Рэпер Хаски, певица Даша Чаруша, сценарист «Притяжения» и еще двое режиссеров-дебютантов сняли свои короткометражки для первого продюсерского проекта «Яндекс.Такси».
На пути к сценарному конкурсу
Пять режиссеров-дебютантов. Три съемочных дня. Два миллиона рублей на производство каждого фильма. Хронометраж от 8 до 12 минут. История, местом действия или фоном которой становится такси. Таковы общие вводные проекта, в котором «Яндекс.Такси» впервые пробует свои силы в кино. Это же первая инициатива Медиалаборатории «Яндекс.Такси», новой площадки, на которой сервис собирается экспериментировать в разных культурных жанрах и искать новые способы коммуникации с аудиторией.
Пять историй, действие которых так или иначе связано с такси, было решено снимать в сотрудничестве с пятью студиями. Art Pictures, Hype Production, Bazelevs, Versus и «Водород» вместе с «Яндекс.Такси» выбрали пятерых режиссеров-дебютантов на основе представленных ими сценарных заявок. В итоге получился, по словам руководителя проектов «Яндекс.Такси» Александры Санчес-Перес, не единый альманах, а пять самостоятельных фильмов.
Главная миссия этого сборника — анонс всероссийского конкурса сценариев Медиалаборатории «Яндекс.Такси», в котором смогут принять участие молодые авторы из любой точки страны. «Мы могли бы пропустить этот этап — создание пилотного сборника короткометражных фильмов, — говорит Санчес-Перес. — Могли бы сказать: присылайте заявки, наши прекрасные опытные кураторы их отсмотрят, выберут лучшее, а мы проведем питчинг и поможем с производством победивших дебютных короткометражек. Но это было бы не очень честно. Мы же никогда не делали ничего подобного. Почему самые классные и талантливые люди страны должны нам поверить и потратить свое время на то, чтобы написать сценарий и прислать его нам? Мы решили, что честно будет самим всю эту схему прожить и проработать, чтобы понять, насколько реально реализовать проект в условиях тех ограничений — бюджетных и временных, — что мы сами себе поставили. Оказалось, что это возможно».
В поисках сценариев для пилотного сборника «Яндекс.Такси» обратились к студиям-партнерам, кинули клич по знакомым сценаристам и молодым режиссерам. Тематических ограничений не было никаких, кроме одного — присутствие такси. Найти хороший сценарий — самый сложный этап работы, признается Санчес-Перес. В итоге совместные поиски привели к неожиданному коктейлю авторов — от рэпера Хаски, сюрреалистичная история которого напоминает скорее сновидение и включает его же новую композицию, до сценариста «Призрака» и «Притяжения» Андрея Золотарева, который для сборника написал целых две истории, выступив также режиссером одной из них.
Сейчас все пять фильмов готовы. Примерное представление о том, чем являются, можно получить по тизерам (они ниже). Причем по задумке продюсеров в эти видео вошли не только фрагменты самих будущих короткометражек, но и материал, показывающий работу за кадром.
На «Кинотавре» «Яндекс.Такси» и КиноПоиск выбрали из участников конкурса «Кинотавр. Короткий метр» двух победителей — режиссеров Руслана Братова и Байбуллата Батуллина. Предполагалось, что их истории тоже войдут в пилотный сборник короткометражек, однако снять их в этом году не удалось. Создатели Медиалаборатории надеются, что эти фильмы войдут в качестве дополнительных новелл в новый сборник, который будет снят по итогам сценарного конкурса.
О любви к конспирологии
«Я залип на форумах для параноиков и шизофреников и всерьез начал сомневаться во вменяемости института человечества вообще, — так об идее своего фильма «Психотроника» говорит Дмитрий Кузнецов, известный как рэпер Хаски. — Хотелось признаться в любви конспирологическим теориям, тем более что гуманизм, или прогресс, или наука — все это тоже пустые фантазии, причем гораздо более скучные, чем рептилоиды, например. Человек будущего будет видеть нашего прогрессивного современника отсталым, больным и дефективным животным, как мы зачастую видим людей прошлого».
Продюсером его короткометражки, в которой прозвучит и новая песня, стал Илья Стюарт из студии Hype. Получилась сюрреалистичная картина, вдохновленная Линчем и Кроненбергом, в центре которой обычный московский таксист, подозревающий, что с его пассажирами, разъезжающими по городу с таинственными целями, что-то не так.
О героях в пробках
Певица, музыкант и актриса Даша Чаруша, наоборот, поставила в центр своей истории «Хороший день» тему гуманизма и сострадания. В ее фильме девушка, которая вот-вот родит, оказывается вместе с таксистом в глухой пробке. Выскользнуть из потока машин можно через дыру в отбойнике, но для этого нужно договориться с водителями стоящих впереди автомобилей. Этот сценарий Чаруша послала на рассмотрение, несмотря на то, что три ее предыдущие заявки, в одной из которых тоже была история про роды в такси, продюсеры проекта отвергли. «Мне показалось, что [заявку] не взяли из-за того, что не очень поняли, о чем она. Я все равно написала полный сценарий, несмотря на то, что заявку отвергли. И уже на полный сценарий пришел положительный ответ», — рассказывает Чаруша.
Еще одну из забракованных заявок автор сейчас разрабатывает как полнометражный фильм. А за образ рожающей в такси девушки Чаруша благодарит своего мужа, режиссера и продюсера Илью Найшуллера, который стал ее продюсером-куратором. «Илья страшно занят, а еще мы почти не показываем друг другу неготовые вещи. Но в этой ситуации он нашел в себе силы сесть со мной и подумать над несколькими идеями. Он сказал мне: придумай обстоятельства, при которых человек должен совершить геройский поступок. А поскольку это такси, что может произойти? Скорее всего, это какая-то история, связанная с жизнью и смертью, где появляется выбор. Мне понравилась эта идея, и я ее запаковала в такой формат: девушка рожает в такси, которое застряло в пробке».
Найшуллер также придумал одного из персонажей — иностранца, не говорящего по-русски — и дал немало ценных советов относительно сценария. «Без того, что он привнес, не было бы истории. Но Илья — страшный деспот в творчестве, и я ему благодарна за то, что на комментариях к сценарию его участие закончилось. Конечно, я покажу ему финальную версию монтажа, и, наверное, он снова меня покритикует», — говорит режиссер.
На роль таксиста Чаруша хотела пригласить Александра Паля, но тот вежливо отказался. Так у режиссера появилась идея показать «больше правды жизни» и переписать роль героического водителя, сделав его выходцем из Средней Азии. Благодаря этому решению в ее фильме появился Евгений Сангаджиев, известный кинозрителям благодаря опять же фильму «Притяжение», а театральной публике — по спектаклям «Гоголь-центра».
«В наше время все очень разрозненные, — объясняет свою идею Чаруша. — Живем очень близко, у нас мало личного пространства, и мы защищаемся тем, что стараемся не замечать, что происходит вокруг. Своеобразная психологическая гигиена — видеть только красивое, позитивное, интересное, качественное. Просто чтобы не тратить энергию, не тратить свою жизнь, накапливать энергию для себя. Люди не видят, что происходит в метре от них, иначе не было бы таких ситуаций, когда в парке Горького насмерть избивают мальчика средь бела дня, когда люди часами лежат на улице с сердечным приступом, а через них переступают прохожие. Я не могу в этом никого винить, потому что я сама такая же. Социум нам навязывает такие стандарты поведения. Я не горжусь этим. Изменить это можно только изнутри».
О вампирах, которые тоже любят повеселиться
Сценарий Сергея Поварницына, кандидата философских наук, тоже связан с внутренними изменениями, правда другого рода. Главная героиня его «Голода» — молодая вампирша, которая едет в такси после вечеринки. Поварницын появился в проекте благодаря Насте Хоревой, со-продюсеру из команды Медиалаба, — она увидела сценарий другой его короткометражки и предложила написать заявку для «Яндекс.Такси».
«Та история была слишком жесткая и панковская, и я решил придумать про такси что-то новое. У меня сразу родилась эта идея: пухленькая вампирша в такси — классная тема. Я ухватился за эту ниточку, стал копать, раскапывать, история начала обрастать подробностями, деталями. Я до сих пор, уже после съемок, думаю, что можно было бы туда добавить», — рассказывает Поварницын.
Его сценарий приглянулся студии Bazelevs. «Bazelevs стала для моего фильма больше чем просто хорошим продакшеном, — делится Поварницын. — Они сделали очень много. Исполнительный продюсер Аня Шиманогова мистическим образом уговорила принять участие в нашем проекте оператора Марка Зисельсона и нашла одну из героинь-вампирш. Она просто прислала мне фотографию красивой рыжей девушки, даже не зная ее имени, и спросила меня, „нужна ли нам такая“. Девушка пришла на кастинг, и оказалось, что она идеально подходит на роль».
На главную роль Поварницын взял непрофессиональную актрису, о которой думал уже во время написания сценария, несмотря на то, что многие отговаривали его от работы с девушкой без профильного образования. Однако Тина, говорит Поварницын, буквально «чувствовала кадр».
О боге из машины
Так получилось, что почти все короткометражки, кроме фильма Даши Чаруши, так или иначе имеют в своей основе фантастический сюжет. Сразу за два из них отвечает сценарист Андрей Золотарев, специалист по призракам и инопланетянам. «Мне позвонили друзья из студии „Водород“ и предложили принять участие в проекте для „Яндекс.Такси“. С „Водородом“ всегда все получается прекрасно, поэтому я серьезно включился. Сначала мы сделали историю про зомби, которую потом снял Иван Плечев, а потом написали сценарий про „бога из машины“. Тогда даже не шел разговор о том, чтобы я это мог снимать. Я как-то заикался о том, что хочу быть режиссером, но мне тогда сказали: хороших сценаристов мало, а хреновых режиссеров пруд пруди, нечего перебираться!» — смеется Золотарев. Продюсеры в итоге в него все-таки поверили и доверили самому снять историю о таксисте с экстраординарными способностями.
В фильме Deus Ex таксист эконом-класса возмущает своего высокопоставленного пассажира необычным поведением — везет куда-то не туда, дерзит, слишком много знает, а пробки перед ним и вовсе расступаются как по волшебству. Пассажиру предстоит узнать, что у каждого есть своя маленькая божественная миссия, пусть даже и незаметная на первый взгляд.
«Я приехал на площадку и, мягко говоря, удивился: я не ожидал, что будет так сложно. Это не то, к чему я был готов. Надеюсь, что мы справились, но лучше я вернусь в свою нору и что-нибудь там, прикованный к батарее, попишу. Это точно проще, чем мерзнуть 16 часов на съемочной площадке и уговаривать всех не расходиться», — делится своим дебютным опытом сценарист, у которого, кстати, есть режиссерский диплом. Самой сложной оказалась, по его словам, борьба со временем. Несмотря на тщательную подготовку, включавшую 31 драфт сценария и полную раскадровку всего фильма, реальность на площадке все равно вносила свои коррективы.
Золотарев рассказывает, что тесное сотрудничество с «Водородом» на протяжении нескольких лет привело к тому, что они практически «одинаково мыслят», поэтому и кастинг, и написание сценария, и выбор художественных решений были совместной работой, в которой порой даже трудно различить, кому принадлежит авторство той или иной идеи.
