Снимать за свои или ждать поддержки Минкульта, без ведома продюсера включать в саундтрек Хаски и Антоху MC или идти на уступки?
Программа основного конкурса 25-го кинофестиваля «Окно в Европу» почти полностью состояла из режиссерских дебютов. Поскольку сами картины получились очень разными, КиноПоиск поговорил с дебютантами, чтобы выявить разницу в подходах к съемкам первого игрового фильма.
Профессиональный опыт: Инженеры, врачи и журналисты
В большинстве своем участвовавшие в конкурсе режиссеры-дебютанты имеют кинематографическое образование, однако их опыт работы в индустрии сильно разнится. За плечами Александра Ханта операторский факультет Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения и режиссерский факультет ВГИКа. Фильмография Ханта включает пять короткометражных фильмов: документальный «Питер, Петербург», а также постановочные «Ужин», «В опере», «Пытка» и «Гость». Лента Александра «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» в Выборге удостоилась Гран-при и заняла второе место в конкурсе «Выборгский счет», где учитываются голоса зрителей.
Петр Тодоровский, представитель знаменитой кинодинастии, окончил факультет журналистики МГУ и несколько лет работал редактором. До режиссерского дебюта Тодоровский уже писал сценарии, в частности принял участие в работе над альманахом «День до», показанным в Выборге вне конкурса год назад. Комедийная мелодрама Петра «Лавстори» на 25-м «Окне в Европу» была отмечена призом президента фестиваля.
Роман Жигалов —
инженер по первому образованию (диплом получен в Архангельском техническом университете). Позже он отучился в мастерской режиссуры игрового кино Всероссийского института переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Госкино. Его драма «Лес» была признана в Выборге лучшим дебютом.
Ольга Попова — обладательница двух режиссерских дипломов. Первый был получен во ВГИКе в 2011-м, второй — в Университете Южной Каролины в 2015-м. В качестве актрисы Попова снималась у Ренаты Литвиновой и у своей матери Веры Сторожевой. Попова также сняла две короткометражки по собственным сценариям — «В теме» и «Кафка». Полнометражный дебют Ольги «Девушка с косой» в Выборге получил награду за лучший актерский ансамбль.
Федор Константинович, представивший на фестивале криминальную ленту «Добрый вечер», учился на двух факультетах ВГИКа — продюсерском и сценарном. Сразу после получения образования попал в «реальную киноиндустрию» — занимался монтажом, постпродакшеном, снимал короткометражки. Чуть позже, в 2013-м, получил режиссерский диплом на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Как и Тодоровский, Алексей Камынин получил образование на журфаке МГУ и уже потом окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В качестве репортера сотрудничал с телеканалами «Дождь» и «Россия-1», в качестве автора — с изданиями «Слон» и GQ. Интересовался документалистикой, но затем предпочел художественное кино. Дебютная постановочная короткометражка «Это не я» в 2015-м была показана на «Кинотавре». 28-летний Камынин считает, что за полный метр стоило взяться ранее, лет в двадцать, чтобы к своему возрасту «наснимать много плохих фильмов и начать снимать хорошие, уже не совершая старых ошибок». В Выборг Алексей привез детективную драму «Ложь или действие».
Иван Болотников — дебютант, стоящий в конкурсе особняком. Первый диплом получил на историческом факультете МГУ, затем окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов. В начале 2000-х мастер Болотникова на курсах Алексей Герман позвал Ивана работать режиссером-стажером на съемочной площадке ленты «Трудно быть богом». С середины 2000-х Болотников работал как режиссер-документалист, снимая фильмы преимущественно по собственным сценариям. Полнометражный игровой дебют Болотникова «Хармс» в Выборге получил спецприз жюри «За высокий уровень визуально-музыкального решения».
Константин Шелепов — единственный дебютант без профильного образования: он получил диплом по специальности «лечебное дело» в Санкт-Петербургском медицинском университете имени Павлова. Тем не менее первый игровой короткий метр «Небо видело все» он снял еще в 2011-м. Шелепов признает, что учился снимать непосредственно во время затянувшейся на годы работы над полнометражным дебютом — фантастическим боевиком «Цензор».
Выбор материала: Нельзя просто взять и отказаться от Хармса
Многие режиссеры, снимающие первый игровой полный метр, предпочитают работать с собственным материалом. В качестве авторов сценария дебютных полных метров выступили Федор Константинович, Роман Жигалов и Петр Тодоровский, а в соавторстве над сценариями работали Алексей Камынин (с Егором Никитиным) и Иван Болотников (с Сергеем Соловьевым).
