«Дым»: Премьера короткометражки с музыкой Скриптонита

Обсудить0

Две плитки гашиша, Мытищи, пара друзей и одна роковая ошибка — КиноПоиск представляет онлайн-премьеру «Дыма» Ивана Плечева с Эльдаром Калимулиным и Виталием Кищенко.

Премьера «Дыма» состоялась в июне в конкурсе короткого метра фестиваля «Кинотавр», после чего фильм посетил еще более десятка киносмотров по всему миру, от Владивостока до Сан-Франциско, получив несколько наград за режиссуру. КиноПоиск расспросил постановщика и автора сценария Ивана Плечева о том, как его жизненный опыт нашел отражение в короткометражке, для чего нужны Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а также почему фестивали часто отбирают у дебютантов надежду.

Путь в режиссуру

В кино я работал с 13 лет. Мой отец дружит с оператором Михаилом Аграновичем, и летом после седьмого класса, когда тот запускался с проектом, он пристроил меня и моего одноклассника рабочими на площадку. Это была реклама сока «Моя семья» — такая жирная по нынешним временам реклама, для которой в павильоне специально строили декорации трехкомнатной квартиры. Было очень круто, и как-то я цепанул процесс сразу. Мы носили какие-то коробки, мешки, собирали икеевскую мебель, разгружали под руководством буфетчицы старые такие алюминиевые чаны с кинокормом. Это было начало нулевых, 15 лет назад.

После этого каждое лето я устраивался работать на какой-нибудь киношный проект: еще один раз рабочим, потом, когда уже учился на юрфаке, — администратором на нескольких проектах. На третьем курсе я уехал по обмену в Канаду и прожил там около полугода. Кстати, брал там факультативный курс по кино, мы смотрели и обсуждали фильмы. Он был предназначен скорее для кинолюбителей, но были какие-то моменты, которые я и сейчас вспоминаю. Мы разбирали фильмы Кубрика, например. Очень подробно, въедливо. Мне кажется, тогда я и решил сделать режиссуру своей профессией. И по возвращении в Москву уже начал предпринимать шаги в этом направлении.

Иван Плечев / Фото из личного архиваИван Плечев / Фото из личного архива

Еще не окончив юрфак, я сначала попал в уже набранную мастерскую на курсах при ВГИКе, но проучился там недолго. Стал работать вторым режиссером, начал снимать что-то сам. В какой-то момент понял, что хочу получить некое системное режиссерское образование, и решил поступить на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР), в мастерскую Владимира Хотиненко, Павла Финна и Владимира Фенченко.

Байки из киносклепа

Главный плюс ВКСР — очень интенсивное обучение. Занятия идут полтора года, шесть дней в неделю, и ты, конечно, очень много времени там проводишь, если уделяешь обучению внимание. Вокруг тебя сформирована среда, в которой все снимают, и возникает некий азарт, чтобы успеть снять, написать как можно больше за это время. Понять, какое кино ты хочешь делать.

Со мной в мастерской, когда мы поступали, было сорок с лишним человек, на тот момент это был рекордный по количеству студентов набор. Человек десять ушли в первые пару месяцев. Доучились чуть меньше половины — к концу курсов ходили на занятия человек двенадцать. Дипломы защитили около десяти. И из этих десяти по-прежнему что-то пытаются в профессии делать человек пять-шесть.

«Дым»«Дым»

В течение полутора лет ты не уверен, что можешь снять хотя бы один хороший короткометражный фильм, и ты сначала доходишь до дна, понимая, что все это нереально и ты никогда ничего не сделаешь. Если получается от этого дна оттолкнуться и что-то снять, ты просто понимаешь, что это путь, конечно, стоический.

По мотивам реальных событий

Когда нужно было писать сценарий дипломного фильма, я понял, что мне сложно писать что-то одному. Я тогда познакомился и подружился с писателем Александром Феденко, который до этого писал только прозу. Сначала мы с ним сняли два коротких учебных фильма. Была некая связь, схожие ценности, которые хотелось дать фильму. Начали вместе думать, перебирали разные идеи. Сюжетная линия «Дыма» родилась благодаря тому, что это очень близкая мне тема. Я сам в похожей атмосфере пребывал какое-то время своей жизни, в такой районной, где торговля наркотиками — это обычное дело, где все достаточно жестко. У меня были близкие друзья из Подмосковья, и я практически жил там около двух лет. Собственно, потом мы и снимали «Дым» в тех же локациях. Это все Мытищи, Перловка, Тайнинка — в общем, те края.

На съемках короткометражки «Дым»На съемках короткометражки «Дым»

«Дым» я придумал с финальной сцены на самом деле. Сначала появилась она, а потом стало все понятно. Хотя все равно где-то чуть меньше года мы сценарий писали. Мы могли себе позволить переписывать сценарий много раз, потому что проект не зависел ни от какого стороннего финансирования. Сценарий я очень полюбил. Нравится то, каким он получился, даже кажется, что он сильнее самого фильма. Сейчас, мне кажется, я бы мог снять его лучше.

Старые связи

С Колей Платоновым, оператором, мы делали пару учебных фильмов, подружились и решили снимать вместе. Моя подруга Настя Сергеева, опытный рекламный продюсер, помогла мне как исполнительный продюсер, нашла очень опытного директора, Евгения Шнейтера, который работал на «Левиафане» и «Нелюбви». Он с административной точки зрения все это вытягивал. Все соглашались работать благодаря тому, что им была интересна сама история. Помог мой предыдущий опыт работы в кино. Собрать команду из профессиональных киношников было несложно, ведь у меня было достаточно много знакомых во всяких киношных профессиях.

Что касается актерского состава, то все получилось так, как я хотел. Большая удача на самом деле. Эльдара Калимулина я увидел, когда мы вместе ездили на фестиваль в Мюнхен. Я ездил со своим короткометражным учебным фильмом «Иван и Фрэнк», а он — со спектаклем «Волки и овцы». Я тогда уже писал сценарий и думал о кастинге, и когда я увидел его на сцене (хотя он играл там роль третьего плана, Беркутова, по-моему), то сразу понял, что он тот, кто мне нужен. Мне хотелось найти актера с неяркой внешностью, но при этом с какой-то инфернальностью внутри. А Кищенко я нашел практически случайно. Я шел на спектакль с Андреем Смоляковым в МХТ, а потом смотрю: Смолякова нет, вместо него кто-то другой. Оказалось, что Смоляков с утра заболел, а Кищенко играет ту же роль в театре Моссовета, и его попросили Смолякова подменить. Это было очень удачным совпадением. Я был очень рад, что Виталию понравился сценарий.

На съемках короткометражки «Дым»На съемках короткометражки «Дым»

Все актеры у нас снимались бесплатно. Мне было очень приятно, потому что из тех человек тридцати, которым я предлагал роли, сценарий не понравился только троим-четверым. Все остальные были готовы сниматься бесплатно. С кем-то по датам не совпали, но когда появились Эльдар и Виталий, то, конечно, график строился уже под них.

Неизбежные жертвы

По-хорошему, нужно было шесть смен, но денег было только на пять, поэтому мы, где-то жертвуя качеством, ужимались. Честно говоря, период съемок я помню плохо. Главное было успеть снять, уложиться вовремя и нигде не ошибиться. На всех этапах — это был мой осознанный выбор — я очень во многом перестраховывался: старался минимизировать сложные моменты, свести к очень простому повествованию. Больше всего мне хотелось, чтобы зритель напряженно следил за историей, чтобы получилось и передать атмосферу, и обозначить социальную проблему. Я люблю кино бодрое, движовое, но при этом чтобы в нем всегда была правда, было ощущение именно какого-то живого куска мяса. Мне было важно иметь крепкий, насыщенный событиями сюжет. Хотелось рассказать историю так, чтобы ее интересно было смотреть очень широкому зрителю.

«Дым» снят за 700 тыс. рублей, половина из которых — мои средства, половина — деньги от съемок одной рекламы. Я снял бесплатно рекламу как режиссер и как сценарист, и мне дали денег на съемки. Бартерное такое соглашение. Еще 250 тысяч ушло на постпродакшен, но их я собирал уже в процессе монтажа. Плавно их докапливая. Еще где-то год ушел на постпродакшен, в том числе из-за поиска финансирования. Всего на создание фильма мы потратили около двух лет.

На съемках короткометражки «Дым»На съемках короткометражки «Дым»

Приблизительно в тот период, когда мы писали «Дым», вышел альбом Скриптонита «Дом с нормальными явлениями», и он очень подходил нам по атмосфере. Я точно знал, что хочу хип-хоп-саундтрек. Было несколько авторов, которых я рассматривал, но когда вышел этот альбом, то я сразу остановился на нем. Я долго пытался выйти на Скриптонита. С ним непросто поговорить, он ведет насыщенную жизнь, до него сложно дозвониться. Я отправил ему уже смонтированный фильм, чтобы он посмотрел и дал обратную связь.

Через две недели мне позвонил его директор, сказав, что они сидят рядом, и передал ему трубку. Я спросил, как ему фильм, он ответил, что ***** (очень — Прим. ред.) как понравился. Сначала мы думали о том, чтобы написать нечто специально для фильма, но мне подходили и уже готовые композиции, а у него тогда был очень плотный график. Стало понятно, что по срокам с ним не совпадаем. Готовые песни меня вполне устраивали, поэтому они мне дали возможность использовать необходимые композиции. Дальше мы колдовали: проигрыш финальный, например — это вообще даже не полноценный трек, это начало одного из треков. Текст совершенно не про то, но инструментал этот подходил идеально.

Отобранные надежды

После защиты диплома ты сам отвечаешь за продвижение своего фильма. Конечно, было приятно попасть на «Кинотавр». Но он дал надежду и сразу же ее забрал. У всех, кто едет на «Кинотавр», ожиданий больше, чем следует. Я надеялся, что будут подходить люди, которые, может, и не готовы прямо сейчас запустить со мной какой-то проект, но которые видят во мне единомышленника, готовы вместе что-то разрабатывать. У меня, конечно, в первую очередь разочарование было от этого.

У нас достаточно большая фестивальная судьба, много очень было положительных отзывов. Да и на «Кинотавре» я услышал много важных для себя слов. В общем, несмотря на то, что не было никаких наград, все же появилась уверенность: все-таки есть поддержка, и ты видишь, что зритель у тебя есть. Тот, которому именно ты запомнился. Все фестивали дают какой-то процент людей, которые реально прутся от увиденного. Это та отдача, которая очень помогает.

На съемках короткометражки «Дым»На съемках короткометражки «Дым»

Сейчас я стараюсь концентрироваться на написании сценария, но целиком и полностью, конечно, уйти с работы на телевидении и в рекламе не получается. У меня есть заявка на полный метр «Дыма», но я решил не подавать ее в этом году на конкурс Минкульта для дебютантов. Пока решил развивать другой материал. «Дым» — хороший концепт, живой очень, на его основе может быть и сериал, и полный метр. Но пока серьезного спроса не было.

В последние несколько месяцев я готовил сценарий нового фильма. Это экшен про выживание в дикой природе, близкий по стилистике к комиксам. Также параллельно подбираю материал под второй проект. Мне очень хочется сделать экранизацию классической литературы. Что-то из любимых произведений. Также интересно поработать над байопиком. Это мои планы на ближайшие года два-три. Было бы здорово реализовать как можно больше из этого. Для меня очень важно совпасть взглядами с профессионалами, производящими кино. Вместе двигать новые фильмы.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

10 апреля 201812
9 апреля 201840
4 апреля 2018144
14 ноября2

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации