Зомби, Хаски и вампиры: «Яндекс.Такси» запускает свой кинопроект

Обсудить0

Рэпер Хаски, певица Даша Чаруша, сценарист «Притяжения» и еще двое режиссеров-дебютантов сняли свои короткометражки для первого продюсерского проекта «Яндекс.Такси».

На пути к сценарному конкурсу

Пять режиссеров-дебютантов. Три съемочных дня. Два миллиона рублей на производство каждого фильма. Хронометраж от 8 до 12 минут. История, местом действия или фоном которой становится такси. Таковы общие вводные проекта, в котором «Яндекс.Такси» впервые пробует свои силы в кино. Это же первая инициатива Медиалаборатории «Яндекс.Такси», новой площадки, на которой сервис собирается экспериментировать в разных культурных жанрах и искать новые способы коммуникации с аудиторией.

Пять историй, действие которых так или иначе связано с такси, было решено снимать в сотрудничестве с пятью студиями. Art Pictures, Hype Production, Bazelevs, Versus и «Водород» вместе с «Яндекс.Такси» выбрали пятерых режиссеров-дебютантов на основе представленных ими сценарных заявок. В итоге получился, по словам руководителя проектов «Яндекс.Такси» Александры Санчес-Перес, не единый альманах, а пять самостоятельных фильмов.

Главная миссия этого сборника — анонс всероссийского конкурса сценариев Медиалаборатории «Яндекс.Такси», в котором смогут принять участие молодые авторы из любой точки страны. «Мы могли бы пропустить этот этап — создание пилотного сборника короткометражных фильмов, — говорит Санчес-Перес. — Могли бы сказать: присылайте заявки, наши прекрасные опытные кураторы их отсмотрят, выберут лучшее, а мы проведем питчинг и поможем с производством победивших дебютных короткометражек. Но это было бы не очень честно. Мы же никогда не делали ничего подобного. Почему самые классные и талантливые люди страны должны нам поверить и потратить свое время на то, чтобы написать сценарий и прислать его нам? Мы решили, что честно будет самим всю эту схему прожить и проработать, чтобы понять, насколько реально реализовать проект в условиях тех ограничений — бюджетных и временных, — что мы сами себе поставили. Оказалось, что это возможно».

В поисках сценариев для пилотного сборника «Яндекс.Такси» обратились к студиям-партнерам, кинули клич по знакомым сценаристам и молодым режиссерам. Тематических ограничений не было никаких, кроме одного — присутствие такси. Найти хороший сценарий — самый сложный этап работы, признается Санчес-Перес. В итоге совместные поиски привели к неожиданному коктейлю авторов — от рэпера Хаски, сюрреалистичная история которого напоминает скорее сновидение и включает его же новую композицию, до сценариста «Призрака» и «Притяжения» Андрея Золотарева, который для сборника написал целых две истории, выступив также режиссером одной из них.

Сейчас все пять фильмов готовы. Примерное представление о том, чем являются, можно получить по тизерам (они ниже). Причем по задумке продюсеров в эти видео вошли не только фрагменты самих будущих короткометражек, но и материал, показывающий работу за кадром.

На «Кинотавре» «Яндекс.Такси» и КиноПоиск выбрали из участников конкурса «Кинотавр. Короткий метр» двух победителей — режиссеров Руслана Братова и Байбуллата Батуллина. Предполагалось, что их истории тоже войдут в пилотный сборник короткометражек, однако снять их в этом году не удалось. Создатели Медиалаборатории надеются, что эти фильмы войдут в качестве дополнительных новелл в новый сборник, который будет снят по итогам сценарного конкурса.

О любви к конспирологии

«Я залип на форумах для параноиков и шизофреников и всерьез начал сомневаться во вменяемости института человечества вообще, — так об идее своего фильма «Психотроника» говорит Дмитрий Кузнецов, известный как рэпер Хаски. — Хотелось признаться в любви конспирологическим теориям, тем более что гуманизм, или прогресс, или наука — все это тоже пустые фантазии, причем гораздо более скучные, чем рептилоиды, например. Человек будущего будет видеть нашего прогрессивного современника отсталым, больным и дефективным животным, как мы зачастую видим людей прошлого».

На съемках «Психотроники» / Фото: Ксения УгольниковаНа съемках «Психотроники» / Фото: Ксения Угольникова

Продюсером его короткометражки, в которой прозвучит и новая песня, стал Илья Стюарт из студии Hype. Получилась сюрреалистичная картина, вдохновленная Линчем и Кроненбергом, в центре которой обычный московский таксист, подозревающий, что с его пассажирами, разъезжающими по городу с таинственными целями, что-то не так.

О героях в пробках

Певица, музыкант и актриса Даша Чаруша, наоборот, поставила в центр своей истории «Хороший день» тему гуманизма и сострадания. В ее фильме девушка, которая вот-вот родит, оказывается вместе с таксистом в глухой пробке. Выскользнуть из потока машин можно через дыру в отбойнике, но для этого нужно договориться с водителями стоящих впереди автомобилей. Этот сценарий Чаруша послала на рассмотрение, несмотря на то, что три ее предыдущие заявки, в одной из которых тоже была история про роды в такси, продюсеры проекта отвергли. «Мне показалось, что [заявку] не взяли из-за того, что не очень поняли, о чем она. Я все равно написала полный сценарий, несмотря на то, что заявку отвергли. И уже на полный сценарий пришел положительный ответ», — рассказывает Чаруша.

Еще одну из забракованных заявок автор сейчас разрабатывает как полнометражный фильм. А за образ рожающей в такси девушки Чаруша благодарит своего мужа, режиссера и продюсера Илью Найшуллера, который стал ее продюсером-куратором. «Илья страшно занят, а еще мы почти не показываем друг другу неготовые вещи. Но в этой ситуации он нашел в себе силы сесть со мной и подумать над несколькими идеями. Он сказал мне: придумай обстоятельства, при которых человек должен совершить геройский поступок. А поскольку это такси, что может произойти? Скорее всего, это какая-то история, связанная с жизнью и смертью, где появляется выбор. Мне понравилась эта идея, и я ее запаковала в такой формат: девушка рожает в такси, которое застряло в пробке».

На съемках «Хорошего дня»На съемках «Хорошего дня»

Найшуллер также придумал одного из персонажей — иностранца, не говорящего по-русски — и дал немало ценных советов относительно сценария. «Без того, что он привнес, не было бы истории. Но Илья — страшный деспот в творчестве, и я ему благодарна за то, что на комментариях к сценарию его участие закончилось. Конечно, я покажу ему финальную версию монтажа, и, наверное, он снова меня покритикует», — говорит режиссер.

На роль таксиста Чаруша хотела пригласить Александра Паля, но тот вежливо отказался. Так у режиссера появилась идея показать «больше правды жизни» и переписать роль героического водителя, сделав его выходцем из Средней Азии. Благодаря этому решению в ее фильме появился Евгений Сангаджиев, известный кинозрителям благодаря опять же фильму «Притяжение», а театральной публике — по спектаклям «Гоголь-центра».

«В наше время все очень разрозненные, — объясняет свою идею Чаруша. — Живем очень близко, у нас мало личного пространства, и мы защищаемся тем, что стараемся не замечать, что происходит вокруг. Своеобразная психологическая гигиена — видеть только красивое, позитивное, интересное, качественное. Просто чтобы не тратить энергию, не тратить свою жизнь, накапливать энергию для себя. Люди не видят, что происходит в метре от них, иначе не было бы таких ситуаций, когда в парке Горького насмерть избивают мальчика средь бела дня, когда люди часами лежат на улице с сердечным приступом, а через них переступают прохожие. Я не могу в этом никого винить, потому что я сама такая же. Социум нам навязывает такие стандарты поведения. Я не горжусь этим. Изменить это можно только изнутри».

О вампирах, которые тоже любят повеселиться

Сценарий Сергея Поварницына, кандидата философских наук, тоже связан с внутренними изменениями, правда другого рода. Главная героиня его «Голода» — молодая вампирша, которая едет в такси после вечеринки. Поварницын появился в проекте благодаря Насте Хоревой, со-продюсеру из команды Медиалаба, — она увидела сценарий другой его короткометражки и предложила написать заявку для «Яндекс.Такси».

«Та история была слишком жесткая и панковская, и я решил придумать про такси что-то новое. У меня сразу родилась эта идея: пухленькая вампирша в такси — классная тема. Я ухватился за эту ниточку, стал копать, раскапывать, история начала обрастать подробностями, деталями. Я до сих пор, уже после съемок, думаю, что можно было бы туда добавить», — рассказывает Поварницын.

Его сценарий приглянулся студии Bazelevs. «Bazelevs стала для моего фильма больше чем просто хорошим продакшеном, — делится Поварницын. — Они сделали очень много. Исполнительный продюсер Аня Шиманогова мистическим образом уговорила принять участие в нашем проекте оператора Марка Зисельсона и нашла одну из героинь-вампирш. Она просто прислала мне фотографию красивой рыжей девушки, даже не зная ее имени, и спросила меня, „нужна ли нам такая“. Девушка пришла на кастинг, и оказалось, что она идеально подходит на роль».

На главную роль Поварницын взял непрофессиональную актрису, о которой думал уже во время написания сценария, несмотря на то, что многие отговаривали его от работы с девушкой без профильного образования. Однако Тина, говорит Поварницын, буквально «чувствовала кадр».

О боге из машины

Так получилось, что почти все короткометражки, кроме фильма Даши Чаруши, так или иначе имеют в своей основе фантастический сюжет. Сразу за два из них отвечает сценарист Андрей Золотарев, специалист по призракам и инопланетянам. «Мне позвонили друзья из студии „Водород“ и предложили принять участие в проекте для „Яндекс.Такси“. С „Водородом“ всегда все получается прекрасно, поэтому я серьезно включился. Сначала мы сделали историю про зомби, которую потом снял Иван Плечев, а потом написали сценарий про „бога из машины“. Тогда даже не шел разговор о том, чтобы я это мог снимать. Я как-то заикался о том, что хочу быть режиссером, но мне тогда сказали: хороших сценаристов мало, а хреновых режиссеров пруд пруди, нечего перебираться!» — смеется Золотарев. Продюсеры в итоге в него все-таки поверили и доверили самому снять историю о таксисте с экстраординарными способностями.

В фильме Deus Ex таксист эконом-класса возмущает своего высокопоставленного пассажира необычным поведением — везет куда-то не туда, дерзит, слишком много знает, а пробки перед ним и вовсе расступаются как по волшебству. Пассажиру предстоит узнать, что у каждого есть своя маленькая божественная миссия, пусть даже и незаметная на первый взгляд.

«Я приехал на площадку и, мягко говоря, удивился: я не ожидал, что будет так сложно. Это не то, к чему я был готов. Надеюсь, что мы справились, но лучше я вернусь в свою нору и что-нибудь там, прикованный к батарее, попишу. Это точно проще, чем мерзнуть 16 часов на съемочной площадке и уговаривать всех не расходиться», — делится своим дебютным опытом сценарист, у которого, кстати, есть режиссерский диплом. Самой сложной оказалась, по его словам, борьба со временем. Несмотря на тщательную подготовку, включавшую 31 драфт сценария и полную раскадровку всего фильма, реальность на площадке все равно вносила свои коррективы.

Золотарев рассказывает, что тесное сотрудничество с «Водородом» на протяжении нескольких лет привело к тому, что они практически «одинаково мыслят», поэтому и кастинг, и написание сценария, и выбор художественных решений были совместной работой, в которой порой даже трудно различить, кому принадлежит авторство той или иной идеи.

«Такси — это универсальный фон, и мы изначально предлагали идеи в самых разных жанрах, — говорит сценарист. — Просто мне самому нравятся истории с фантастическим допуском, потому что этот допуск резко обостряет конфликты и позволяет отстраненно посмотреть на ситуацию. Русло нормальной жизни вдруг что-то кардинально меняет, и зрителю это позволяет абстрагироваться и что-то понять о ценностях этой жизни».

И о московском зомби-апокалипсисе

Таким «допуском» в случае второго сценария стала фантазия на тему нашествия зомби. Вирус поразил москвичей, город эвакуируют. В одном такси собирается странная компания пассажиров, которых необходимо вывезти из города. Фильм получил название «Темная ночь».

Режиссерское кресло продюсеры доверили 26-летнему выпускнику ВГИКа и Высших курсов режиссеров и сценаристов Ивану Плечеву, чей фильм «Дым» участвовал в этом году в конкурсе короткого метра на фестивале «Кинотавр».

На съемках «Темной ночи»На съемках «Темной ночи»

Для Плечева это был новый опыт. Режиссер впервые работал с продюсерами по чужому сценарию в необычном для себя жанре. «Я привык снимать немного другое кино, где все решения принимал я, и мне было интересно получить иной опыт. Изначально это был просто зомби-апокалипсис, но я постарался добавить к жанровой основе социальную метафору, немного трансформировав историю под себя», — объясняет режиссер.

Снимать зомби-апокалипсис в Москве — крайне неблагодарное дело, признается режиссер. «Нужно иметь пустую натуру, а перекрывать улицы затратно и практически нереально. Но самым трудным было ограничение в два съемочных дня, сценарий и локации пришлось подгонять под этот график. Из-за этого пришлось идти на множество уступок, однако, мне кажется, мы выжали максимум. Я все это воспринял как большой двухдневный учебник, из которого я узнал массу мелочей. Никакого прессинга или цензуры со стороны продюсеров при этом не было», — говорит режиссер.

«Черное зеркало» наоборот

Сейчас продюсеры планируют провести несколько закрытых показов всех пяти фильмов, попасть на которые можно будет с помощью бесплатной регистрации на сайте проекта. В декабре состоится онлайн-премьера первого сборника Медиалаборатории. Тогда же откроется прием заявок на конкурс сценариев, который получил название «Из точки А». Отбирать заявки будет кураторский совет из представителей киноиндустрии.

В идеале, говорит Александра Санчес-Перес, хочется предложить участникам конкурса подумать на тему будущего. «Такое „Черное зеркало“, только в нашем случае скорее „Белое зеркало“, — объясняет она. — Все-таки мы занимаемся будущим и технологиями, которые должны работать на благо человечества. Мы понимаем, что скоро все изменится и любое развитие технологий приводит так или иначе к возникновению сложных моральных вопросов. Что будет с транспортом, перемещением людей в пространстве? Очевидно, что в будущем появятся беспилотные автомобили и возникнет вопрос: сможет ли машина принимать решения, как человек? Как будут выглядеть взаимоотношения человека и искусственного интеллекта? Есть много тем, о которых можно подумать: будут ли вообще отношения в том традиционном виде, какими мы привыкли их видеть, или появится замещение эмоциональных привязанностей? Пока в российском кино нет ни одного примера размышлений на темы будущего городов, отношений, жизни через призму технологий, и нам хотелось бы стать отправной точкой для ее дальнейшего развития в нашем кинематографе».

«Яндекс.Такси» неслучайно называет свой проект Медиалабораторией: в будущем фильмами ограничиваться не собираются. «Кино — первый наш эксперимент, — говорит Санчес-Перес. — Мы его будем продолжать, но это не значит, что у нас не появятся другие экспериментальные проекты — по урбанистике, фотографии, современному искусству, театру — по тому, что нас самих волнует, интересует, тревожит. Тимур Бекмамбетов, который согласился стать одним из членов жюри нашего будущего сценарного конкурса, предложил отличную тему — синтез технологий и искусства. Это то, что нам действительно близко».

КиноПоиск выступает информационным партнером проекта и входит в кураторский совет конкурса «Из точки А».

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

10 ноября 201733
11 июня 20176
30 марта 201773
27 июля4

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации