Изабель Юппер: «Мне никогда не было тяжело»

Обсудить0

Почему Изабель Юппер часто путают с ее героинями, а Гаспар Ульель играет мрачных персонажей? Как они создавали свои образы в «Еве» Бенуа Жако? И почему, по мнению актрисы, важно, чтобы движение против харассмента не повлияло на содержание кино.

В российский прокат вышел психологический триллер Бенуа Жако «Ева», основанный на одноименном романе Джеймса Хедли Чейза. Гаспар Ульель играет драматурга Бертрана. Свою единственную очень успешную пьесу он выкрал у умершего на его глазах британского писателя. Издатели ждут от Бертрана нового хита, но тот ничего не может придумать, мучаясь от собственной бездарности. Случайно встретив в загородном шато проститутку Еву (Изабель Юппер), Бертран почему-то видит в ней источник вдохновения и ищет новых встреч, старательно записывая свои диалоги с Евой для будущей пьесы. Однако ни к чему хорошему их странная связь привести не может.

В Берлине, где премьера «Евы» состоялась в рамках основного конкурса Берлинского международного кинофестиваля, КиноПоиск встретился с Изабель Юппер и Гаспаром Ульелем и поговорил о том, чем их привлекла «Ева», почему не стоит искать в фильме Жако эротику и как голливудское движение против харассмента и неравноправия влияет на французскую киноиндустрию.

«Ева»«Ева»

— Гаспар, в интернете часто пишут, что ваша любимая актриса — Жанна Моро, которая играла роль Евы в одноименном фильме 1962 года.

Ульель: Это не совсем так. Просто я много раз рассказывал милую историю: когда мне было четыре или пять, моя мама хотела посмотреть вечером по телевизору фильм «Жюль и Джим», а я отказывался идти спать. Тогда мама усадила меня к себе на колени, и так я просидел весь фильм, совершенно завороженный, не произнеся ни слова. Не думаю, что меня так очаровал сам фильм, ведь я мало что мог понять, но в Жанну Моро я тогда, определенно, влюбился! Но я бы не сказал, что она моя любимая актриса.

— А «Еву» Джозефа Лоузи с ней же в заглавной роли вы видели?

Ульель: Посмотрел перед съемками у Бенуа Жако. Когда Бенуа предложил мне роль в «Еве», он сказал, что я могу прочитать роман и посмотреть фильм, но это необязательно, так как сам он писал сценарий на основе воспоминаний о романе и о фильме. Он не перечитывал книгу заново. Но мне было сложно удержаться, и я все прочитал и посмотрел. Мне было интересно, как Изабель интерпретировала образ роковой женщины — очень прозаично, буднично, с большой долей иронии. Она по-прежнему роковая женщина, но это лишь ее функция в истории, а не способ существования на экране.

Юппер: Я не видела фильм, но читала книгу, и мне кажется, наш фильм ближе к ней, чем картина Джозефа Лоузи. Когда я читала роман, я сразу почувствовала, насколько сценарий к нему близок. То, как Джеймс Хедли Чейз описывает персонажей, мне показалось очень современным. Ева у него очень далека от образа роковой женщины, героини нуаров, от идеи воплощения женственности. Не старается понравиться, она вообще не думает о том, чтобы быть соблазнительной — в этом и есть ее загадка. Она очень похожа на Еву из сценария.

«Ева»«Ева»

— Изабель, ваша героиня очень необычная: проститутка, при этом явно не из низшего социального слоя. У нее вряд ли есть необходимость заниматься таким ремеслом.

Юппер: Самое простое объяснение — она делает это ради мужа, временно, это не постоянная ее работа. Она очень практично подходит к делу, в ней нет ни капли романтизма, мне это нравится в Еве. Но в то же время мне кажется, что соль фильма как раз в необъяснимом роке, руке судьбы, которая и привела героев к точке, в которой мы их обнаруживаем. Хотели они такого развития событий? Или просто поддались течению жизни? Это очень экзистенциальное кино: можно ли украсть чью-то идентичность? Кто мы, можем ли скрыться за маской или всегда остаемся самими собой? На чем строится наша личность, может ли она строиться на лжи или компромиссах?

Изабель Юппер / Фото: Getty ImagesИзабель Юппер / Фото: Getty Images

Ульель: «Ева» сконструирована как триллер или фильм-нуар: герой встречает роковую женщину, и она ускоряет процесс его падения, и во всем этом мы чувствуем трагический мотив рока, судьбы, от которой герою не уйти. Есть некая божественная сила, которая ими управляет.

— Через 10 лет после «Плотины против Тихого океана» вы снова оказались на одной съемочной площадке. Каково было встретиться и играть уже не мать и сына, а любовников?

Юппер: Он прекрасный актер — тонкий, чуткий. Вот и все, что могу сказать. Неужели прошло уже 10 лет?

Ульель: О, я и в этот раз был очарован! Разве можно не быть очарованным, когда рядом такая актриса? Конечно, тогда я был значительно моложе, у нас было всего несколько совместных сцен, и по-настоящему мы поработали вместе, установили контакт уже на съемочной площадке «Евы». И все равно находиться рядом с такой величиной страшно, но я обожаю наблюдать за тем, как она работает. Других таких актрис, как Изабель Юппер, просто нет. У нее есть свой стиль, при этом она непредсказуема. Каждый дубль — что-то новое. Она может играть очень точно, четко выполняя задачу, а может, если нужно, свободно существовать и раскрывать неожиданные стороны своего персонажа. Она больше, чем ее героиня, она как бы накладывает свой образ, свой стиль на персонажа. В отличие от американской системы, где актер растворяется в персонаже и прячется за ним. Поэтому люди так часто путают Изабель с ее героинями, им кажется, это она и есть.

«Плотина против Тихого океана»«Плотина против Тихого океана»

— Многие действительно видят сходство — например, в героинях триллеров «Она» и «Ева».

Юппер: Многие меня спрашивают, похожи ли они. Но кроме того, что я играю главную роль и в том, и в другом фильме и, наверное, привношу какие-то свои черты — отстраненность и самоиронию — в своих героинь — нет, не думаю. Ну и, конечно, обе истории так или иначе связаны с сексом. Однако в «Она» секс показан через агрессию и насилие, а в «Еве» она просто проститутка, и аспекта насилия нет. Ева занимается проституцией по своей воле, предположительно, чтобы помогать сидящему в тюрьме мужу. Кстати, в книге этого мотива нет. Фигура мужа более размыта, неизвестно, существует он или нет. В «Еве» Бенуа Жако отношения с мужем и сам муж присутствовали в кадре, но я никак не могла понять, насколько Ева действительно вовлечена в эти отношения. Она точно делает вид, что вовлечена, что любит мужа, но что-то есть в ней такое, что лично меня и, надеюсь, аудиторию заставляет сомневаться, что это реальные чувства. Вообще, в этом фильме многое показано так, что остается неясным — реальность это или нет, что, в общем-то, отлично характеризует свойство кинематографа в целом.

«Она»«Она»

— А что привлекает Бертрана в Еве?

Ульель: Поначалу я и сам хотел в этом разобраться как можно детальнее. Но довольно быстро понял, что это, наверное, не самый правильный подход к работе над моим персонажем. Лично мне сильной стороной этой истории видится как раз ее загадочность, тайна, которая должна оставаться без объяснений. Главной идеей для меня стала игра отражений. С первой же встречи Ева и Бертран понимают, что их что-то роднит, они узнают друг в друге себя. У обоих есть свои секреты, оба в каком-то смысле притворяются не теми, кто они на самом деле. Так что подсознательно их тянет друг к другу. А у Бертрана, очевидно, есть еще и идея, что Ева может стать решением для его проблемы. Он оказался в ловушке, не будучи в силах написать пьесу, и Ева, как ему кажется, может помочь ему из этой ловушки выбраться.

— Гаспар, вы все время играете неоднозначных, даже трагических персонажей. Не было желания переключиться, например, на комедии?

Ульель: Зависит от того, что называть комедией! Есть хорошие комедии, а есть очень плохие. У нас во Франции есть особый тип таких комедий для массового зрителя — это совсем не мое! Я задумывался об этом: почти все время я действительно играю мрачных, сложных, нестабильных персонажей — возможно, потому что меня это сейчас заводит. Но я вполне открыт для чего-то более легкого. Просто мне кажется, что комедия требует от актера другой техники, ее нужно чувствовать, понимать ритм и быть очень точным. Наверное, я пока побаиваюсь себя в этом пробовать.

«Ева»«Ева»

— Берлинский кинофестиваль очень много внимания уделяет вопросам защиты от харассмента, равноправию в киноиндустрии. Этому посвящены и круглые столы, и даже есть горячая линия поддержки для тех, кто столкнулся с неподобающим поведением. Как во Франции относятся к движениям #MeToo и Time’s Up?

Ульель: Думаю, это общемировое движение, так что и во Франции ощущается его влияние, я вижу сам, что отношение изменилось. Надеюсь, что оно будет достаточно влиятельным и сильным, чтобы изменить все раз и навсегда. Это очень своевременно. Но есть ощущение, что сейчас оно может упустить момент, потерять значение из-за того, что вокруг него слишком много разговоров, которые размывают реальные проблемы.

Юппер: Не уверена, что есть прямое влияние на индустрию, могу только надеяться на это. Главное, чтобы все это движение не повлияло на содержание фильмов, ведь идея совсем не в этом. Измениться должно поведение людей, их осознанность — и только к лучшему. Думаю, люди действительно слишком долго молчали, и это замечательно, что сейчас у них есть возможность говорить.

«Ева»«Ева»

— А как вы относитесь к письму Катрин Денёв, в котором она встала на защиту проявления знаков внимания со стороны мужчин, пусть даже настойчивых и неуклюжих?

Юппер: Честно говоря, я его не читала. Я не была во Франции, когда его опубликовали, так что не могу его прокомментировать.

— В Голливуде идет разговор о том, что знаки внимания теперь оказывать страшно, а любое действие или прикосновение могут истолковать превратно. Кто-то и вовсе называет это охотой на ведьм.

Ульель: Просто люди глупые! Я точно не стану вести себя как-то кардинально по-другому. Нужно видеть разницу между важными проблемами и неадекватной на них реакцией. Всегда находятся люди, которые доведут все до абсурда. Конечно, Time’s Up и #MeToo влияют на людей, но влияют на их сознание, а не на ежедневные действия. То есть на поведение тоже, но не в такой степени, чтобы бояться что-то сказать.

— Гаспар, вы когда-то говорили, что мечтаете стать постановщиком, однако продолжаете активно сниматься, и о вашем режиссерском дебюте ничего не слышно.

Ульель: В какой-то момент снять фильм самому было моей главной целью. Сейчас это желание ушло куда-то на периферию сознания. Я все еще иногда испытываю его, но гораздо больше энтузиазма, энергии и страсти вызывают именно новые актерские задачи. Может, однажды я и дебютирую в режиссуре, кто знает, но приоритетом для меня это точно не является, как было 10 лет назад, когда я только начинал карьеру в киноиндустрии.

— Почему?

Ульель: Я попал в кино довольно случайно. Я не из тех, кто с детства знал, что хочет быть актером, не ходил в театральные кружки, не мечтал выступать на сцене. Просто так случилось, что моя знакомая открыла агентство и предложила сходить на пробы. Я даже толком не понимал, что это значит, мне просто было любопытно. Я быстро получил несколько эпизодов в небольших телевизионных проектах, и дальше все медленно шло по нарастающей. Так как я начал довольно рано, в 12 лет, кино помогло мне раскрыться, взглянуть на мир по-другому. Я был замкнутым, стеснительным подростком. Логично, что через несколько лет, когда возник вопрос, чем я хочу заниматься, я понял, что мне интересно кино — во всех смыслах, не только в плане актерской карьеры. Поэтому, наверное, первым желанием было снять кино самому, как у любого синефила. А потом его вытеснили другие проекты.

«Ева»«Ева»

— Изабель, а у вас когда-либо были сомнения по поводу своей профессии?

Юппер: Нет, я абсолютно четко знала, чем хочу заниматься. И всегда понимала, что я хочу делать в профессии, а чего — нет. Мне очень повезло встретить людей, которые меня в моих желаниях поддерживали и помогали их реализовать. Не припомню случаев, когда я бы делала что-то против своей воли, у меня не было конфликтов с режиссерами, которые иногда бывают у актрис.

Миа Васиковска здесь, в Берлине, продвигая фильм «Девица», сказала, что, если бы она знала, какой тяжелой будет актерская жизнь, возможно, не выбрала бы этот путь. И если у нее будет дочь, то точно не будет советовать ей актерскую карьеру.

Юппер: Она правда так думает? Надо же. У меня дочь как раз актриса. Я, правда, никак не влияла на ее выбор. Не знаю, может, молодым девушкам в профессии сейчас сложнее? Мне никогда не было тяжело.

— При этом у вас есть еще небольшой кинобизнес, так?

Юппер: Да, у меня два кинотеатра в Париже — «Кристин 21» и «Эколь 21». Это очень маленькие кинотеатры. Мы показываем старое кино, фестивальные фильмы. В Париже подобные небольшие залы — часть городской культуры. Репертуаром занимается мой сын, так что это такой маленький семейный бизнес. Вернее, семейное приключение — денег наш бизнес приносит очень немного. Это идея моего сына, и у него отлично получается. Позавчера, например, мы показывали фильм Хон Сан-Су «Камера Клэр», который мы снимали в Каннах два года назад и который выходит во Франции в прокат в марте. Дело в том, что раз в месяц наши кинотеатры устраивают показы совместно с киноклубом Института политических исследований. Мы показывали фильм студентам, и я представляла фильм. Оба показа прошли с аншлагом!

«Ева»«Ева»

— Гаспар, ваш герой скрывает большую ложь, и это отравляет его жизнь. Вам приходилось в жизни что-то скрывать от себя или от других, о чем вы впоследствии жалели?

Ульель: Вы спрашиваете, не прячу ли я за душой парочку историй про сексуальное насилие? Если бы у меня такие истории были, я бы точно вам не стал рассказывать! Я точно не самозванец, как Бертран, хотя я актер. А кто такой актер, если не профессиональный обманщик? Кстати, иногда я становлюсь заложником представлений других зрителей обо мне. У них существует в голове образ меня, которому я реальный совершенно не соответствую. Но это часть игры, когда ты публичная фигура — ничего не поделаешь. Зато благодаря этому я лучше понимаю Бертрана. И «Ева» для меня во многом о том, что такое кино. Кажется, Кокто говорил, что «кино — это ложь, которая говорит правду». «Ева» вся о мистификации. Что реально, а что нет? Что произошло на самом деле, а что проекция моего героя на события?

— В России «Еву» зачем-то продвигают как эротический триллер…

Юппер: Это точно не эротический триллер. Если в графе режиссер стоит «Бенуа Жако», можно быть уверенным, что эротика и сексуальность на экране если и будут показаны, то определенным образом. Он очень разделяет тело и разум. Мне это напомнило сцену, которую мы снимали с Жан-Люком Годаром в фильме «Спасай, кто может (свою жизнь)» — там я тоже играла проститутку. В одной сцене я была обнажена, и было видно, как мое тело живет отдельно от моего сознания. Камера показывает сначала, как мужчина трогает мое тело, а потом мое лицо с закадровым голосом, и легко увидеть, что эти части тела живут разной жизнью. Тело вообще как будто к разуму не имеет отношения. И Бенуа Жако показывает Еву так же: она надевает парик, черную одежду, берет в руки плетку — полностью меняет свою внешность, когда работает проституткой. Ее костюм как бы отделяет Еву-проститутку от нее самой.

«Ева»«Ева»

— А у вас есть любимые эротические триллеры?

Юппер: Мне ничего не приходит в голову, извините!

Ульель: Даже не знаю. «Основной инстинкт» подходит? Как-то перестали снимать эротические триллеры.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

11 февраля 201820
5 мая 20175
25 февраля 201718
18 ноября5

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации