Бледный огонь: почему «451 по Фаренгейту» больше не греет

Обсудить0

Канал HBO показал новую экранизацию классической антиутопии Рэя Брэдбери.

В недалеком будущем на территории Америки процветает государство невежд, где бравые пожарные под предводительством капитана Битти (Майкл Шеннон) жгут книги. Символ пожарной команды — не горящая в огне саламандра, главное достоинство пожарного — неспособность к рефлексии и полное отсутствие позывов думать своей головой. В лице своего помощника Гая Монтэга (Майкл Б. Джордан) брандмейстер Битти видит достойную смену; вместе они колесят по школам и проводят для детишек уроки политинформации о вреде книг, притом что настоящих бумажных книг давно никто не видел, и в чем крамола, не знает даже Битти. Согласно официальной идеологии, распространяемой правящим Министерством, первым богоугодное предприятие сжигания книг затеял в незапамятные времена один из отцов-основателей государства — Бен Франклин. Про Франклина Брэдбери тонко пошутил: в действительности тот ведь был не только основателем первого в истории пожарного общества и автором статьи о предотвращении пожаров, но и писателем и издателем, однако невеждам невдомек.

«451 по Фаренгейту»«451 по Фаренгейту»

Печатные издания — это источник заразы, которая лишает граждан счастья и спокойствия: из них можно подцепить тревожные мысли. Если отвлечься от обличительного пафоса сочиненной Брэдбери антиутопии, то все так и есть: книга — великая сила, и запечатленная в ней художественная речь вполне способна породить культ или сформировать учение, последователи которого могут отмочить что-нибудь анархическое. И по большому счету Шекспир, задающий тревожные вопросы о смысле бытия, достоин списка экстремистской литературы не меньше, чем инструкция по сборке взрывного устройства.

Однажды отряд пожарных обнаруживает в старом доме чудом сохранившуюся библиотеку. Ее бережно хранит гордая старушка, не желающая скрывать свою любовь к чтению. Взяв с полки одну из обреченных на огонь книг — про то, как Грегор Замза превратился в жука, — Битти со знанием дела объясняет салаге Монтэгу, что придумавший этот бред писатель Кафка — порнограф и извращенец. Но стойкость старой женщины, которая добровольно сгорает вместе с книгами, производит на Монтэга впечатление сильнее сотни уроков политинформации. Пожарные, даром что выглядят как зондеркоманда, на самом деле довольно травоядные и борются с крамолой без членовредительства: обнаружив очередной источник заразы, перед санацией они предлагают владельцу жилища добровольно его покинуть. Вежливые люди. Но старушка отказывается уйти, и это не умещается в голове Монтэга. Здравствуй, рефлексия: Монтэг начинает потихоньку задумываться, учится играть на губной гармошке и вспоминает отца, который тоже был героическим пожарным, но, как следует из флешбэков, с червоточиной — прятал книгу. А когда Битти знакомит его с отважной девушкой Клариссой (София Бутелла), которая учит его все подвергать сомнению, Монтэг встает на опасный путь диссидентства.

«451 по Фаренгейту»«451 по Фаренгейту»

Пуристам, дрожащим над каждой страницей классических текстов, нужно будет смириться с тем, что книжку Брэдбери снова переиначили, что-то опустили, а другое додумали — и легендарный электрический пес больше не вгрызается в стены в новом сюжете. Первый раз первоисточник по-своему подправил Франсуа Трюффо в 1966 году. Сам автор видел фильм и в целом остался им доволен, скривился лишь по единственному поводу: Джули Кристи сыграла у Трюффо сразу и жену, и подругу главного героя. В новой экранизации тоже изрядно напутано с женой и подругой, но дело даже не в этом. Это, как говорил философ Беньямин, произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости — когда можно просто так взять и снять ремейк или очередную экранизацию старой или новой классики, наполнив ее собственным смыслом, ну, или выхолостив его совершенно.

«451 по Фаренгейту»«451 по Фаренгейту»

Режиссер Рамин Бахрани с удовольствием снимает футуристические урбанические пейзажи имени «Бегущего по лезвию» — осуждать его за это глупо, ведь каждый второй город будущего в современном кино сделан по лекалам Ридли Скотта. Еще он с видимым удовольствием снимает экшен, но потом будто спохватывается, бьет себя по рукам и заваливается в простейший символизм, потому что хочет сделать из антиутопии притчу. Как только дело доходит до диссиденствующих любителей чтения, новая экранизация начинает лепить горбатого: тут тебе и коллективная память как вирус, и некий ее носитель с красивым названием «омнис» («если он пересечет канадскую границу, начнется эпидемия, которую не остановить»), и подпольщики с суровыми минами. Не выглядеть глупо при таких раскладах удается только великолепной Кэнди Александр в роли их предводительницы.

Режиссер Рамин Бахрани , Майкл Б. Джордан и Майкл Шеннон на съемках фильма «451 по Фаренгейту»Режиссер Рамин Бахрани , Майкл Б. Джордан и Майкл Шеннон на съемках фильма «451 по Фаренгейту»

Новая экранизация простодушно обнажает слабое место первоисточника: прекраснодушные хилые гуманитарии, способные выучить наизусть целый том Пруста, совсем не то что профессиональные революционеры и суровые повстанцы. Ну, какая они, в самом деле, опасность для общества? С другой стороны, впрочем, любое государство — достаточно бездушная и безмозглая машина, для того чтобы преследовать кого угодно — хоть детей, не представляющих угрозы его благополучию. Увлекшись надуманным конфликтом между нестрашными охранителями и неопасными диссидентами, Бахрани упускает возможность поговорить о том, что Брэдбери в своих фантастических допущениях немного ошибся с вектором, но оказался прав по сути: без всякого принуждения общество уже выпестовало нечитающее поколение, генерацию мемов и движущихся картинок. Но в одном Брэдбери точно ошибся, полагая, что телевидение как примитивное медиа убьет интеллектуальный потенциал общества: новая экранизация его классического романа — продукт этого самого телевидения.

В России фильм можно посмотреть в онлайн-сервисе «Амедиатека».

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

23 апреля 201820
30 апреля 201836
18 мая 201814
18 ноября4

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации