Кристиан Бэйл сражается с индейцами, Хелена Бонэм Картер — с системой, Сирша Ронан — с неудачей в постели, а Ева Грин — с Алисией Викандер.
«Недруги», как и «Женщина идет впереди», рассказывает о периоде жестокого противостояния коренного населения США с белыми колонизаторами в конце XIX века. Однако, в отличие от режиссера «Женщины» Сюзанны Уайт, Скотт Купер выбирает совершенно другую тональность, показывая мир, полный ненависти и жестокости с обеих сторон. В первых же кадрах несколько команчей нападают на мирную ферму, убивая ее владельца и снимая с него скальп. Жена убитого Розали Куэйд (Розамунд Пайк) пытается спасти двух дочерей и новорожденного сына, однако пули безжалостны. Оставив на земле тела девочек, Розали скрывается от преследователей в пещере, прижимая к груди тело сына. Тем временем команчи уже подожгли ее дом.
Мимо сгоревшей фермы, где Розали баюкает трупы детей, проезжает капитан Джозеф Блокер (Кристиан Бэйл). Суровый, искренне презирающий индейцев офицер с неудовольствием выполняет поручение начальства — везет умирающего от рака заключенного лидера племени шайеннов Желтого Ястреба обратно на историческую родину. Розали Куэйд, медленно отходя от шока, присоединяется к процессии, состоящей из закованных в кандалы шайеннов, их жен и сопровождающих их белых офицеров. На втором плане даже в небольших ролях сплошь знакомые имена — от Джесси Племонса и Питера Муллана до Бена Фостера и новичка, уже представлявшего в Торонто сразу три фильма — Тимоти Шаламе.
Их путь лежит в Монтану через территории, населенные как враждебными индейскими племенами, так и беглыми преступниками, и за процессией Блокера остается длинный кровавый след. «Недруги» — невероятно брутальное кино, и некоторые критики даже обвинили Купера в том, что тот буквально наслаждается льющимся с экраном насилием, свистящими пулями, вспоротыми животами и снятыми скальпами. «Вообще-то наш консультант по команчам сказал мне, что мы слишком мягко показали их на экране в открывающей сцене. В реальности все было бы куда жестче, — объяснил Купер зрителям на показе в Торонто. — Но мне не очень хотелось этого, особенно учитывая тот факт, что в роли дочерей Розали Куэйд снялись мои собственные дочки».
Удивительным образом «Недруги», в которых одни мужчины всю дорогу убивают других мужчин и «все друг другу недруги», оказываются едва ли не самым феминистским фильмом фестиваля. Только женщины в этом не знающем любви и сострадания мире Дикого Запада способны проявлять добрые человеческие чувства. Впрочем, эта точка зрения становится еще одной легкой мишенью для критики: тяга мужчин к проявлению силы — слишком простой ответ на один из самых болезненных вопросов американской истории.
Драма шведского режиссера Лизы Лангсет считалась одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля. Две отличные актрисы — Алисия Викандер и Ева Грин — предстают в роли сестер, одна из которых скоро умрет. Что может пойти не так? Однако несмотря на впечатляющие старания, «Эйфория» оказалась удивительно безжизненным фильмом. В самом начале картины художница Инес (Алисия Викандер) ждет в аэропорту Эмили (Ева Грин). Эмили выглядит нарочито болезненно, но Инес упорно не понимает, что происходит. Очевидно, что между сестрами никогда не было особенно теплых отношений, однако обе держат лицо. Когда Эмили привозит Инес в странный отель в лесу, за пределами страны, где их встречают Марина (Шарлотта Рэмплинг с несмываемой блаженной улыбкой) и люди в странных то ли кимоно, то ли халатах, Инес наконец-то начинает что-то подозревать.
Отель оказывается платным хосписом класса люкс, в котором богачи проводят свои последние дни так, как хотят — вне больниц и вдалеке от плачущих родственников. По окончании пребывания пациенты самостоятельно уходят из жизни с помощью сильного седативного препарата. Кто-то, как герой Чарльза Дэнса, закатывает в честь собственной смерти веселую вечеринку с концертом любимой группы, кто-то гуляет голышом и слушает классическую музыку, кто-то глушит отчаяние и боль алкоголем. У Эмили довольно эгоистичное последнее желание: она хочет разобраться в отношениях с сестрой, совершенно не думая о том, нужно ли это последней. Сестры ссорятся, мирятся, снова ссорятся, гуляют по зеленой территории, снова мирятся. Увы, «Эйфория» подменяет реальные отношения манипуляцией, а правдоподобные характеры — манекенами с написанными по учебнику мотивациями и травмами детства. Неудивительно, что Инес хочется сбежать из компании умирающих людей, а зрителю — из кинозала.
Мелодрама о неслучившемся по одноименному роману Иэна МакЮэна 2007 года — пример качественной литературы, удачно адаптированной к экрану самим автором. То же самое произошло и с «Законом о детях», премьера которого также состоялась в Торонто. Начало 1960-х, сексуальная революция только маячит на горизонте. Молодожены Флоренс (Сирша Ронан) и Эдвард (Билли Хоул) приезжают в отель на английском побережье. Их брак не очень-то равный. Он — из рабочей семьи, но закончил инженерный факультет Лондонского колледжа, она — из среднего класса и выпускница консерватории, талантливая скрипачка. Но влюбленные не обращают внимания на предрассудки старших поколений. Им предстоит первая брачная ночь. Оба нервничают, и почему-то с самого начала все идет не так. Действие постоянно прерывается флешбэками, объясняющими, как они познакомились и как развивались их отношения, а затем и эпизодами из их будущего.
Брак, увы, раскалывается там же, на живописном галечном пляже графства Дорсет, где первая семейная ссора и упрямство двух молодых идеалистов приводят к печальному итогу. Неудачный секс, взаимные обвинения, скрытые под маской пренебрежения страхи — так слово за слово Эдвард и Флоренс расходятся в разные стороны. Неслучившееся — отдельная тема в литературе, особо любимая русскими писателями и оттого потенциально близкая российской аудитории. Кажется, семейное счастье героев можно ухватить руками, потрогать, но несколько слов могут кардинально изменить траектории жизненного пути персонажей, еще пару минут назад уверенных в собственном будущем.
Сирша Ронан и Билли Хоул растворяются в своих героях и умудряются быть убедительными даже в нарочитом пластическом гриме, играя Флоренс и Эдварда в пожилом возрасте. «На берегу» — дебют в кино театрального режиссера Доминика Кука, однако сделан он мастерски, если не считать уже упомянутого пластического грима, и наверняка понравится поклонникам МакЮэна. Разочаровать может только чересчур сентиментальный финал.
В новом фильме Билле Аугуста Хелена Бонем Картер играет больную шизофренией Элеанор Риз, которая в 1987 году выиграла суд у врачей психиатрической больницы, принудительно вводивших ей повышенные дозы медикаментов. При помощи адвоката Колетт Хьюз она доказала, что является вменяемой и способной самостоятельно принимать решения относительно лечения, учитывая, что медикаменты вызывают серьезные побочные эффекты на весь организм. Из-за проблем с почками Элеанор скончается через несколько лет после победы. Решение суда повлекло за собой изменения во всей системе подхода к лечению пациентов с ментальными нарушениями. История важная, но не то чтобы захватывающая, и фильм Аугуста не делает ничего, чтобы сделать ее таковой.
После очередного унизительного заточения (в одиночной палате с матрасом на полу, без возможности сходить в туалет и нормально спать) Элеанор (Бонем Картер) звонит в службу защиты прав пациентов. На следующий день в больнице появляется аккуратная Колетт (Хилари Суэнк). Ее будущая клиентка, нервно ходя из угла в угол, недоверчиво осматривает убранные в пучок волосы, туфли на низком каблуке, блузку в полоску, строгую юбку-карандаш и спрашивает: «А у вас есть опыт?» «Я два года занимаюсь защитой прав пациентов психиатрических клиник», — широко улыбаясь, отвечает Колетт. «Ты что, тормозная? Как-то ты старовата для начинающего адвоката. Мне тормозной адвокат не нужен!» — с присущей ей непосредственностью объявляет Элеанор.
Хелена Бонем Картер в привычном для себя образе эксцентричной и остроумной женщины с растрепанными волосами — сердце и душа фильма, довольно сухо восстанавливающего реальную хронологию событий. Картина Аугуста старается балансировать между историей неожиданной дружбы Элеанор и Колетт и классической судебной драмой, однако температуры конфликта в обоих случаях недостаточно, чтобы поддерживать зрительский интерес. Юмора и харизмы Бонем Картер хватает едва-едва. В целом же картина напоминает тяжелый подъем по 55 ступенькам — именно столько пришлось преодолеть опухшим ногам Элеанор на пути к залу суда, — который скрашивает компания мудрой и веселой женщины, умеющей не только постоять за себя, но и позаботиться о других.