Об участии в съемках фильма Данилы Козловского и первых впечатлениях от просмотра рассказывают спортивные комментаторы.
19 апреля выходит дебютный фильм Данилы Козловского «Тренер» с настоящими футболистами на поле, с не самыми узнаваемыми болельщиками на трибунах и триумфом команды под песню «ДДТ». Козловский исполняет главную роль — спортсмена Юрия Столешникова, который в решающий для сборной момент упускает шанс забить гол и вынужден стать тренером небольшого регионального клуба. Накануне премьеры режиссер организовал специальный показ для футбольных комментаторов, часть из которых принимали участие в создании фильма. КиноПоиск записал их впечатления.
«Это очевидная отсылка к Эрику Кантона»
Дмитрий Шнякин («Матч ТВ»):
— Данила Козловский был абсолютно прав, пригласив нас, чтобы выслушать профессиональные мнения о футбольной составляющей фильма. Придирчивее нас зрителей не найти. Сама наша профессия — наблюдать и что-то вычленять. В этом смысле я хочу отметить колоссальную работу по погружению в футбольную тематику. Фильм рассчитан на самого широкого зрителя, но в нем есть очень точные детали, которые рассказывают об истории российского футбола. Да и футбола вообще.
Постараюсь избежать спойлеров, но расскажу, что увидел. В одной из сцен у провалившегося игрока сдают нервы, и он вступает в драку с болельщиком. Это очевидная отсылка к Эрику Кантона (французский футболист и актер — Прим. ред.) — к тому легендарному эпизоду, когда он приемом в стиле кунг-фу ударил болельщика на трибуне. В фильме, наверное, это показано менее жестоко, но совпадение налицо.
Затем показаны в фильме продажные арбитры! Сейчас у нас вырастает новое поколение весьма неплохих судей, а ведь еще недавно на поле работало печальное наследие прошлых времен. В нашем футболе было много коррупции, в том числе связанной и с арбитрами. Затем другой персонаж — женщина-президент футбольного клуба, списанная, как я понимаю, с леди, которая занимается делами в футбольном клубе «Челси». Также в ней угадывается жесткая правящая рука Ольги Смородской, которая была президентом «Локомотива». Наконец, в одной из сцен тренер заходит в бар, чтобы выпить вместе с фанатами — это тоже абсолютно распространенная история, когда тренеры вступают в прямой контакт с болельщиками, пытаясь наладить связь. Вот это все меня очень радует.
Этот фильм кинематографичен, он красивый, и в некоторых эпизодах мне очень понравился монтаж звука. Наверное, даже больше, чем монтаж картинки. Как человек, посмотревший довольно много спортивных драм, я могу сказать, что это тяжелая задача сама по себе. И очень немного снято фильмов, в которых спорт действительно показан как спорт. У Данилы нет картонности. Как что-то близкое я могу привести в пример разве что фильм Оливера Стоуна «Каждое воскресенье», где благодаря специфическому монтажу 1990-х, стилистике MTV, был показан американский футбол. Данила — правопреемник этой картины. Он тоже взял в свой фильм профессиональных футболистов. И у этого есть резон: своей биомеханикой, своим движением на поле они доказывают, что его решение было верным.
Насколько я понимаю по реакциям в соцсетях, наша публика изначально настроена к «Тренеру» критически, и я понимаю, что много критиков у этого фильма нашлось еще до того, как он вышел на экраны. Но еще я уверен, что, увидев фильм, увидев, как здорово там сняты футбольные сцены, многие изменят свое мнение. Это высший класс.
«Такие сюжеты на самом деле имели место»
Роман Гутцайт («Матч ТВ»):
- Мне фильм понравился, потому что это зрелище по-настоящему захватывает. Интересно, что история, рассказанная в «Тренере», имеет под собой основание. Такие сюжеты на самом деле имели место. Например, был случай, когда команда «Терек», игравшая во втором дивизионе, взяла Кубок России в 2000-е годы (в 2004 году грозненский «Терек» обыграл в финале Кубка России самарские «Крылья Советов» со счетом 1:0 — Прим. ред.). Так что рассказанная в фильме сказка совсем не так нереальна, как может показаться.
«Данила бросил вызов самому себе»
Тимур Журавель (НТВ):
— Сейчас я впервые посмотрел «Тренера» не только как зритель, но и как участник. В фильме я комментировал несколько эпизодов, в частности полуфинал Кубка России. Впечатления от картины по эмоциям у меня грандиозные! Потому что мы все-таки привыкли видеть в кино экранизации реальных историй. Да и фильмов о футболе снято не так уж много. Все они так или иначе обращаются к тому, что происходило в действительности, а здесь Данила бросил вызов самому себе. Он решил скомпилировать несколько реальных историй, не связанных друг с другом в жизни, и создать на их основе свою собственную. Понимание этого факта производит на меня как на зрителя сильнейшее впечатление.
Что же касается внутренней драматургии, то события, на мой взгляд, очень правильно развернуты, и они обращены к самой широкой публике — как к мужчинам, так и к женщинам, которые по традиции гораздо меньше любят футбол. Как футбольные комментаторы, мы можем увидеть, что где-то что-то идет не так. Вот Костя Генич заметил на обсуждении с Данилой, что не тот мяч показан в кадре — такими сейчас не играют. Но большому зрителю все это неважно. Ему хочется увидеть красивую историю, связанную с футболом, и получить сильную эмоцию. У нас сегодня есть даже некоторый дефицит нормальной футбольной публики, и я надеюсь, что этот фильм сможет ее увеличить, а может быть, даже воспитать.
«Я комментировал фактически пустоту»
Нобель Арустамян («Матч ТВ»):
— Для меня было большой честью стать участником этого фильма. Это реально очень круто! В фильме я играю роль комментатора, вот только у меня не было никакого написанного дикторского текста — все вылетало из головы, все это была импровизация, и под рукой не было сценарных заготовок. Представьте: я находился практически на пустом стадионе и комментировал фактически пустоту. А потом была вторая часть работы. При озвучке картины я уже ориентировался на монтаж сцен и комментировал то, что видел на экране.
Что касается впечатлений от фильма, то уже когда я увидел первый вариант монтажа, я оценил качество футбола. За свою жизнь я посмотрел немало фильмов про футбол и хочу сказать, что это большая редкость, когда игра передана так реалистично. Наверное, «Тренер» — какой-то уникальный случай, когда футбол показан так, как он происходит на самом деле. Это выражено в движении футболистов, это понятно по розыгрышу комбинаций на поле. Все мы когда-то выходили на поле, все так или иначе играли в футбол — либо на уровне любителей, либо на уровне профессионалов. Зрители должны узнать свои чувства от игры в этом фильме. Это важный момент.
Что же касается картины в целом, то она держала в напряжении. Конечно, я понимал сценарий, знал какие-то сюжетные ходы, знал, чем все завершится, но «Тренер» мне понравился именно с точки зрения развития. Особенно развития героя — как он переживал все свои моменты, нюансы, перипетии.
«На маленькие недочеты я просто закрываю глаза»
Константин Генич («Матч ТВ»):
— Если относиться к увиденному как к кино, то мне понравилось почти все. Разумеется, здесь не было четкой задачи через хронологию воспроизвести реальные события, однако сама сюжетная линия, работа актеров, работа оператора, потрясающая работа гримеров и всех-всех-всех остальных впечатляют. Работа бригады, которая трудилась над этим фильмом, на мой взгляд, получилась восхитительной. И локации, которые были выбраны, и сами съемки футбола! Фильм оставил положительные эмоции — особенно мне как человеку, максимально погруженному в футбол. Ну, а на те маленькие недочеты, которые, возможно, в этом фильме были, я просто закрываю глаза. Они касаются исключительно футбольной составляющей. В остальном картина получилась замечательной.
«Футбол в „Тренере“ снят великолепно»
Денис Казанский («Матч ТВ»):
— Мне понравилась актерская игра Андрея Смолякова и Владимира Ильина. Мне кажется, что они сделали этот фильм гораздо ярче, и здорово, что они получились очень похожими. Возможно, в этом и состояла задумка Данилы — провести параллель между отцом и сыном, и это у него получилось.
В концовке «Тренера» была развита какая-то невероятная скорость, и, по моему мнению, здесь немного темп убежал вперед. Но это уже детали, которые могут кому-то понравиться, а кому-то — нет. Самое важное то, что футбол в «Тренере» снят великолепно. Это действительно совпадение с реальной жизнью, это принципиально важно.
Что же касается реалистичности показанной истории, то я сам из небольшого города, из Липецка, и там в свое время разгорались похожие футбольные страсти. Были команды, которые ставили перед собой цель стать двенадцатыми, тринадцатыми, никуда не выйти, и руководители их думали лишь о том, как бы не вылететь. Данила показал это в фильме, и у него получилось абсолютное попадание в реальность. Конечно, в «Тренере» есть и сказочные моменты, которые укрепляют сюжет, но это кино. Мы должны понимать, что художественный вымысел имеет право на существование.