Тодоровский рассказывает, что в его случае на выбор материала повлиял случай. Изначально он писал «Лавстори» не для себя. Предполагалось, что сценарий будет продан, но в итоге нашелся продюсер, предложивший Петру самостоятельно взяться за постановку. Для Константиновича, напротив, было важно снимать дебют по собственному сценарию: «В противном случае я должен был бы на 200% чувствовать материал. Режиссер — это по определению и продюсер, и автор сценария, и актер. Его функция — быть всем. Взял чей-то сценарий — он должен стать твоим».
Автор «Хармса» Иван Болотников еще в 2005 году подготовил для телеканала «Культура» ленту о том же самом Данииле Хармсе и тогда же задумался о фильме постановочном. Собственно, игровой дебют Ивана состоялся так поздно именно из-за того, что все эти годы кинематографист вынашивал сценарий.
«Я человек упрямый, не мог никак отказаться от Хармса, считал своим долгом сделать это кино. Возможно, звучит несколько выспренно, но это правда», — говорит он. Однако в его словах нет напыщенности, в них чувствуется увлечение, особенно когда он переключается на обсуждение деталей из фильма, которые рядовой зритель вряд ли заметит самостоятельно: «У нас в фильме снимается настоящий чемоданчик Друскина — тот самый, который в кадре собирает актер Дариус Гумаускас». Ценность предмета понятна: именно в этом чемодане входивший в ОБЭРИУ философ и искусствовед Яков Друскин сохранил рукописи Хармса, благодаря чему наследие писателя добралось до сегодняшних читателей.
Александр Хант, снявший все предыдущие короткометражные ленты по своим сценариям, на этот раз работал со сценарием Алексея Бородачева и считает, что так было лучше. «Это дает возможность не смотреть на историю замыленным взглядом, а копать ее заново», — объясняет режиссер «Витьки Чеснока».
Сценарист «Цензора» — Иван Тропов, автор рассказа, вдохновившего Шелепова на создание фильма. В титрах «Девушки с косой» автором сценария значится Виктория Бугаева, но Попова подчеркивает, что сценарий писался непосредственно под нее и с ее участием.
Финансирование и работа с продюсером: Гни свою линию
Некоторые дебютанты предпочли вложить в производство фильмов собственные средства, но это не всегда объясняется желанием получить творческую свободу. Камынин предполагал, что сумеет уложиться в определенную сумму, и только в процессе работы над картиной понял масштаб бедствия. В результате нашелся продюсер, предоставивший дополнительные средства, но оставивший за Камыниным право финального монтажа. Бюджет ленты «Ложь или действие» составил один миллион рублей, что в два раза превысило предварительную оценку режиссера. Жигалов, напротив, заканчивал «Лес» за собственные деньги. Часть суммы, выделенной на фильм министерством культуры, до проекта просто не добралась — авторы ленты предпочитают не раскрывать подробности случившегося.
На собственные деньги отсняли и первые сцены из «Цензора». Это было необходимо для того, чтобы подготовить рабочий трейлер и уже с его помощью запустить краудфандинговую кампанию. «Краудфандинг — особая история. Им надо заниматься, то есть постоянно показывать, что с проектом что-то происходит, убеждать людей, что они жертвуют деньги не на пустые обещания», — объясняет Шелепов.
В случае с «Цензором» кампаний было две. Сбор средств на сайте Boomstarter.ru проходил в 2013-м и принес создателям фильма чуть более полумиллиона рублей. Акция на Planeta.ru завершилась в феврале 2015-го, и ее результат — один миллион рублей. Общий бюджет фильма продюсеры не разглашают, но подчеркивают, что собранные в интернете деньги занимают в его структуре значительное место. Шелепов добавляет, что именно краудфандинг, выбранный в качестве метода финансирования, стал одной из причин, затянувших работу над проектом. Ведь первая встреча с Иваном Троповым, автором двух рассказов, положенных в основу сценария, состоялась еще в 2012-м. Однако сами кампании были разнесены во времени, чтобы начать вторую, потенциальным инвесторам требовалось что-то показать. Шелепов сделал новый трейлер, на подготовку которого были потрачены собранные на Boomstarter.ru деньги.
Никто из дебютантов не жалуется на продюсерский гнет. Болотников говорит, что ему была предоставлена полная свобода, и называет Андрея Сигле уникальным продюсером. «Девушку с косой» продюсировала режиссер Вера Сторожева, мать Ольги Поповой. «Это продюсерам со мной было трудно, а не мне с ними», — смеется Ольга. И «Хармс», и «Девушка с косой» снимались при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.
Наибольшее число вопросов о взаимодействии с продюсерами досталось Петру Тодоровскому. Многие журналисты сочли, что без финала, появившегося по совету продюсеров, лента была бы лучше. Однако сам режиссер готов поручиться за обе концовки, хотя и считает, что в «Лавстори» важны совсем не они. «Важнее игра актеров, то, как Александр Петров и Вильма Кутавичюте существуют в кадре. То, как двое людей куда-то едут, говорят друг другу какую-то ерунду, а при этом между ними что-то происходит», — поясняет Петр.
Тодоровский не отрицает, что определенные договоренности с продюсерами существовали, но рамки оказались достаточно широкими. Сценарий ему позволили переработать восемь раз. Например, сцены общения главных героев с невидимым интервьюером появились в картине не сразу. Тодоровский не отрицает, что этот прием использовался ранее миллион раз, и ссылается на работы Вуди Аллена и Ингмара Бергмана, но считает, что такие эпизоды усилили фильм. Кстати, Петр призывает воспринимать их не как интервью героев с настоящим журналистом, а скорее как разговоры с внутренним голосом, с жизнью, с судьбой.
Самая забавная ситуация сложилась с «Витькой Чесноком». Хант рассказывает, что не чувствовал никаких ограничений со стороны продюсеров до тех пор, пока не начал искать музыкальное решение для фильма. Вариантов у Александра было множество: балалайка, Гершвин, группа «Белый острог», Ираида Юсупова. В определенные моменты каждое из этих решений казалось самому режиссеру идеальным, однако у продюсера Федора Попова все они вызывали заметно меньший энтузиазм. В результате Хант решил использовать в фильме музыку, которую мог бы слушать сам главный герой Витька Чеснок, то есть русскоязычный рэп: композиции группы «Грибы», Хаски, Антохи MC. Хотя со всеми исполнителями Александр наладил личный контакт и в результате треки достались ему либо бесплатно, либо за небольшие деньги, одобрение со стороны Попова он не получил. Было решено, что картину представят зрителям с минимальным музыкальным сопровождением. «Мы вроде бы договорились, и потом без ведома Федора я всю музыку вернул обратно. Уже в Карловых Варах на просмотре он вдруг обнаружил, что музыка есть», — рассказывает Александр. К «Окну в Европу» Хант и Попов этот вопрос «обсудили и примирились».
Аудитория и продвижение: Перед кем махать руками?
Аудиторию своих фильмов дебютанты в большинстве случаев видят достаточно неоднородной. В частности, Попова говорит о «людях, уставших от обычных новогодних фильмов», Константинович — о людях любого возраста, обладающих «интересом к кино и желанием свободно мыслить». Жигалов рассчитывает на «думающего зрителя — и молодого, и постарше». Даже «Хармс», предположительно ориентированный на тех, кто знаком с творчеством писателя, по мнению Болотникова, может претендовать на более широкую аудиторию, которой просто не чужда парадоксальность мышления. «Для тех, кто уже знает Хармса, фильм может показаться менее интересным: у них есть представление о том, каким он (писатель) должен быть», — добавляет режиссер.
Отдельный случай — «Цензор», создатели которого установили контакт с потенциальным зрителем еще во время работы над проектом. Хотя кампании по сбору средств давно завершились, авторы продолжают вести активную деятельность в соцсетях. Группа фильма во «ВКонтакте» объединила почти 12 тысяч подписчиков. Аналогичная страница в Facebook реже обновляется и пользуется меньшим спросом (около четырех с половиной тысяч подписчиков).
Многие режиссеры полагаются на фестивальные показы, а также говорят о возможном прокате фильма в интернете. При этом дебютанты осознают, что путь их фильмов к зрителю будет непростым. «Вопрос проката русских фильмов — это вопрос большой работы. Даже если ты снял хорошее кино, рассчитывать на сарафанное радио не приходится. Думаю, дело за нами. Мы сами должны понять, что делать, перед кем махать руками, чтобы ленту заметили», — подытоживает Хант.