Актер Дуглас Фэрбенкс спас жизнь режиссера, Германия скупает кинопленку для создания взрывчатки, а также другие события мира кино столетней давности.
Месяц назад КиноПоиск запустил новую рубрику — «Картина дня 100 лет назад» с обзором событий из мира кино, которые произошли ровно век назад. Первый выпуск посвящен июню-июлю 1917 года, новый — новостям июля-августа.
Пожар на студии Pathe
Пожар, начавшийся по неизвестной причине в хранилище чикагского отделения Pathe, уничтожил ценной пленки на 500 тыс. долларов и причинил ущерб зданию на 150 тыс. долларов. «Многие уничтоженные пленки, — рассказал представитель Pathe С. В. Банн, — были уже раскрашены и не подлежат восстановлению». Только четверо сотрудников студии в это время находились на этаже. Прогремело четыре взрыва, двери хранилища выбило ударом. Пожарным с трудом удалось погасить пламя. И все же они смогли предотвратить распространение огня с шестого этажа на пятнадцатый, где расположено отделение Universal, и на восемнадцатый (отделение Mutual), где хранятся пленки стоимостью многие тысячи долларов (Exhibitors Herald, июль).
«Пиковую даму» Протазанова показали в Вашингтоне
«Пиковая дама» Якова Протазанова впервые показана в Вашингтоне. Уникальная история и актерские работы получили высокую оценку дипломатов на специальном показе. Первый из пятидесяти необычных русских фильмов, недавно привезенных в страну Натаном Капланом, был показан в зале отеля «Уиллард» на приеме в честь посла Бориса Бахметева, недавно возглавившего русское представительство. «Пиковая дама» стала гвоздем программы. Сценарий фильма, как утверждает американская пресса, написан Пушкиным, одним из величайших русских поэтов, а музыка взята из оперы Чайковского, которая была поставлена шесть лет назад в Метрополитене и принята крайне благосклонно. Каплан даже привез на показ русский симфонический оркестр из Нью-Йорка. Другие русские фильмы также демонстрируют выдающиеся актерские работы и иллюстрируют произведения таких литературных мастеров, как Пушкин, Толстой, Островский, Тургенев, Андреев. Их давно читают и любят в Америке (Exhibitors Herald, Motion Picture News, июль).
Новый фильм Мэри Пикфорд запретили в Чикаго
В середине июля чикагские цензоры отклонили новую картину Мэри Пикфорд, которая показалась им излишне антипрусской. «Фильм может вызвать волну протестов — он так жестко обличает немецкий милитаризм, что ленту нельзя показать в Чикаго», — говорится в заявлении. Вот великолепный пример того, как работает цензура: «Маленькая американка» Пикфорд не понравилась майору Фанкхаузеру. Несправедливо предполагать, что происхождение майора, на которое намекает его фамилия, стало причиной предубеждения против фильма, но также несправедливо его запрещать, ставя под вопрос патриотизм создателей. Дистрибьютор Artcraft Pictures намерен отстаивать дело в суде, а их представитель Макс Голдштейн заявил: «Картина проамериканская, и каждый американец должен ее увидеть. Мы не остановимся, пока не получим разрешение на показ». Разрешение в итоге было получено 21 июля (Exhibitors Herald).
Чаплин получит гонорар в 1 млн долларов
Чаплин подписал контракт с First National New Circuit на сумму в 1 млн долларов. Представители компании пока хранят молчание, но в Лос-Анджелесе слухи подтвердились: договор на восемь картин, гонорар в 1 млн долларов, плюс бонус в 75 тыс. долларов. Сейчас Чаплин работает над своей последней картиной для студии Mutual. По его словам, это будет бурлескная версия вестерна. Затем он возьмет перерыв на месяц и вернется к работе в октябре. Вероятно, заявленная сумма станет самой крупной когда-либо выплаченной актеру, а возможно, и вообще кому-либо в мире. На студии Mutual Чаплин получал 670 тыс. долларов в год и недавно отказался возобновить контракт на 12 картин с зарплатой в 1 млн долларов в год. Мистер Дж. Д. Уильямс, руководитель First National, заявил: «Мы считаем Чаплина величайшим комиком в мире. Комедии особенно важны сегодня, когда над нами нависает мрачная туча войны. Надеюсь, Чаплин продолжит именно то, что так успешно умеет делать» (Exhibitors Herald и Motion Picture News, конец июля).
В Сан-Хуане выбрали любимых киноактеров
Интересны данные опубликованного на днях конкурса кинема-артистов. Наибольшее количество голосов за право называться звездой экрана получила Перл Уайт (1917 голосов), затем Рут Роланд (1764 голоса),
Грэйс Кунард (1090 голосов). Франческа Бертини получила всего лишь 11 голосов, а Чарли Чаплин — 60 голосов («Синефоно», 1917, № 13—14).
Из-за жары в кинотеатрах сделали душ
Страшная жара, царящая в этом летнем сезоне в Колорадо, заставляет театровладельцев прибегать к мерам, которые неизвестны в больших европейских городах. Официально разрешено мужчинам и дамам присутствовать на сеансах в купальных костюмах, в особых отделениях при фойе устроено несколько холодных душей, где за минимальную плату посетитель может освежиться в промежутке между демонстрированием картин. Особые вентиляции, брызгающие веера — все это отчасти способствует охлаждению температуры, доходящей на улице до 43 градусов Реомюру [53,8 градуса по Цельсию — Прим.ред.] («Синефоно», 1917, № 13—14).
«От Тихаго до Атлантическаго океанов»
Под таким заглавием демонстрируется сейчас в Англии с огромным успехом научная серия картин, снятых капитаном Беслеем во время его беспримерной по отваге и риску экспедиции от Тихаго до Атлантическаго океанов через неизведанные местности Южной Америки. Снимки интересны еще тем, что все они безукоризненны, несмотря на почти немыслимые для съемки условия. Целью экспедиции было установить местонахождение начала реки Амазонки, разыскать неизведанные до сего местности Перу, Эквадора и Бразилии, а также позаботиться о розыске и судьбе прежней экспедиции, о которой носились слухи, что все члены ее уведены в плен индейцами. Непостижимо, как в такой температуре, при таких трудностях могли так долго и хорошо сохраняться негативы фильма. Капитан Беслей возвратился из экспедиции, разыскав в ней трех из своих товарищей, которые стояли во главе первой экспедиции и считались уже погибшими («Синефоно», 1917, № 13—14).
Каким будет финал «Падения Романовых»?
Разноречивые сообщения о конце бывшего правителя империи — в России сейчас происходит невероятное количество событий — задерживают завершение картины ирландца Герберта Бренона. Сначала режиссер планировал закончить фильм сценой, в которой царь получает известия о захвате железнодорожной станции. Но вскоре последовали противоречивые новости: царь копает картошку под Петроградом, переодевшись в крестьянина; царь присоединяется к движению почвенников; царь брошен в тюрьму; царь погиб. Мистер Бренон и вся съемочная группа с нетерпением ждут окончательных вестей из России. Режиссер хочет сделать исторически точный и достоверный фильм (лента не сохранилась — Прим. ред.), который можно будет смотреть не только в Америке, но и в России. Поэтому Бренон вызвал множество русских экспертов, они помогают ему с деталями, например, религиозных церемоний или государственных собраний. Царская соболиная мантия, скипетр и держава были скопированы с оригинала (Exhibitors Herald, июль-август).
Английская королева любит кино
Вдовствующая королева Александра очень интересуется кинематографом. Она еженедельно посещает электротеатр «Мальборо-Гоуз», где имеет свою собственную ложу. Часто из королевского дворца по телефону справляются в кинематографе: какая назначена на данный день программа? Любимейшей артисткой королевы считается Эллен Терри («Проэктор», 1917, № 9—10).
Красный Крест хочет, чтобы кинотеатры работали дольше
Американский Красный Крест обратился к государственному совету обороны с просьбой посодействовать кинотеатрам как можно дольше оставаться открытыми, чтобы как можно больше людей смогли их посетить. Там они увидят патриотические ленты и не только отдохнут душой от повседневных забот и тягот нашего времени, но и получат дельное руководство к действию, укрепление своих патриотических чувств (Motion Picture News, июль).