«Такси — это универсальный фон, и мы изначально предлагали идеи в самых разных жанрах, — говорит сценарист. — Просто мне самому нравятся истории с фантастическим допуском, потому что этот допуск резко обостряет конфликты и позволяет отстраненно посмотреть на ситуацию. Русло нормальной жизни вдруг что-то кардинально меняет, и зрителю это позволяет абстрагироваться и что-то понять о ценностях этой жизни».
И о московском зомби-апокалипсисе
Таким «допуском» в случае второго сценария стала фантазия на тему нашествия зомби. Вирус поразил москвичей, город эвакуируют. В одном такси собирается странная компания пассажиров, которых необходимо вывезти из города. Фильм получил название «Темная ночь».
Режиссерское кресло продюсеры доверили 26-летнему выпускнику ВГИКа и Высших курсов режиссеров и сценаристов Ивану Плечеву, чей фильм «Дым» участвовал в этом году в конкурсе короткого метра на фестивале «Кинотавр».
Для Плечева это был новый опыт. Режиссер впервые работал с продюсерами по чужому сценарию в необычном для себя жанре. «Я привык снимать немного другое кино, где все решения принимал я, и мне было интересно получить иной опыт. Изначально это был просто зомби-апокалипсис, но я постарался добавить к жанровой основе социальную метафору, немного трансформировав историю под себя», — объясняет режиссер.
Снимать зомби-апокалипсис в Москве — крайне неблагодарное дело, признается режиссер. «Нужно иметь пустую натуру, а перекрывать улицы затратно и практически нереально. Но самым трудным было ограничение в два съемочных дня, сценарий и локации пришлось подгонять под этот график. Из-за этого пришлось идти на множество уступок, однако, мне кажется, мы выжали максимум. Я все это воспринял как большой двухдневный учебник, из которого я узнал массу мелочей. Никакого прессинга или цензуры со стороны продюсеров при этом не было», — говорит режиссер.
«Черное зеркало» наоборот
Сейчас продюсеры планируют провести несколько закрытых показов всех пяти фильмов, попасть на которые можно будет с помощью бесплатной регистрации на сайте проекта. В декабре состоится онлайн-премьера первого сборника Медиалаборатории. Тогда же откроется прием заявок на конкурс сценариев, который получил название «Из точки А». Отбирать заявки будет кураторский совет из представителей киноиндустрии.
В идеале, говорит Александра Санчес-Перес, хочется предложить участникам конкурса подумать на тему будущего. «Такое „Черное зеркало“, только в нашем случае скорее „Белое зеркало“, — объясняет она. — Все-таки мы занимаемся будущим и технологиями, которые должны работать на благо человечества. Мы понимаем, что скоро все изменится и любое развитие технологий приводит так или иначе к возникновению сложных моральных вопросов. Что будет с транспортом, перемещением людей в пространстве? Очевидно, что в будущем появятся беспилотные автомобили и возникнет вопрос: сможет ли машина принимать решения, как человек? Как будут выглядеть взаимоотношения человека и искусственного интеллекта? Есть много тем, о которых можно подумать: будут ли вообще отношения в том традиционном виде, какими мы привыкли их видеть, или появится замещение эмоциональных привязанностей? Пока в российском кино нет ни одного примера размышлений на темы будущего городов, отношений, жизни через призму технологий, и нам хотелось бы стать отправной точкой для ее дальнейшего развития в нашем кинематографе».
«Яндекс.Такси» неслучайно называет свой проект Медиалабораторией: в будущем фильмами ограничиваться не собираются. «Кино — первый наш эксперимент, — говорит Санчес-Перес. — Мы его будем продолжать, но это не значит, что у нас не появятся другие экспериментальные проекты — по урбанистике, фотографии, современному искусству, театру — по тому, что нас самих волнует, интересует, тревожит. Тимур Бекмамбетов, который согласился стать одним из членов жюри нашего будущего сценарного конкурса, предложил отличную тему — синтез технологий и искусства. Это то, что нам действительно близко».
КиноПоиск выступает информационным партнером проекта и входит в кураторский совет конкурса «Из точки А».