Вкратце о «Кингах» с Дэниэлом Крэйгом, сатире от Эминема о рэп-баттлах, драме от режиссера «Стрингера» с Дензелом Вашингтоном, экранизации комикса и истории запретной любви, разыгранной Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс.
Чилиец Себастьян Лелио уже отличился в этом году на Берлинском фестивале. Его «Фантастическая женщина» получила приз за лучший сценарий. Свой англоязычный дебют режиссер привез в Торонто. Его тихая драма в приглушенных тонах получила признание критиков, но ждать ее выхода в российский прокат, увы, не стоит.
Ронни (Рэйчел Вайс) работает фотографом в Нью-Йорке и снимает старика в татуировках, когда узнает о смерти отца. Она не сразу берет билет в Лондон — бродит по городу, занимается сексом с незнакомцем, катается с отрешенным лицом на катке. Отец Ронни — раввин, умерший прямо в синагоге во время разговора о силе воли и свободе. При этом своей дочери он ничего не завещал — об этом Ронни узнает уже в Лондоне. Из еврейского сообщества она сбежала из-за романа с Эсти (Рэйчел МакАдамс), которая сейчас замужем за сводным братом Ронни, Дэвидом (Алессандро Нивола). Он надеется, что смог исправить жену-лесбиянку, но с появлением Ронни Эсти меньше всего хочет думать о муже.
Как и в «Фантастической женщине», в «Неповиновении» Лелио показывает женщин в непростых обстоятельствах и рассказывает об отношении общества к ним. Вряд ли его англоязычный дебют удостоится того же внимания, что и призер Берлинале, но картина у него получилась тонкая, нежная и с надеждой в финале.
Один из самых отвязных фильмов Торонто — комедия о белом мальчике, внезапно ставшем звездой рэп-баттлов. Фильм ставил Джозеф Кан, режиссер очень любопытной (и еще более отвязной) картины «Наказание». Шесть лет Кан снимал видеоклипы, короткометражные фильмы, а теперь в сотрудничестве с продюсером Эминемом сделал практически его биографию.
Адам Меркин (Кэлам Уорси) — сын преподавателя литературы, фанат русских писателей (носит футболки с Достоевским и Набоковым, обожает «Братьев Карамазовых»), но свою работу пишет на тему поэзии в рэп-баттлах. В самом начале он объясняет своей подруге Майе (и заодно зрителю) особенности этих современных поэтических вечеров, куда его приводит звезда баттлов Бен Грим. После очередной победы Бен выходит с Адамом на парковку, где на них нападает какой-то молодой рэпер с требованием сразиться прямо сейчас. Бен вяло отмахивается, но Адам находит в себе ресурсы ответить заносчивому парню (и не только классикой «Твоя мамаша такая жирная»).
Постепенно Адам становится звездой баттлов, но за славой приходят последствия. Оскорбления, которыми сыплет Адам, может, и кажутся ему «всего лишь словами», но Майя не выдерживает прорывающуюся наружу агрессию юноши, а на кампусе и вовсе в ужасе от его выступлений. В своем последнем баттле Адам вытащит на свет личные тайны Бена Грима и окончательно перестанет быть хорошим мальчиком. Финальные титры под песню Эминема «My Name Is» довольно толсто намекают на будущую карьеру Адама.
Сценарист Алекс Ларсен известен под псевдонимом Кид Твист. Десять лет в рэп-баттлах закалили его до написания едкого и точного исследования мира, который для себя открыли в этом году многие россияне. Когда Ларсен не бьет соперников словами, он работает дизайнером видеоигр. Судя по Bodied, ему смело можно оставаться в сценарном деле. Фильм Кана очень зубастый, яркий, смелый и, как говорится, заставляет задуматься, как язык определяет наше поведение и восприятие мира.
В прошлом году в Торонто показывали слезовыжималку «Голос монстра», где мальчик пытался справиться с неминуемой утратой матери посредством общения с древесным великаном. «Я убиваю великанов» — это практически его парафраз, но с девочкой в главной роли и с комиксом в основе.
Барбара — типичный аутсайдер. Брат называет ее «королевой задротов», потому что она не только предпочитает настольные игры видеоиграм, но и живет в своем мире. Она готовит специальные приманки для гигантов, которые водятся в лесу, и твердо намерена сразиться с монстрами. Школьный психолог (Зои Салдана) пытается достучаться до девочки и понять, что с ней происходит. Но Барбара упорно остается во власти иллюзий. Когда же в дом поблизости переезжает семья из Великобритании, Барбара находит подругу в новенькой — София просто не знает об особенностях девочки и пытается защищать ее от агрессивных девчонок в школе.
Естественно, великаны в фильме олицетворяют беду: у Барбары давно и смертельно больна мать, а старшая сестра (Имоджен Путс) уже сбилась с ног в попытках найти у Барбары понимание и помощь. История не новая, но Андерс Вальтер Хансен подходит к адаптации комикса с пониманием. Детям бывает трудно справиться с тяготами мира. Так и рождаются вымышленные монстры и чудища, которых можно победить, если у тебя с собой в сумочке есть увеличивающийся волшебный топор. Милое, красивое и слезовыжимательное кино. Но без особых изысков.
Дэн Гилрой в 2014 году привозил в Торонто ленту «Стрингер», где Джейк Джилленхол виртуозно перевоплотился в слизняка с видеокамерой. Его новую работу очень ждали, но, к сожалению, «Роман Израэл» не оправдал надежд зрителей. После премьеры в Торонто многие даже не стали дожидаться выхода на сцену режиссера и Дензела Вашингтона, поспешно покидая места со словами «Что за ерунду я посмотрел?».
Роман Израэл (он настаивает на именовании себя эсквайром) работает юристом, но оказывается в непростой ситуации, когда его начальник впадает в кому. Новый руководитель (Колин Фаррелл) не горит желанием работать с ним: у Романа репутация сложного человека. Он как будто застрял в прошлом, и все новое, включая приличную прическу, ему чуждо. Израэл обычно оставался в тени, все вопросы с клиентами улаживал его босс. Но сейчас ситуация меняется, и слегка аутичному Роману приходится начинать общение с миром. Порой это забавно: герой Вашингтона на полном серьезе говорит какие-то абсурдные вещи, но в общем и в целом причина его феноменальной памяти, равно как и редкостной принципиальности, остается загадкой. Поэтому когда Роман все же поступается своими жизненными установками и получает выкуп, обещанный за преступника, становится понятно: добром это не кончится.
«Роман Израэл» не очень понимает, зачем он существует. В его истории нет жизни, равно как и в плеере героя нет современной музыки. Но тем, кто очень любит смотреть на Дензела Вашингтона, фильм может и приглянуться.
Еще одно разочарование Торонто — англоязычный дебют турчанки Дениз Гамзе Эргювен, чей «Мустанг» был обласкан критикой и номинировался на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Действие развивается в Лос-Анджелесе в 1991 году. По телевизору показывают судебный процесс над полицейскими, избившими чернокожего таксиста Родни Кинга. Он очень навязчиво появляется во время фильма, как будто Эргювен считает, что каждый зритель в зале — аналог рыбки Дори. Милли (Холли Берри) живет в Южном Централе, печет пироги и тортики на заказ и предоставляет убежище темнокожим детям, оказавшимся волею судеб на улицах. В ее квартире проживают как совсем малыши, так и подростки. Сама же Милли почему-то грезит о соседе-англичанине (его играет Дэниэл Крэйг, не понимающий, как он оказался в этой истории) и даже видит о нем эротические сны (пожалуй, самая дикая сцена фильма). Но вот какое дело: большая часть сюжета сосредоточена на мальчике Джесси, который влюбляется в девочку Николь, острую на язык и довольно наглую. Николь нравится другой, но этот нелепый любовный треугольник так и не получит должного разрешения. «Кингов» бросает из крайности в крайность, режиссер как будто не знает, какая история для нее важнее, и в результате герои Берри и Крэйга выпадают из фильма на добрые 20 минут.
Разносить непонравившееся кино обычно легко. Гораздо труднее объяснить, чем фильм привлекает. Но «Кинги» получились настолько нелепыми, что остаются вопросы: куда смотрели продюсеры и почему Берри и Крэйг подписались на этот сумбурный, рваный и абсолютно неинтересный фильм? Пусть тематика его и важна, но исполнение не просто хромает — оно сломало обе ноги и лежит ничком на тротуаре.
Песня Билла Уизерса «City of the Angels», открывающая фильм, пожалуй, лучшее, что в нем есть. Давайте ее послушаем.