Мэтт Дэймон: «Мне живется гораздо проще, чем Бену Аффлеку»

Обсудить0

Актер сыграл злодея в «Субурбиконе» Клуни и маленького человека в «Короче» Пэйна. Об этом, а заодно о Борне, Вайнштейне и Де Ниро — в интервью КиноПоиску.

Мэтта Дэймона мы подловили на Венецианском кинофестивале в этом сентябре. Там он представлял сразу два фильма — «Короче» Александра Пэйна и «Субурбикон», снятый Джорджем Клуни по сценарию братьев Коэн. И если первый россиянам придется подождать до января 2018-го, то второй выходит в наш прокат уже 16 ноября 2017-го.

Фильм Клуни рассказывает историю двух семей, живущих по соседству в идиллическом городке Субурбиконе в 1950-е. В то время как семья афроамериканцев пытается отбиться от нападок общественности, недовольной появлением соседей с «неправильным» цветом кожи, во вроде как благополучной белой семье творятся страшные вещи. Мэтт Дэймон играет, на первый взгляд, самого обычного белого американца, а Джулианне Мур досталось две роли — его супруги Маргарет, прикованной к инвалидному креслу, и ее сестры-близнеца Роуз. Однажды вечером в дом врываются грабители, усыпляют всех хлороформом, после чего Маргарет умирает, а сестра занимает ее место. В ходе расследования всплывают все новые и новые детали, а «маленький человек» рассекает по городку на детском велосипеде и в окровавленной рубашке, в то время как дом ни в чем не повинных афроамериканцев закидывают камнями и бутылками с коктейлем Молотова.

Герой фильма «Короче» — еще один «маленький человек». Картина начинается с норвежской лаборатории, где немного безумный ученый изобретает уменьшающую сыворотку. Потренировавшись на крысах, он переключается на людей, и вот уже идея уменьшения захватывает умы по всей планете, ведь в новом маленьком мире твои тысячи долларов превращаются в миллионы. И теперь ты уже не унылый трудяга, который к своим сорока только-только выплатил студенческий кредит и готовится еще 20 лет выплачивать ипотеку. Ты живешь в роскошном доме с бассейном, покупаешь жене бриллианты без повода и путешествуешь по миру. Может быть, даже на яхте — яхту легко можно отправить по почте. Пол Сафронек (Мэтт Дэймон) и его жена Одри (Кристен Уиг), воодушевившись примером друзей, решаются на трансформацию. Процедура абсолютно безболезненна, но, правда, в процессе подготовки человеку сбривают все волосы, включая брови, вынимают пломбы и делают клизму. Лысый и безбровый герой Дэймона приходит в себя в палате и обнаруживает, что его жена передумала. Прыжок в счастливое будущее не удался. Пол жалок: после развода живет в унылой квартирке, встречается со странной дамой, работает в колл-центре и грустит. Пока в его жизни не появляются веселый сосед-контрабандист (Кристоф Вальц) и вьетнамская диссидентка, которая работает у того уборщицей.

«Короче»«Короче»

О том, что общего у двух картин, какое отношение к ним имеет Трамп и почему так здорово не быть красавцем, — в нашем интервью.

— Казалось, что вас сейчас принесут в маленькой прозрачной коробочке и поставят на стол, как уменьшенных героев в фильме «Короче».

— Да, это очень забавно. Меня постоянно спрашивают: «Как вы добились такого эффекта?» А я отвечаю: «Вы же понимаете, что никто никого не уменьшал на самом деле?» Иногда мне кажется, что люди правда верят всему, что видят на экране.

— Каково было играть эту «маленькую» роль?

— Думаю, могу заявить, что это была самая большая «маленькая» роль в моей карьере. Александр Пэйн — удивительный режиссер. Мы впервые встретились в 1999-м на вечеринке-презентации Paramount. У него выходила «Выскочка», а я как раз закончил съемки в «Талантливом мистере Рипли». Я подошел к Александру и сказал, что мечтаю сняться у него. После этого мы больше не виделись. И вот во время нашей встречи 15 лет спустя он спросил: «Мы же пересекались раньше, не правда ли?» «Еще как пересекались, и я помню точно, когда и где» — ответил я ему. Можно сказать, что я ждал этой возможности 15 лет.

