Афрофутуризм Ваканды: Как создавался стиль «Черной Пантеры»

Обсудить0

Как кинематографисты сформировали визуальный стиль нового блокбастера от Marvel, в котором сочетаются традиции африканских племен и футуристический дизайн.

Новый блокбастер «Черная Пантера» от Marvel примечателен выдающейся работой художников, создавших с нуля фантастический образ африканской утопии. КиноПоиск рассказывает, как создавался мир утопической Ваканды.

Библия Ваканды

По сюжету фильма Ваканда — высокоразвитая африканская страна, избежавшая колонизации. Своим процветанием и продвинутыми технологиями она обязана вибраниуму — инопланетному веществу, принесенному давным-давно метеоритом.

Художница-постановщица Ханна Бичлер трудилась и над предыдущими картинами режиссера Райана Куглера, но никогда прежде на ее плечи не ложилась столь амбициозная задача, как создание целого вымышленного государства. На подготовку ушло восемь месяцев, в течение которых она колесила по Южной Африке, Корее, Аргентине, Великобритании и другим странам в поисках фактуры. Там Бичлер сделала 10 000 фотографий камней, природы и сооружений, чтобы ухватить уникальные сочетания цветов и контрастов. Пригодились и комиксы. Черная Пантера — первый темнокожий супергерой, появившийся на страницах «Фантастической четверки» еще в 1966 году. Часть идей художница почерпнула из иллюстраций Джека Кирби и Брайана Стилфриза, рисовавших Ваканду в разные периоды.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

Marvel предоставила Ханне карт-бланш и отрядила под ее руководство 300 человек — плотников, скульпторов, художников, арт-директоров, специалистов по декорациям, бутафоров и т.д. Для них Бичлер составила так называемую вакандийскую библию. На ее 500 страницах содержатся всевозможные картинки, фотографии, образцы тканей, а также сведения о вибраниуме, флоре и разных африканских племенах. Вся съемочная группа обращалась к этой книге, чтобы выдержать «Черную Пантеру» в едином стиле.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

Совместно с режиссером Ханна в мельчайших деталях проработала географию страны, ее размеры, население, топографию. Она также нарисовала карту, где находились все локации из фильма. Каждая часть столичного города отличалась своей спецификой: торговый квартал был отчасти вдохновлен культурой народа туарегов (кочевников, скрывающих лицо повязкой), а в богемном районе угадывались влияния племени туркана, а также дух международного фестиваля искусств и музыки «Афропанк», где собираются приверженцы андеграунда и альтернативной моды.

Бичлер продумывала, как могли бы измениться традиции архаичных племен под влиянием высоких технологий, но без колонизаторского влияния, ведь Ваканда — изолированная страна, держащая свое богатство в секрете.

Афрофутуризм

Стиль «Черной Пантеры» относят к афрофутуризму, направлению современной мысли, которое возникло в начале 90-х. Оно характеризуется смешением элементов африканской и афроамериканской культур, обостренным вниманием к трагическому опыту представителей негроидной расы, насильно вывезенных из Африки в Новый Свет, интересом к научной фантастике и роли темнокожих в будущем.

Концепт к фильму «Черная Пантера»Концепт к фильму «Черная Пантера»

Согласно замыслу Бичлер, Ваканда опережает в развитии остальной мир на полвека. Художник-постановщик старалась отразить это в фильме через технологии, которые выглядели бы все же больше земными, чем инопланетными, и отталкивалась от бионики — науки о применении в технике природных свойств, функций и принципов. «Мы изучили, какие вещи действительно важны в природе для определенных племен, — объясняет Ханна. — Как нам взять эту органическую суть из природы, будь это растение или животное, и превратить ее в какой-то вид технологии? Что умеет это растение или животное или как оно себя защищает? Можно ли это использовать в военных целях в одних случаях или создать нанотехнологии?»

Архитектура и интерьеры

На границе Лесото Бичлер и Куглер увидели горы, похожие на рондавели — традиционные круглые дома, распространенные на юге Африки. Эти архитектурные формы вдохновили их на создание небоскребов в Золотом Городе, столице Ваканды, которые в фильме напоминают рондавели.

Медресе Санкоре в ТомбуктуМедресе Санкоре в Томбукту

Особым источником вдохновения для Ханны стали органичные формы в работах Захи Хадид — ирако-британского классика современной архитектуры. Ее также впечатлили современные постройки в Сенегале и Нигерии, которые смело сочетали элементы народного зодчества и современный архитектурный хай-тек. Не забыла Бичлер и о традиционных сакральных сооружениях — например, тронный зал в фильме располагается на вершине пирамиды, скрытой под стеклянным полом. Подобные сооружения с деревянными подмостками встречаются в мечетях Томбукту, города в Мали.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

В интерьерах Золотого Города превалируют круги — именно такую геометрическую форму имеют тронный зал, арена у водопада, научная лаборатория и другие места. Изображения кругов часто встречаются в наскальной живописи Южной Африки и стали частью языка дизайна в Ваканде. Исключение составляет снежное племя Джабари, которое живет обособленно, в оппозиции к равнинным племенам, оттого в убранстве их жилищ так часто встречаются квадраты и острые углы.

Костюмы

Художница по костюмам Рут Е. Картер дважды номинировалась на «Оскар» — за исторические картины «Малькольм Икс» и «Амистад», но работа над «Черной Пантерой» стала для нее особым вызовом. Создание костюмов для фильма шло с размахом. Под началом Картер корпела команда из более чем 30 дизайнеров, всего было пошито больше тысячи нарядов. Закупщики рыскали по Найроби, Уганде, Южной Африке, Мумбаи и Нью-Йорку (последнее, наверное, далось им не столь тяжело), одеяния шились по всему свету — от Бельгии до Кореи.

Племя масаиПлемя масаи

В свою работу Картер старалась вобрать все многообразие Африки: «Я посмотрела на борцов шестами из племени сурма и на то, как мужчины окутывали ткань вокруг своих тел, и это меня вдохновило. Я посмотрела на туарегов и на то, как они используют прекрасные пурпурные, золотые и серебряные цвета. И я посмотрела на воинов масаев и привнесла их красный цвет в костюмы Дора Миладже, элитных телохранительниц Черной Пантеры». Художница и режиссер снабдили их нашейными и наручными кольцами, защищающими в бою. Выглядят дамы в доспехах из кожи одновременно грозно и изысканно.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

Картер подобрала эклектичную цветовую гамму из лилового и алого, фисташкового и мандаринового, изумрудного и серебряного на основе одеяний туарегов, зулусов, масаев, великанов динка и племен химба. Она изучала искусство догонов (народ на юго-востоке Мали), обладающих широкими познаниями о космосе и считающих себя пришельцами с Сириуса. Их масштабную и сложную манеру резьбы по дереву, со множеством деталей, взяли на вооружение джабари — горное племя из фильма. Также они примерили на себя юбки, плетенные из рафии (род пальм с крупными листьями), — догоны надевали такие раз в год во время празднований.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

Практически во всех цветах и узорах в фильме можно увидеть отголоски культур различных африканских племен. Например, голубые пледы, в которые закутываются пограничники Ваканды, — это фирменная пастушья одежда народа басуто из Лесото. Черно-зеленое платье Лупиты Нионго из сцены в казино покрыто орнаментом, типичным для тканей кенте (ими знаменит этнос ашанти из Ганы). Костюм Черной Пантеры создал дизайнер Marvel Райан Майнердинг, но Картер покрыла его треугольной текстурой. «Этот треугольник представляет собой священную геометрию Африки. Я называю его узором Окаванго (по названию дельты африканской реки; греческая буква «дельта» похожа на треугольник — Прим. КиноПоиска), — рассказывает Рут. — На мой взгляд, это придало костюму характер, благодаря которому на общих планах он выглядит как супергерой, а на крупных вы видите прекрасный узор, во многом соответствующий искусству Африки и превращающий героя в африканского короля».

Чтобы придать одежде героев фильма современный внешний вид, но при этом напомнить о многовековых традициях народа Ваканды, Картер использовала для создания узоров 3D-печать. В частности, именно так появился на свет цилиндрический головной убор королевы Рамонды (ее сыграла Анджела Бассетт) из ее первой сцены в фильме. Подобные "шляпы" традиционно носили замужние женщины этноса зулусов. Картер хотела, чтобы королевский аксессуар выглядел безупречно под любым углом, потому и понадобились компьютерные технологии.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

В костюмах также точечно использовались наработки актуальных кутюрье. Например, идею для наплечной округлой мантии королевы Рут подсмотрела у Гарета Пью. Другие мелочи она позаимствовала у дизайнерского дома Balmain, а также модельеров Рика Оуэнса и Александра Маккуина (именно в его сандалиях расхаживает главный герой Т’Чалла). Картер хотела, чтобы царские наряды выглядели подобающе, и в эти моменты высокая мода ее выручала.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

Ганские веяния в творчестве кутюрье Освальда Боатенга, футуристические принты бренда MaXhosa by Laduma, основанные на искусстве племени коса, наработки нигерийского дизайнера Дуро Олову — современная африканская мода помогла Картер проложить мостик между племенными нарядами и сегодняшним днем. В фильме на заднем плане периодически маячит один из старейшин в бирюзовом пиджаке и с губным диском — яркий пример смеси былого и нового. Подобными пластическими операциями славятся девушки племени мурси из Эфиопии. Поначалу они вставляли диски себе в губы, чтобы их не забрали в рабство, но со временем это стало признаком красоты.

Язык

Бичлер не поленилась создать письменный вакандийский язык — строго говоря, даже два. Один основывается на символах древнего нигерийского языка нсибиди, чьи корни относят к IV веку и ранее. «Это был секретный язык, основанный на пиктографии, то есть на том, как вы складываете символы вместе и какой образ вы создаете», — поясняет Ханна.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

Второй вариант вдохновлен китайскими и арабскими иероглифами, письменностью догонов и мурси, пещерными надписями, а также работами художника граффити Ретны, который выводит каллиграфические послания на стенах на смеси азиатских языков. Режиссер хотел получить одновременно традиционно африканский и современный шрифт. Художница-постановщица соединила свои эскизы с набросками других иллюстраторов и составила целый алфавит. «Языку было необходимо эволюционировать из старых иероглифов в более современную версию, — отчитывается Бичлер. — Это была дань уважения потерянным языкам, но в то же время внедрение идеи афрофутуризма о восстановлении утраченных языков».

В фильме символы повсеместно наносились как на одежду, так и на архитектуру, причем с разным стилистическим оттенком в разных локациях. Даже на верхних и нижних колоннах в тронном зале они смотрятся по-разному.

Грим

Художник по гриму Джоэль Харлоу, лауреат «Оскара» за «Звездный путь», изрядно намучился со шрамами, которыми требовалось покрыть тело Майкла Б. Джордана. По сюжету его персонаж отмечает ими каждое убийство, коих он совершил пару тысяч. Шрамирование — древняя африканская племенная традиция, процветающая и по сей день. Наносятся они крючком или другими острыми предметами — кожа приподнимается и затем надрезается. Для Майкла Б. Джордана, разумеется, разработали более щадящую методику: каждый день по несколько часов к нему крепили крошечные рубцы. Они так плотно приклеивались, что после съемок актеру приходилось подолгу отмокать в сауне, чтобы гримеры имели возможность их содрать.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

Также Харлоу изготовил для фильма африканские маски и отвечал за татуировки, ритуальный грим и модификации тела, вдохновленные теми или иными племенами. Он немало поломал голову над тем, как придать нательным рисункам современный вид. Джоэль старался достигнуть безупречной симметрии — например, у предводительницы Дора Миладже, чья татуировка на голове напоминает военный шлем пилота. Пришлось ему повозиться и с губными дисками. Протезы держались во рту актеров с помощью маленьких магнитов.

«Черная Пантера»«Черная Пантера»

Подводя итоги, Рут Картер гордится проделанной работой: «Это новый способ показать, что у Африки есть голос и культура, которая очень узнаваема, — говорит она. — Я чувствую, что теперь это торжество жизни, цвета, культуры и искусства. „Черная Пантера“ выдвигает это движение на первый план. Это пробуждение новой школы мысли».

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

12 августа21
12 марта19
12 декабря 2023130
23 октября 202312

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации