Как одевали животных, зачем актерам был нужен меховой шар и что такое «кроличьи кебабы» — в репортаже со съемочной площадки.
Март 2017 года. Центр Лондона, главный вход универмага Harrods. Здесь, на пешеходной улице, прилегающей к историческому зданию, толпятся статисты и зеваки. Тележки с камерами катаются взад-вперед, а специально обученные люди поливают мостовую из шлангов. Идет девятая неделя съемок фильма «Кролик Питер», но ни одного кролика не видно. Все они будут потом нарисованы на компьютере и совмещены с настоящими актерами, среди которых и основной участник сегодняшней сцены Донал Глисон.
«Кролик Питер» основан на классических детских произведениях Беатрис Поттер, которые уже больше века невероятно популярны во всем мире и особенно в англоязычных странах. Эти сказки повествуют о приключениях заглавного кролика Питера и его эксцентричной и многочисленной семейки. Поттер была очень привередливой по части экранизаций. Она отказала даже Уолту Диснею, когда тот хотел сделать из ее произведений полнометражный мультфильм в 1930-е годы. С тех пор кролик Питер появлялся только на телеэкране и только в анимационном виде. Свежий пример — сериал Nickelodeon 2012 года. «Это возмутительно, что только сейчас этот персонаж смог добраться до большого экрана», — говорит Фелисити Стонтон, продюсер полнометражного кинодебюта кролика Питера. Но это даже к лучшему, ведь современные технологии позволяют безупречно совместить живых людей и анимированных кроликов.
Начинается история с ожесточенного противостояния Питера и фермера МакГрегора (Сэм Нилл) — у них двоих старые счеты. Старик МакГрегор довольно быстро отдает богу душу, но не успевает Питер посмаковать победу, повеселиться в доме усопшего и насладиться его огородом, как на арену выходит наследник — молодой Томас МакГрегор. Питер и его друзья возвращаются к старому плану — к войне за морковь и к мелкому хулиганству. Правда, ситуация осложняется тем, что Томас и Питер слишком уж ожесточенно борются за внимание милейшей соседки Беатрис (Роуз Бирн), что приводит к плачевным последствиям.
В отличие от оригинальных сказок Поттер, действие картины Уилла Глака происходит в наше время, но, по словам продюсера Стонтон, «в ней есть ощущение безвременья». Создатели фильма пытались осовременить классику, но сделать это так, чтобы не сильно отдаляться от оригинала. Продюсеру вторит и художник-постановщик Роджер Форд: «Это очень простая история, она была написана до интернета, телевидения или даже кино как массового искусства. Поэтому если мы хотим ее передать на экране сейчас, то надо ей немного помочь. Придать ей ускорения». В фильме нет даты, не упоминается год, и для современного мира не наблюдается никакого засилья технологий. «У МакГрегора даже нет аккаунта в Instagram. Может, разве что в Facebook, да и то не гарантирую», — шутит австралиец Форд.
Осовременивание первоисточника включает в себя также и омоложение МакГрегора. От сварливого старика сразу избавились и заменили его на молодого героя, потому что — и Фелисити Стонтон это говорит открыто — им очень нужна была романтическая линия. «Нам же нужно чем-то привлечь аудиторию постарше, а не только детей», — говорит продюсер и ссылается на идеальную формулу «Паддингтона», апеллирующего к зрителям всех возрастов.
Молодых, привлекательных и талантливых (Стонтон считает, что «Глисон — это новый Бастер Китон, мастер физической комедии») актеров набрали не только в кадр, но и для озвучивания анимационных персонажей. В оригинале Питер разговаривает голосом «нового Леттермана» — Джеймса Кордена, а его сестер озвучили Марго Робби, Дэйзи Ридли и Элизабет Дебики. Пожилая ежиха-прачка миссис Игли и вовсе попала в руки певицы Sia.
Погоня по универмагу
Сегодняшняя сцена снимается в легендарном универмаге Harrods, где что-то покупают либо очень богатые лондонцы, либо восторженные туристы. Остальные же туда просто ходят на экскурсии. Руководству универмага хочется думать, что здесь отоваривалась и Беатрис Поттер, потому что писательница жила неподалеку, в районе Найтсбридж. Именно в Harrods в 1910-х годах начали продавать игрушки, сделанные по мотивам ее произведений. Среди них был и кролик Питер, который впервые появился на бумаге в повести Поттер в 1902 году.
Несмотря на то, что Harrods занимает огромное восьмиэтажное здание, представляющее архитектурную ценность, в нем почти никогда ничего не снимали. А все потому, что там круглые сутки что-то происходит. Когда универмаг закрывается для посетителей, в нем начинаются разные работы по разгрузкам, оформлению витрин, ремонту. Съемочной группе «Кролика Питера» позволено орудовать здесь только по ночам. «Нам разрешили, потому что мы из Австралии и мы классные», — смеется художник-постановщик Роджер Форд. Сотня человек каждый вечер в 10 часов занимает весь служебный ресторан, где в дневное время питаются 7 тысяч работников универмага. Они превращают этот зал в съемочную базу, а с утра испаряются со всем своим оборудованием.
В Harrods происходит важная сцена в отделе игрушек, в которой задействована целая толпа кроликов и Донал Глисон. По сути, это будет финальная погоня фильма, так что для ее съемки нужен был большой размах. «Этому отделу игрушек не повезло — ему достанется в фильме по первое число, — говорит Форд. — Все это нельзя было снять в самом магазине, поэтому пришлось его часть воссоздать в павильоне студии Fox в Сиднее. Но, знаете, я в шоке от того, насколько руководители Harrods оказались доброжелательными и отзывчивыми. Они всячески помогали нам строить копию Toy Kingdom и даже прислали нам свой товар, чтобы мы оформили витрины. Жаль, что все это потом пришлось разнести в щепки».
Сегодня снимают вторую часть этой сцены, в которой погоня перемещается на улицу. Именно поэтому съемки идут не ночью, а среди бела дня, при скоплении любопытствующих прохожих.
Рядом с универмагом стоит большая пожарная машина, которой предстоит весь день смачивать асфальт. Сценаристы решили не отказываться от стереотипов и посчитали, что раз уж дело происходит в Лондоне, то обязательно должен лить дождь.
После того как мостовая полита от души, начинают выстраивать кадр. Донал Глисон, прилично одетый в костюм с галстуком, ходит по улице, а рядом с ним лениво катается тележка с камерой. Сегодня на площадке собрали более сотни статистов, и все они послушно стоят вдоль здания. Еще один специально обученный человек дежурит у метро и контролирует людские потоки. Ему по рации сообщают, когда все готово для следующего дубля, и он начинает отправлять людей в обход. Дело происходит через несколько дней после теракта на Вестминстерском мосту, поэтому прохожие, видя скопление народа, с тревогой спрашивают, что случилось. «Ничего не случилось, кино снимают», — отвечают им все вокруг. Но что за кино, никто не говорит, потому что либо не знают, либо подписали соглашение о конфиденциальности.
Когда режиссер Уилл Глак кричит «мотор!», Глисон выбегает через дверь и несется вдоль магазина, а перед ним уверенно катится камера на тележке. Камера расположена низко, почти у земли, потому что тут МакГрегор должен бежать за кроликами. И этот ракурс — вид со стороны животных. Этот кадр повторяют раз за разом, и после каждой пробежки Донал берет несколько минут, чтобы перевести дух — неудобно бегать в таком костюме да еще и в жару. Но режиссеру нужно много дублей и с разных ракурсов. Пробежку снимают полдня, хотя в фильме она займет 20 секунд.
Огород в парке
Действие фильма, как и всех повестей Поттер, происходит в Великобритании. Не только в Лондоне, но и в живописном горном регионе Лейк-дистрикт на севере Англии. Правда, снимали его по большей части в Сиднее.
Главную декорацию фильма отстроили прямо в сердце австралийского мегаполиса — в Сентенниал парке, в семи минутах езды от студии. Там регулярно проходят съемки (из сравнительно недавних — «Боги Египта» и «Великий Гэтсби»), но никогда на протяжении такого долгого периода времени такую огромную часть парка не отдавали в распоряжение киношникам. Там на ровном месте, на лужайке, усилиями 50 человек выстроили огромную декорацию дома мистера МакГрегора, включая тот самый злосчастный огород и коттедж соседки. Интерьеры дома были сняты на студии там же, в Сиднее, а в парке — только фасад, за которым скрываются строительные леса.