— Расскажите про декорации. В фильме же все должно было быть в двух размерах. Как над этим работали?

— Мне самому было интересно, как все это будет выглядеть. Наш художник-постановщик Стефания проделала огромную работу. Было очень интересно рассматривать детали, заходя в комнату. Например, постановщики изучали, как выглядит волокно дерева. Сначала решили сделать 14-кратное увеличение, но выглядело странно, не было сразу понятно, что это дерево. Тогда решили, что достаточно 7-кратного увеличения. Так мы могли узнать текстуру.

«Короче»«Короче»

— В этом фильме много метафор и интересных мыслей, а что для вас самое важное? О чем он должен рассказать зрителям?

— Я бы не хотел давать зрителям подсказок и объяснять, как надо трактовать картину. Гораздо лучше, когда люди сами предлагают свои идеи трактовки. Мне кажется, что даже сами Александр Пэйн и его соавтор Джим Тейлор иногда бывают удивлены этим трактовкам, потому что не задумывались о них, когда писали сценарий. Вот, например, самое простое: почему с некоторыми людьми позволено обращаться как с «маленькими», незначительными? Или взять идею, что, когда мы уменьшаемся, все наши проблемы, классовые и прочие конфликты остаются с нами, на своих местах. Это очень мудро, по-моему.

— Фильм в какой-то степени о разбившейся американской мечте, ведь благодаря уменьшению у людей появляется новый шанс.

— Да, определенно, это о тех людях, которые мучаются в их варианте американской мечты, и о том, как они пытаются добиться того, что, как им кажется, сделает их счастливее.

— Ну, и экология. Земле тяжело справляться с таким количеством людей. Впрочем, этот серьезный вопрос в фильме подан с юмором.

— Да, и очень важно, что мы наконец-то начинаем осознавать, что все наши поступки имеют последствия и что мы несем ответственность перед планетой, которую получили просто так и которую запросто можем потерять. Ведь первоначальный мотив для уменьшения — именно решение экологической проблемы, проблемы перенаселения и загрязнения окружающей среды. Мне нравится идея, что ты можешь сделать это из любви к природе, а не только из-за финансовых мотивов.

«Короче»«Короче»

— Вы успешный актер, у вас нет проблем с деньгами. Сложно, наверное, понимать проблемы, с которыми сталкиваются герои «Короче»?

— О, у меня была целая команда людей, которая помогала мне с этим. Не переживайте!

— Расскажите про «Субурбикон».

— Это очень мрачный и очень смешной фильм. Юмор братьев Коэн, помноженный на стиль Джорджа Клуни. Эта картина очень своевременна, как и «Короче». Несмотря на то, что действие происходит в 1950-е, она рассказывает о том, что происходит в США и прямо сейчас. За привлекательной оболочкой идеальной семьи скрывается отвратительная суть. Там много от Коэнов. Они писали сценарий сразу после «Просто кровь», и когда ты читаешь его, то понимаешь, что они должны были создать это, чтобы добраться до «Фарго», например.

Мэтт Дэймон, Джулианна Мур и Джордж Клуни / Фото: Надежда Вознесенская  для КиноПоискаМэтт Дэймон, Джулианна Мур и Джордж Клуни / Фото: Надежда Вознесенская для КиноПоиска

— Можете сравнить стиль работы Джорджа Клуни и Александра Пэйна на площадке?

— Они оба очень серьезно относятся к подготовке и очень внимательны к деталям. Все четко распланировано, никто не паникует и не повышает голос, в отличие от того, как это часто происходит на других площадках. Вы же видели разные съемки и знаете, какая атмосфера там бывает: «Мне нужно это! А нет, не надо! Давайте вернемся к первому варианту! Сколько я могу ждать эту треклятую вещь?!» Когда режиссеру кажется, что он выкидывает деньги на ветер, ничего не будет снято, и в итоге его вообще уволят. На площадках Джорджа и Александра (и некоторых других опытных режиссеров — Ридли Скотта, например) такого не бывает. Они точно знают, сколько нужно дублей для сцены, и спокойно работают в запланированном режиме. Никаких сверхурочных, никаких сюрпризов или игр. «Ты профессиональный актер, я расскажу тебе о том, что собираюсь сделать, и мы сделаем это вместе», — это самый практичный и комфортный способ режиссировать кино.

— И все же у каждого есть какие-то особенности.

— Конечно. Например, Александр очень конкретен в том, что он хочет получить. Он писал этот сценарий три года и успел прочувствовать каждую деталь. Съемки у него больше похожи на работу над пьесой, каждая мелочь уже прописана. Конечно, я могу давать ему какие-то рекомендации и делиться идеями, но по большей части я уже знаю, что ему нужно, и делаю это. Вообще работа режиссера похожа на работу обувного мастера: когда тот преподносит плод своего труда потенциальному покупателю, тот оценивает внешний вид и стиль, но если ты показываешь это коллеге, кому-то из индустрии, то получаешь только технические комментарии: «Вот здесь надо было прошить, тут доклеить, каблук пониже». Во время съемок мы не ведем бесед о том, какое значение имеет тот или иной образ, мы обсуждаем только технические моменты.

«Субурбикон»«Субурбикон»

— Александр Пэйн сказал, что вы единственный американский актер, который может сыграть любую роль. Вы тоже чувствуете себя способным на это?

— О, это так мило с его стороны. Мне он сказал: «Что в тебе хорошо, так это то, что ты не выглядишь как кинозвезда».

— Вы же снимались в его фильме сразу после «Джейсона Борна»?

— Да, и во время съемок «Борна» Александр звонил мне по вечерам и ворчал: «Надеюсь, что ты сейчас ешь макароны с маршмеллоу, потому что тебе нужно набрать вес. Мне не надо, чтобы ты выглядел как Джейсон Борн. Мне надо, чтобы ты выглядел как Пол Сафронек, и ты знаешь, что это значит!» И я знал, что это значит. Десять лет назад, когда «Короче» пытались запустить в первый раз, мою роль должен был играть Пол Джаматти. И мне очень льстит мысль, что Александр подумал обо мне после Пола. Мне действительно очень повезло с внешностью, потому что я могу пробовать разные образы, играть разноплановые роли. Некоторые кинозвезды такие красивые, что вы смотрите на них и не можете поверить, что они реальны. Им приходится надрываться, чтобы выглядеть обычными людьми, или приходится как-то дополнительно обыгрывать их красоту, дескать, ну да, он божественно прекрасный сантехник.

— Ну а вам приходится надрываться, чтобы выглядеть как кинозвезда, когда вы играете Джейсона Борна?

— Да, именно, и это очень сложно. Мне было 45 лет, когда я играл в «Джейсоне Борне». Помню, кто-то из моих ровесников спросил, каково это. «Оно не стоит того, — сказал я ему честно. — Шесть часов тренировок в день. Это нелепо и нереально. Есть люди, которые действительно выглядят как суперагенты, но это не я».

«Субурбикон»«Субурбикон»

— То, что вы не выглядите как кинозвезда, помогает вам как-то сохранять анонимность, дает больше свободы в частной жизни?

— Могу точно сказать, что мне живется гораздо легче, чем Бену Аффлеку. Его рост — 193 сантиметра, а мой — 177 см. Я могу надеть бейсболку и спокойно ходить по улицам, а он непременно привлекает внимание. Сначала люди видят высокого мужчину, а потом такие: «О, да это же Бен Аффлек!» И всё. Так что да, ему гораздо сложнее сохранять анонимность, в то время как я могу растворяться в толпе. Но знаете, кого мне никогда не удастся переплюнуть? Де Ниро! Вот уж самый незаметный человек в мире. У него потрясающая, почти магическая способность растворяться в пространстве. Мартин Скорсезе рассказал мне одну историю на съемках «Отступников». Как-то в Нью-Йорк приехал один французский режиссер — сейчас уже не вспомню, кто именно. Он позвонил Мартину и предложил поужинать вместе. Попутно он поинтересовался, не мог бы Скорсезе также позвать Де Ниро. Марти организовал отличный ужин, пригласил разных людей, и где-то через полтора часа французский режиссер решил уточнить: «Как ты думаешь, когда придет твой друг Роберт?» «Да он сидит рядом с тобой!» — ответил Марти. Де Ниро мог бы быть отличным шпионом.

— В связи с «Короче» и «Субурбиконом» вам постоянно задают политические вопросы. Журналисты видят в каждом фильме критику в адрес современной политической ситуации в США.

— Это не политические фильмы, в них нет никакого противостояния республиканцев и демократов. Они сняты для всех. «Короче» — это вообще универсальное зеркало, которое просто отражает ситуацию, не осуждая и не рассказывая людям, как им надо жить и что думать. Как и обычно, Джим и Александр там рассказывают о гуманизме. Сценарий был написан за десять лет до того, как Трамп стал президентом США. И я надеюсь, что этот фильм будет оставаться актуальным и через двадцать, и через сорок лет.

— Кстати, по поводу «Короче». Как вам работалось с вашей партнершей Хонг Чау? По-моему, она удивительна.

— Это была самая сложная роль в сценарии, и мы знали, что нам нужен кто-то особенный. Сыграть ее нужно было очень деликатно — слишком легко было скатиться в стереотипность. И Хонг Чау оказалась великолепна. Когда Александр прислал мне ее пробы, я сразу понял, что этот фильм получится гениальным. Она уже говорила на пресс-конференции, что для азиатской актрисы в Голливуде не так много интересных ролей. Обычно это невыразительные роли второго плана. И когда она увидела сценарий, где ее героиня была в центре повествования, то решила, что убьет за эту роль. Для меня это очередное доказательство того, как много прекрасных актеров не могут проявить себя, потому что им не предлагают интересную работу. Помните сцену, где она разговаривает с нами о том, чтобы поехать в Норвегию? Она начинает плакать и при этом, конечно, манипулирует нами. У меня мурашки по коже, когда я вспоминаю этот момент. Мы знали, что это очень важная сцена, и сели напротив Хонг Чау, чтобы обеспечить контакт, отыграть. И сняли с первого раза. Она сыграла свою часть, мы переглянулись, и Александр заплакал. На всякий случай мы записали еще один дубль (но использовали все равно первый), потом сняли нашу часть, и все было готово за 20 минут. Вся сцена. Понимаете, ей просто нужна была эта роль, чтобы раскрыться.

— А какие важные встречи были в вашей карьере?

— Ох, это сложный вопрос. Их было много. Например, когда Фрэнсис Форд Коппола дал мне роль в «Благодетеле». Или когда Кевин Смит отнес наш с Беном Аффлеком сценарий Харви Вайнштейну, и тот прочитал его и дал нам шанс. Это был очень важный момент. Если бы этого не случилось, возможно, вы никогда бы не услышали ни обо мне, ни о Бене.

— Там же была какая-то смешная история — он потребовал вырезать сцену секса?

— Ну да, у Харви было два замечания. Одно было серьезным, и мы его приняли, а второе звучало так: «Ну, вам, ребята, нужно будет вырезать эту сцену с минетом». Да, этот проект все поменял для меня. И, конечно, работа с Содербергом, с Ван Сентом.

— С Джорджем Клуни!

— Да, как актеры мы с Джорджем сделали вместе семь или восемь фильмов, если считать мое камео в «Признаниях опасного человека». Джордж красив, умен, богат, его так легко ненавидеть, но приходится любить.

На съемках фильма  «Субурбикон»На съемках фильма «Субурбикон»

— Зато вы можете дать ему пару советов, как растить детей (летом 2017-го Клуни стал отцом, его жена Амаль родила двойню — Прим. КиноПоиска). У вас-то их четверо уже.

— У него двойня — это совсем другое дело. Каждый раз, когда у нас появлялся ребенок, я говорил Люси: «Можешь представить, что их было бы двое?» Это другой мир.

— Может, теперь он уже не выглядит, как Джордж Клуни?

— Каким-то образом ему всегда удается выглядеть, как Джордж Клуни.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

9 сентября 20178
13 ноября 201726
5 октября 2017177
3 сентября4

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации