Какой путь прошел писатель Эрнест Клайн, чтобы сотворить мир ОАЗИС, и что следует посмотреть перед выходом картины Стивена Спилберга.
29 марта в прокат выходит новый фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» — экранизация одноименного романа Эрнеста Клайна. КиноПоиск разобрался, как создавалась «самая гиковская» в мире книга, и нашел фильмы, которые стоит посмотреть для полного погружения в ее фантастический мир.
Книга Клайна вышла в 2011 году. Протагонист — подросток Уэйд Уоттс — живет в бедном районе Оклахомы и, как и все люди будущего (действие происходит в 2044 году), проводит массу времени в ОАЗИСе — многопользовательской онлайн-игре, которая по мере развития превратилась в виртуальную реальность. Эксцентричный богач Джеймс Холлидей, создавший ОАЗИС, не оставил наследника и завещал свое детище тому, кто найдет «пасхалку». Миллиардер спрятал три ключа в игре, и первый из них нашел именно Уэйд. Он, как и автор виртуальной реальности, помешан на поп-культуре 1980-х, знание которой очень помогает в поисках ключей.
Автор романа «Первому игроку приготовиться» Эрнест Клайн, как и миллиардер Холлидей, тоже был гиком. В пятилетнем возрасте, посмотрев «Звездные войны: Новая надежда», он попробовал сыграть в Space Invaders — автомат с игрой стоял прямо в кинотеатре. Будущему писателю ужасно понравилось чувство контроля над происходящим. На Рождество 1979 года Эрнесту подарили приставку Atari, а чуть позже — видеомагнитофон и компьютер. Клайн наконец-то смог не только пересматривать любимые фильмы, но и программировать собственные видеоигры. «Я был типичным ботаном, любил электронику, науку и видеоигры», — признается писатель в интервью. Ребята, с которыми он играл в «Dungeons & Dragons» (вы видели ее в сериале «Очень странные дела»), до сих пор его друзья. Некоторые из них стали прототипами героев «Первому игроку приготовиться».
Путь к «Игроку» пролегал через «Фанатов». Задолго до того, как Стивен Спилберг подписался на экранизацию дебютного романа Эрнеста Клайна, писатель сочинил любопытный сценарий. Это была история о том, как несколько гиков едут из Огайо в Калифорнию, на ранчо «Скайуокер», чтобы уговорить Джорджа Лукаса показать первый эпизод «Звездных войн» смертельно больному другу. Клайн восхищался работами Кевина Смита, Ричарда Линклейтера и Роберта Родригеса, которые смогли снять свои фильмы, обладая очень ограниченными ресурсами, и рассчитывал, что его сценарий тоже не потребует больших затрат. Появившись в Голливуде в 1998 году, сценарий «Фанатов» долгое время бродил по разным продюсерам — казалось, что снять такое кино невозможно, ведь надо уговорить Джорджа Лукаса дать разрешение на использование его франшизы в фильме. «Неснимаемый» — таким был приговор сценарию от многих продюсеров.
В середине нулевых «Фанаты» привлекли внимание Кевина Спейси, только что основавшего собственную продюсерскую компанию. Спейси удалось договориться с Лукасом об использовании «Звездных войн» в «Фанатах» и даже о съемках на ранчо «Скайуокер».
Постепенно к проекту подтянулись Кэрри Фишер, Билли Ди Уильямс, Рэй Парк, Уильям Шетнер и другие звезды, согласившиеся на эпизодические роли. Кевин Смит, увидев черновой монтаж, упросил режиссера Кайла Ньюмана снять дополнительный эпизод с его участием. «Фанаты» обещали стать событием в мире кино, но, увы, прокатная судьба их оказалась печальной. Права на дистрибьюцию купила компания братьев Вайнштейн. Посмотрев фильм, Харви Вайнштейн потребовал удалить линию смертельно больного героя и переснять картину, сделав ее более легковесной.
Когда информация о новой версии «Фанатов» просочилась в интернет, ожидающие фильм гики пришли в ярость. Работавший над пересъемками режиссер Стивен Брилл (Ньюман отказался переделывать картину) назвал возмущающихся юзеров придурками и лузерами. Релиз фильма откладывался с 2007-го на 2008-й, а впоследствии и вовсе перешел на февраль 2009-го. Линию с умирающим фаном все-таки отстояли, но Вайнштейны спустили всю рекламную кампанию на тормозах. В итоге картина вышла в 44 кинотеатрах, собрала всего 688,5 тысячи долларов и канула в Лету.
Глядя на приключения «Фанатов», Клайн пожалел, что не написал сначала книгу, основанную на придуманном сюжете. Тогда бы его история существовала точно в таком виде, как он ее задумывал. Чтобы не повторять ошибку, Эрнест сел за сочинение романа, который впоследствии планировал адаптировать в сценарий. В основе «Игрока» была идея, позаимствованная из истории про Чарли и шоколадную фабрику писателя Роальда Даля, но с некоторыми изменениями. Что если бы Вилли Вонка был дизайнером видеоигры? Как бы он запрятал свой золотой билет внутри нее?
Несколько лет Клайн писал роман в свободное от работы в IT-сфере время. Благодаря «Фанатам» у Клайна уже был агент в Голливуде, так что выйти на литературного агента в Нью-Йорке оказалось легко. За время работы над книгой он подружился с другим известным писателем-гиком — Джорджем Р.Р. Мартином, которому дал покататься на собственном DeLorean (какая еще машина может быть у автора «Первому игроку приготовиться»?).
Студия Warner приобрела права на экранизацию «Игрока» еще до публикации романа. Когда книга вышла в свет, ее тоже окрестили «неснимаемой», потому что объединить в фильме персонажей из разных произведений — труднейшая юридическая задача. Герои популярных вселенных могут запросто существовать рядом на страницах книг, но, когда дело касается кинематографа, необходимо договориться о правах на использование множества персонажей с разными студиями, издательствами и наследниками. Пока юристы не согласуют все права, а студия не оплатит их, запускать фильм было невозможно.
Когда за дело взялся Стивен Спилберг, многие выдохнули: кому, как не режиссеру классики 1980-х, снимать кино по самому гиковскому роману в мире? Но настоящим героем этого проекта стала Дидре Бэкс, супервайзер спецпроектов, которой удалось добиться прав на появление в фильме самых разных персонажей — от Дюка Нюкема и Харли Квинн до Фредди Крюгера и дроида R2D2. Хотя многие из героев перекочевали из фильмов студии Warner, расчистка прав заняла немало времени.
Интернет скептически принял первые трейлеры «Игрока». Фильму почему-то заранее начали предрекать провал, но студия пошла на рискованный трюк — показала картину на фестивале SXSW, ежегодно привлекающем американских гиков со всей страны. Оказалось, интернет зря волновался: книгу Клайна перенесли на экран хоть и с изменениями, но дух передан точно.
На пресс-конференции, посвященной фильму, Стивен Спилберг попробовал вспомнить количество отсылок: «В книге упоминается семь картин. Может, двенадцать». Режиссер ошибся. В «Первому игроку приготовиться» упоминается чуть более 80 фильмов. Мы выбрали те, которые надо обязательно пересмотреть, чтобы со знанием дела отправиться в ОАЗИС.
Картина Ричарда Доннера вызывает ожесточенный спор между Уэйдом и его другом Эйчем в третьей главе. Уэйд считает фильм с Рутгером Хауэром каноном — так пасхантеры (охотники за «пасхальными яйцами» в ОАЗИСе) называют все фильмы, книги, сериалы, игры и песни, которые любил создатель ОАЗИСа Джеймс Холлидей. Эйч называет фильм отстоем, особенно «дурацкий саундтрек гребаного Алана Парсонса».
Фильмы режиссера и сценариста Джона Хьюза
Обязательная программа для понимания образа мысли американских подростков 1980-х. Пасхантерша Арт3мида, которой увлекается главный герой, пишет остроумные и любимые многими обитателями виртуальной реальности записи в свой блог. Ее очередные тексты — о картинах Хьюза. Публикацию о фильмах «Шестнадцать свечей», «Милашка в розовом» и «Чудеса своего рода» она называет «Фантазии странной девчонки», а пост про «Клуб „Завтрак“», «Ох уж эта наука» и «Выходной день Ферриса Бьюллера» — «Фантазии странного мальчишки».
«Священные трилогии»
Главные трилогии, по мнению создателя ОАЗИСа Джеймса Холлидея: «Звездные войны» (сначала оригинальные, потом приквелы — увы, в момент написания книг на новую трилогию и не надеялись), «Матрица», «Властелин колец», «Безумный Макс» (разумеется, без «Дороги ярости»), «Назад в будущее», «Индиана Джонс».
В 18-й главе книги Уэйд одевается как Бакару Банзай, чтобы пойти на вечеринку Огдена Морроу, лучшего друга Холлидея (в фильме его играет Саймон Пегг). В фильме У. Д. Рихтера Питер Уэллер играет ученого, хирурга и рокера. Бакару Банзай преодолевает восьмое измерение и сражается со злодеями, среди которых персонажи Джона Литгоу и Кристофера Ллойда. «Бакару Банзай» смешал в себе ковбоев, пришельцев, самураев, атомную эру, моду 1980-х и вдохновил Эрнеста Клайна на сочинение сиквела. «Бакару Банзай 2» стал пробой пера писателя на сценарном поприще.
Уморительная комедия абсурда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола лежит в основе одного из важнейших испытаний в книге Клайна. Точнее, диалоги, которые известны назубок многим фанам британской комик-труппы. Известно, что в фильме Спилберга «Грааль» заменили другой картиной, но пересмотреть его никогда не помешает. Кроме того, в школьном шкафчике Уэйда в ОАЗИСе висит фотография героев этой комедии.
Вторая работа в фильмографии Вэла Килмера — фантастическая комедия о команде умных студентов, совершающих важное открытие. Военные хотят использовать его в своих целях, так что ребятам придется отвоевать изобретение. Уэйд вспоминает об этой картине, когда сравнивает Арт3миду с исполнительницей главной роли Мишель Майринк. Кроме того, динамика отношений между персонажами чем-то напоминает роман Клайна.
Один из самых любимых фильмов Холлидея, номинант на три премии «Оскар», включая сценарий и операторскую работу. Юный хакер Дэвид Лайтман (Мэттью Бродерик) случайно забирается в армейский суперкомпьютер, запрограммированный предсказать возможный исход ядерной войны. Дэвид запускает симуляцию, не подозревая, что может развязать Третью мировую войну. Постер «Военных игр» висит в игре «Подземелья Даггората» в десятой главе, а в одиннадцатой Уэйд оказывается внутри фильма и становится Лайтманом.
Фраза из фильма Ника Касла («Звездная лига избрала вас для защиты границ от Зура и армады Ко-Дан») является паролем для входа Уэйда в ОАЗИС. В русском издании книги ее заменили на «Кром строг, силен и вечен» из «Конана-варвара», но оставим это на совести издателей. «Последний звездный боец» — история подростка, живущего в трейлерном парке с родителями. Он коротает вечера за автоматом с игрой «The Last Starfighter» и однажды оказывается в космосе. Сюжет фильма перекликается с книгой Клайна: Уэйд тоже живет в трейлере и тоже становится героем захватывающего приключения.
Картину Джо Данте 1985 года выпуска Уэйд смотрит, когда за ним приезжает полиция в начале 28-й главы. Герой романа Клайна считает «Исследователей» лучшим детским фильмом на свете. По сюжету трое подростков (двоих играют Итан Хоук и Ривер Феникс) строят во дворе космический корабль и улетают навстречу инопланетянам. По словам Данте, ему так и не удалось завершить фильм должным образом: студия требовала смонтировать ленту как можно быстрее. В прокате «Исследователи» провалились, но затем обрели культовый статус. Уэйд взял в привычку смотреть этот фильм раз в месяц.
Японский сериал конца 1970-х, заимствовавший из комиксов Marvel только костюм супергероя. Подросток-гонщик Такуя Ямаширо наблюдает за падающим на землю НЛО. Им оказывается космический военный корабль «Марвеллер», который трансформируется в гигантского робота «Леопардона». Как раз в «Леопардоне» Уэйд Уоттс отправляется на финальную битву с главой Innovative Online Industries Ноланом Сорренто (в фильме его играет Бен Мендельсон), жаждущим захватить контроль над ОАЗИСом.