Над огородом трудились 30 человек, которых в съемочной группе называли «зеленой командой». Они высаживали настоящие овощи и зелень: часть — в почве, а часть — в горшках, зарытых в землю. Последнее делалось для тех случаев, когда вредоносные кролики устраивали в огороде гастрономическую вакханалию. «В обязанности наших садоводов входило не просто проделывать потрясающую работу, но и постоянно орать на нас, чтобы мы не вытаптывали траву», — восхищенно жалуется Стонтон.
Перед съемочной группой стояла важная задача: им надо было Сидней с его испепеляющим солнцем превратить в Лейк-дистрикт, где в основном пасмурно и сурово. Поэтому вся съемочная площадка находилась буквально под колпаком. На четыре огромных столба, расположенных по краям, крепился парус, покрывающий всю нужную территорию — он служил гигантским светорассеивателем.
Создатели «Кролика Питера» почти целый год провели в подготовке, а затем заработали одновременно две съемочные группы. Основная снимала актеров, а дополнительная — только сцены с воображаемыми кроликами. Все было настолько четко спланировано, что «кроличья» команда могла без режиссера закончить свою половину фильма. Они провели девять недель, снимая траву, камни, деревья, четко представляя себе, что там везде незримо присутствуют будущие цифровые кролики.
Кебаб из кролика
За эффекты в фильме отвечала австралийская студия Animal Logic, в послужном списке которой значатся такие нестыдные анимационные работы как «Делай ноги» и «Лего. Фильм». «Кролику Питеру» они выделили самый многочисленный десант: над фильмом работало 400 человек.
Режиссер Уилл Глак с самого начала был тверд в намерении делать не анимацию: «Это настоящие кролики, просто нарисованные при помощи компьютера. Они ведут себя как настоящие животные, хоть и говорящие. Если не обращать внимания на их одежду и не слушать, как они постоянно тарахтят, это будут самые обычные кролики, ворующие морковку с грядки».
У главы отдела спецэффектов из Animal Logic, Уилла Райкелта, постоянно при себе шпаргалки с информацией, в которых расписаны физические характеристики кроликов: их средняя скорость бега, средняя скорость ходьбы, движение и ускорение при прыжке. «У нас было четыре ипостаси Питера, которые мы использовали в разных кадрах, — говорит Райкелт. — Была плоская картонная вырезка, чтобы блокировать определенную часть кадра, где должен стоять персонаж. Потом у нас есть меховой шар, вызывающий нужные тактильные ощущения. Есть интерактивный гибкий, гнущийся мешок в форме кролика. Ну и, наконец, есть прекрасная реалистичная копия нужного размера и веса с подходящим цветом меха. Это произведение искусства».
Несмотря на то, что фотореалистичных животных создают при помощи CGI, актерам не приходится взаимодействовать с пустотой. Для них сделали эти чучела, на ощупь и по весу не отличающиеся от настоящих кроликов. Благодаря этому мышцы рук у актеров сокращались так, будто они держат настоящих животных. Но чучела эти использовали только в сценах взаимодействия кроликов и людей. «На площадке их не было, но в процессе подготовки к съемкам нам привезли настоящих кроликов, чтобы Донал и Роуз могли их подержать и научиться с ними взаимодействовать, — рассказывает Стонтон. — Эти животные очень быстрые, энергичные, самые настоящие сволочи».
Для облегчения работы своих коллег отдел художественного оформления создал «кроличьи кебабы» — так называли огромные деревянные спицы, на которые нанизаны ткани и меха. Каждый кусочек «кебаба» отведен определенному мохнатому герою. И их используют, чтобы точно знать, как будет выглядеть текстура кроликов при том или ином освещении.
За дресс-код кроликов отвечала оскароносная художница по костюмам Лиззи Гардинер. Она жалуется, что очень непросто одеть кролика, к тому же в человеческую одежду: «Формы их тел совсем не предназначены для того, чтобы носить пиджаки. А Уилл хотел, чтобы животные носили то, что носят современные тинейджеры». Правда, потом Гардинер отвоевала свою позицию и нарядила группу животных в одежды, обладающие тем самым «ощущением безвременья». Эти герои родились больше века назад, но даже в их нынешней версии они стильны и элегантны. И по-прежнему любят хорошо, качественно похулиганить. В чем можно убедиться 22 марта, когда фильм выйдет в российский прокат.