Мое кино: За что Райан Джонсон любит фильм Вуди Аллена «Энни Холл»

Обсудить0

Режиссер фильма «Последние джедаи» Райан Джонсон — о том, как на него повлиял легендарный фильм Вуди Аллена «Энни Холл».

Очередной материал о фильмах, которые повлияли на значительных режиссеров современности, посвящен Райану Джонсону, постановщику «Последних джедаев». Предыдущие выпуски рассказывали о Мартине Скорсезе, Дэнни Бойле, Дэвиде Линче и Эдгаре Райте.

В 1978 году на церемонии вручения «Оскаров» скромная картина Аллена, к всеобщему изумлению, обогнала четвертый эпизод «Звездных войн» в категории «Лучший фильм». Вспоминая этот эпизод из истории кино, американский критик Роджер Эберт сказал, что в ленте «Энни Холл» Вуди Аллена «содержится, наверное, больше культурных отсылок и философской мудрости, чем в любом другом победителе „Оскара“ в истории; неудивительно, что практически у всех это любимый фильм Аллена». Не исключение и крайне изобретательный режиссер и сценарист, киноман и романтик Райан Джонсон, который в своей работе всегда стремится искать новые подходы и ломать все клише и стереотипы, что плохо лежат.

Совершеннейший киноман

В своем Twitter Райан Джонсон постоянно пишет о кино: хвалит коллег по цеху (например, Йоргоса Лантимоса и Ноа Баумбака), постит мемы по новому «Твин Пиксу» или рассказывает, что посмотрел «лучший фильм года» и отказывается его называть.

«Я совершеннейший киноман, — признается режиссер. — Любимых картин у меня больше сотни. Никак не смогу сузить этот список, даже не просите. Можно взять любого Скорсезе. Или Кубрика...(Мечтательно.) Коэны... Да мы тут так час просидим!»

Когда Джонсона просят назвать один-единственный любимый фильм, он начинает путаться в показаниях. То назовет «Восемь с половиной» Феллини, то «Человека, который хотел быть королем» Джона Хьюстона, то «Фальшивку» Орсона Уэллса, которая для него точнейшим образом передает ощущение кино как игры, иллюзии, вечного обмана.

А еще среди любимых:

— «Амаркорд» (по словам Джонсона, одна из самых красивых кинолент на свете, любимый фильм его дедушки);

— «Фанни и Александр» («Роскошная сказка для взрослых»);

— «Сцены из супружеской жизни» Бергмана;

— «Каникулы господина Юло» («Когда пытаюсь описать друзьям эту гипнотическую картину Тати, то откашливаюсь и выдаю что-то вроде: „Чаплин, как если бы его снял Феллини“. Потом мне становится так стыдно за это нелепое описание, что я замолкаю и просто покупаю им диск»);

— «Третий человек» Кэрола Рида («Еще бы!»);

— «Плохие спят спокойно» Куросавы;

— «Вне закона» Джармуша («Мы, кинематографисты, просто изо всех сил пытаемся воспроизвести стремительное движение эмоции, которое возникает, например, при прослушивании музыки, и никому это не удавалось лучше, чем Джиму»).

— «Бразилия» («...Для нашей компании голодающих двадцатилетних кинематографистов диск с фильмом Гиллиама был чем-то мифическим вроде священного Грааля. Нисколько не преувеличиваю. Если у кого-то дома он был, там моментально собиралась толпа»).

Как-то режиссер курировал мини-кинофестиваль в кинотеатре New Beverly Cinema в Лос-Анджелесе и составил вполне себе безупречную — по разносторонности и насмотренности — программу: «Отпетые мошенники» Фрэнка Оза, «Игорный дом» и «Испанский узник» Дэвида Мэмета, каноническая «Афера», все те же «Человек, который хотел стать царем» и «Фальшивка», образцовая скрюболл-комедия «Леди Ева» и «Приключения барона Мюнхгаузена».

Поэтому, наверное, можно лишь с натяжкой сказать, что «Энни Холл» — самый любимый фильм Райана Джонсона. Тем не менее именно его он выбрал для своего признания в любви в интервью Роберта К. Элдеру для сборника интервью с режиссерами «Фильм, который изменил мою жизнь». В конце концов, постмодернистская грустная комедия Вуди Аллена «Энни Холл» в какой-то момент подтолкнула Джонсона к окончательному выбору профессии и идеально выразила его мироощущение.

Ощущение оголенной лампочки

«Для меня этот фильм — чистая магия, — говорит Райан. — До сих пор, пересматривая его, анализирую, пытаюсь понять, как этот маленький шедевр сделан, как устроен... И это практически невозможно. Просто в бессилии развожу руками. Я словно ребенок, который наблюдает волшебный фокус. „Энни Холл“ трогает меня так, как мало какому еще фильму удается. Могу только надеяться, что если, дай бог, и дальше буду работать в кино, через 20 лет напряженной работы, может быть, хоть как-то приближусь к такому уровню мастерства».

Райан Джонсон / Фото: Getty ImagesРайан Джонсон / Фото: Getty Images

Джонсон вырос на алленовских слэпстик-комедиях вроде «Спящего» или «Бананов»: «Эти фильмы стояли у отца на полке. И только в киношколе я посмотрел „Энни Холл“ в первый раз. Помню, где именно — в совершенно ужасном месте. То есть, конечно, оно было прекрасным, но реально сейчас вспоминаю: нет, все-таки ужасное. Называлось Центр изучения кино. В маленьком подвале стояли в ряд тридцать телевизоров с прикрепленными к ним видеомагнитофонами, а ты сидел в крошечной кабинке, под боком еще тридцать неопрятных студентов... Вот так впервые я посмотрел „Энни Холл“. Помню, как пронеслись финальные титры. Вокруг все словно замерло. Картина стала для меня одним из немногих фильмов, которые я ясно помню, как на меня повлияли. Можно долго говорить о технических вещах — нелинейном повествовании, операторской работе... Но главное, как мне кажется, — это эмоциональное воздействие, которое рождается с их помощью».

На первый взгляд, «Энни Холл» выглядит слишком скромной и непритязательной, чтобы обойти эпики Феллини или Джона Хьюстона в гонке «фильмов, которые изменили жизнь». Однако Аллен совершенно спокойно и при этом виртуозно создает из нью-йоркских декораций, двух разговаривающих людей, обыденности и шуток мощное киновысказывание одновременно в области философии и в области киноязыка.

«В ранних фильмах [Аллена], таких как „Любовь и смерть“, „Спящий“, по-моему, нет ни одного кадра без визуального гэга. Безостановочные диалоги, как у братьев Маркс. В то время как „Энни Холл“ может поразительно долго медлить даже в сценах, построенных вокруг гэга. Они сразу приобретают некую сухость, есть в них какая-то обнаженность. Например, когда Алви-ребенок сидит с матерью на приеме у доктора. Пересмотрев недавно картину, я поразился тишиной этой сцены, тем, что она не разыграна как скетч. Возникает ощущение оголенной лампочки. Тонально это очень мощно и в целом сильно отличается от ранних лент Аллена».

«Любовь и смерть»«Любовь и смерть»

Неожиданно и совершенно беззастенчиво в фильме вдруг появляется анимация, экран дробится на части, а сам Вуди свободно смотрит в камеру и обращается прямо к аудитории. Аллен объяснял это просто: «Мне казалось, что у многих зрителей возникают те же чувства, есть те же проблемы. Я хотел говорить с ними открыто, напрямую». Разумеется, изящество, с которым Аллен ломает привычные рамки и заново сшивает свое полотно, ничуть не формальное и не слишком простое.

«Этот фильм удивителен еще и тем, что изначально он задумывался как гораздо более традиционный, — рассказывает Джонсон. — По легенде, уже работая над монтажом, Аллен выкинул половину материала и собрал из остатков гораздо более импрессионистское, субъективное произведение. Любопытно смотреть фильм с этой точки зрения. Можно видеть эти швы, стыки, которые при этом нисколько не мешают. Аллен словно ходит по канату. Удивительно, как авторы смогли создать одну скульптуру, разрушить ее до основания и из осколков создать новую, которая так потрясла меня в том подвальчике в Центре изучения кино. А главное, что весь этот стиль, все находки используются, чтобы полностью вовлечь нас в отношения между героями».

Свитер с лобстером

Как представляется, режиссер Джонсон в итоге берет у Аллена больше, чем просто цитаты, отдельные слова или образы. Джонсон подглядел у Аллена главное — то, как свободно обращаться с киноматерией, как подчинять все выразительные средства своему замыслу, который может кардинально варьироваться от фильма к фильму.

Чем только не вдохновлялся режиссер в работе над новым эпизодом «Звездных войн» — фильмом «Последние джедаи». От «Властелина колец» и «Гарри Поттера» до таких киноманских редкостей, как «Три самурая вне закона» Хидео Гося и «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова.

«Неотправленное письмо» Михаила Калатозова«Неотправленное письмо» Михаила Калатозова

Заставлял съемочную группу смотреть и пересматривать «Мост через реку Квай» Дэвида Лина, «Вертикальный взлет» с Грегори Пеком, ленту «Ганга Дин» Джорджа Стивенса, «Сахару» Золтана Корды.

В итоге в фильме очевидно не формальное желание скопировать, повторить, а скорее видно общее киноманство и насмотренность, которая пыльцой оседает вокруг. Сцена в казино напоминает сразу и «Поймать вора» Хичкока, и «Касабланку» (Бенисио дель Торо изображает свою вариацию Петера Лорре), и «Крылья» 1927 года.

Эпизод с уходящим в бесконечность зеркалом заставляет вспомнить и «Леди из Шанхая» Уэллса, и «Черного лебедя» Аронофски.

Натали Портман в фильме «Черный лебедь»Натали Портман в фильме «Черный лебедь»

А использование насыщенного красного — это, конечно, в первую очередь дань цветным фильмам Куросавы «Ран» и «Тень воина» (которую, кстати, помогал продюсировать Джордж Лукас).

Кадры из фильма Акиры Куросавы «Тень воина»Кадры из фильма Акиры Куросавы «Тень воина»

Графичный тронный зал, батальные сцены, дождь и туман, флешбэки в духе «Расёмона»... Хотя Джонсон никак напрямую не цитирует «Энни Холл», тем не менее любопытно вспомнить странно-гипнотический, тоже окрашенный в ярко-красный эпизод, когда героиня Дайан Китон раздваивается, усаживаясь в кресле напротив занимающихся любовью Алви и Энни.

Единственной верной связкой между «Энни Холл» и «Последними джедаями» можно считать вязаный свитер с лобстером на спине, в котором режиссер появлялся на съемочной площадке. На вопрос о том, является ли животное отсылкой к курточке со скорпионом из фильма «Драйв», он лаконично ответил: «Нет, к „Энни Холл“».

Актриса Кэри Фишер и режиссер Райан Джонсон (в свитере, спиной к камере) на съемочной площадке «Последних джедаев»Актриса Кэри Фишер и режиссер Райан Джонсон (в свитере, спиной к камере) на съемочной площадке «Последних джедаев»

Сцена, когда Алви и Энни отважно сражаются с морскими гадами на кухне с ее последующим отражением — второй битвой, теперь с другой женщиной, когда понимаешь, что без Энни все уже не так, действительно одна из любимых у Джонсона. А еще финал: «Герои сняты издалека, просто разговаривают и расходятся. Финал настолько далек от традиционной концовки романтической комедии, насколько это вообще возможно».

Может быть, сцена в клубе из школьного нуара Джонсона «Кирпич» в чем-то напоминает сцену с поющей Энни, а может быть, и нет. Главное, что Джонсон не побоялся взять и устроить настоящий филип-марловский нуар в стенах средней американской школы, лихо и виртуозно столкнуть несоединяемые дискурсы и жанры — точно так же, как Аллен не побоялся без предупреждения разбить экран, развернуться к камере, на мгновение провалиться в анимацию, сделать ромком без ромкома. Неудивительно, что «Кирпич», снятый меньше чем за 500 тыс. долларов, получил специальный приз «Сандэнса» за оригинальное видение, по дороге ошарашив всех — и зрителей, и критиков.

Лягушка, которая сама себя препарирует

«Как и Феллини в „Восьми с половиной“, Аллен переосмысливает возможности киноязыка, обращается с формой самым смелым образом. И это работает, — восхищается Джонсон. — Не как у Годара — трюк ради трюка. Не „О, круто. Вижу, как это сделано, очень умно! Проанализирую-ка, пожалуй, так и сяк, напишу об этом диссертацию“. Кажется, будто нет никаких правил. Аллен подходит к случайным прохожим, заговаривает с лошадью. А самое удивительное — это то, что все получается связно, все работает. Много хаоса и эксцентрики в духе „Любви и смерти“ и „Спящего“, но при этом Аллен умудряется добиться невероятного градуса реализма».

Цитата из «Энни Холл» — «В искусстве так хочешь добиться идеального, потому что в жизни это практически невозможно» — вызывает у Джонсона массу эмоций: «Господи, как же это точно! Мы все это делаем. Это смешно, но и очень болезненно. Фильм словно лягушка, которая сама себя — местами действительно безжалостно — препарирует. В этом тоже его безграничная смелость».

«Нелинейная, фрагментарная, невротическая комедия — горько-сладкое субъективное размышление-воспоминание об ушедших отношениях», — так Райан описывает алленовский шедевр, рабочее название которого было «Ангедония», то есть полное равнодушие к радостям жизни, состояние, которое отлично подходит и герою Эдриана Броуди во второй картине Райана Джонсона «Братья Блум». Дико стильные «Братья» —
формально, наверное, самый вуди-алленовский и энни-холловский фильм Джонсона.

«Братья Блум»«Братья Блум»

Смешная и неловкая Рэйчел Вайс вполне себе напоминает Энни, даром что постоянно носит шляпы и разговаривает причудливыми каламбурами. Фильмы напоминают друг друга не прямолинейно, а скорее тем, как обоим лаконичными средствами удается создать свой особенный визуальный стиль и атмосферу. В «Братьях» это едва уловимое сочетание ауры 1920-х, современности и чего-то театрально-цыганского. Дух Аллена витает над «Братьями Блум» еще и потому, что сквозь веселую чехарду гэгов и шуток проступает серьезный рассказ об отношениях.

Брутальный «Кирпич» в конце концов оборачивается драмой вечного расставания: что бы ни делал главный герой, чтобы починить отношения, он, как и Алви, только усугубляет ситуацию и упускает (или нет) возможность вырасти, измениться. «Для меня очень важна сцена, когда Энни во второй раз поет в клубе. В первый раз она пела на их первом свидании, и это было неловко, потому что ее никто не слушал. И вот теперь мы видим, как она уже словно управляет толпой. Тот факт, что теперь ее слушают... Не могу представить более сильного способа показать, как она выросла. Все это очень мощно в контексте их отношений, в контексте главной темы фильма, особенно если вспомнить, как часто в жизни мы попадаем в такие отношения, где один партнер меняется, а другой — нет... Это делает сцену ужасно грустной. По крайней мере для меня».

«Кирпич»«Кирпич»

Кажется, Джонсону фильм вообще импонирует на каком-то болезненно глубоком, личном уровне, куда «Восемь с половиной» с его холодной блестящей техникой просто не в состоянии добраться. «Не думаю, что можно четко определить и сказать: „Она изменилась, а он нет“, и именно поэтому у них ничего не сложилось. Если приглядеться, они с самого начала радикально не подходили друг другу. И так бывает всегда. Мне трудно вспомнить в своей жизни отношения, которые не были бы изначально обречены. Отсюда и красота — эти горько-сладкие воспоминания о них... Думаю, нам всем знакомо чувство, когда кажется, что в конце отношений мы хорошо усвоили урок, а потом начинаем следующие... И все по новой. Все эти свидания, на которые ходишь через месяц или два после расставания, постоянно сравниваешь с тем, что было, и все новое выглядит таким серым».

Самая смешная шутка в фильме для Джонсона тоже связана с личным опытом: «Алви рассуждает об убийстве Кеннеди, а его первая жена восклицает: „Ты используешь эти теории заговоров, чтобы не заниматься со мной сексом!“ А он в ответ: „Боже! Она права“. В этом есть что-то ужасно правдивое, все эти самообманы... Особенно если вы давно в отношениях. Я всегда хохочу как ненормальный. Кстати, когда Аллен говорит, что она права, он снова поворачивается к камере. И как же легко тут свалиться в претенциозность. Но режиссер счастливо этого избегает, потому что не использует трюк ради трюка. В итоге я вообще не помню, что он смотрит в камеру, помню только, что сцена страшно правдива. Мысль так точна, так сильно поражает и самого героя, что у него просто нет выбора — только в ужасе обратиться к зрителю».

Главное в «Энни Холл» для Райана Джонсон — то, как в финале, несмотря ни на что, зритель остается в приподнятом, оптимистичном настроении: «Фильм заставляет верить в любовь. Да, отношения героев не сложились, а мы все равно верим в любовь. Это ли не чудо?»

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

16 декабря 201765
19 декабря 2017662
18 декабря 2017277
30 сентября1

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации