардаста.
Не обошлось и без узнаваемой японской школьной формы — синих матросских воротничков и девичьих юбок в складку. Очаровательная Трейси, ученица по обмену, как и каждый ученик школы, несет в своем костюме персонализированную деталь, которая таит в себе информацию о складе характера и уникальности персонажа.
Было бы обидно не увидеть в фильме костюмы для собак. К примеру, майка пса Босса, бывшего талисмана бейсбольной команды, — из ткани в полоску из наклеенных черных шелковых нитей, украшенная ювелирной вышивкой, тончайшей надписью на груди.
Несмотря на весь прогресс в киноиндустрии, технология съемок не меняется и остается все той же — от макета к камере и обратно, и так бесчисленное количество раз. Целый день работы аниматора позволяет сделать всего 5 секунд будущего анимационного фильма. Но когда персонаж наконец оживает на экране, становится ясно: время потрачено не зря.