«Аборт» в пяти частях будет показан в России
«Акционерным обществом Г. И. Либкина» получена из Америки сенсационная картина «Аборт» в пяти частях, выдержавшая в Чикаго в одном из самых больших театров месяц беспрерывной постановки. Картина ярко бичует постыдные явления наших дней — аборт и тех беззастенчивых специалистов-докторов, которые улавливают в свои сети «секретно беременных».
Из других новостей компании: закончена постановка картины «Дезертир-провокатор». В фильме выведен маменькин сынок, правдами и неправдами устранившийся от воинской повинности в охранном отделении. Кара, постигшая героя, вполне заслужена. В то время как после революции документы охранки были сожжены, счастливый молодой человек, считая себя в безопасности, женится, случайно найденный документ уличает его, и его арестуют в самую торжественную минуту его жизни — во время свадебного пира («Синефоно», 1917, № 13—14).
Вышла книга «Как писать для кино: Руководство»
Автор книги — Маргерит Бертш, стоимость — $ 1,50. Мисс Бертш в течение долгого времени работала в сценарном отделе студии Vitagraph, затем стала монтажером и режиссером. В книге, которая, по мнению Motion Picture News, стоит внимательного прочтения не только работниками индустрии, автор рассматривает многие аспекты кино с самых разных углов. Вот названия некоторых глав: «Субтитры», «Субтитры как искусство», «Длинные и короткие сцены», «Экономия в декорациях». В главе, посвященной сюжету и истории, мисс Бертш поднимает важный вопрос соотношения знакомого, привычного для зрителя и нового, необычного. Она заключает: «Любой ход должен быть оригинальным даже в рамках своей неоригинальности».
Главное в фильме — это сценарий
Большую надежду вселяет тот факт, что наконец всеобщее признание получило непопулярное прежде мнение: история — это ключевой элемент фильма. До недавнего времени считалось, что успех кинофильма зависит только от присутствия яркой звезды, хорошей режиссуры или чего-то еще. Но раз за разом подтверждается правило: фильм практически с любой звездой, но которому не удается эмоционального увлечь зрителя фабулой, получается плоским и неприбыльным.
Сегодня нет такой большой звезды, которая могла бы помочь фильму справиться со слабой историей. Зрители теперь хотят видеть звезд в ролях, которые привлекательны сами по себе, верны жизни, убедительны. Постоянное настойчивое требование использовать в кино реальные истории не может не иметь самого благотворного влияния на индустрию (Exhibitors Herald, июль).
Дуглас Фэрбенкс спас своего режиссера
Стало известно, что Дуглас Фэрбенкс спас жизнь своему режиссеру Джону Эмерсону, когда тот упал за борт и чуть не утонул около острова Санта-Каталина (Калифорния). Сначала казалось, что Эмерсон разыгрывает окружающих, но мистер Фэрбенкс осознал всю серьезность положения, кинул ему спасательный жилет и сам бросился в воду. Когда режиссера вытащили, он был без сознания, но все закончилось хорошо (Motion Picture News, июль).
За продакт-плейсмент придется платить кинотеатрам
Американская кинотеатральная ассоциация намерена брать плату за появление рекламы — визуальной или звуковой — на экране. Представитель компании заявил, что это делается для защиты кинотеатров: «Во многих комедиях и драматических фильмах появляется множество узнаваемых вещей — несомненно, с рекламным эффектом. Продюсерам, в свою очередь, предлагается вести переговоры с компаниями-производителями». Деньги пойдут в казну ассоциации и на развитие рынка показа (Exhibitors Herald от 4 августа).
Клевета на Ленина — недопустима!
Самарский городской комитет РСДРП(б) принял постановление о принятии мер против демонстрации «контрреволюционного клеветнического фильма» «Ленин и Ко», направленного против большевистской партии. Решено «обратиться в рабочую секцию Совета с предложением принять срочные меры, так как могут возникнуть нежелательные эксцессы со стороны возмущенных рабочих», — пишет «Приволжская правда» (1917, No 82). Аналогичное постановление принимает исполнительный комитет Моссовета — о недопущении к демонстрации «клеветнического антиленинского фильма» «Ленин-шпион и его похождения» («Известия Московского Совета рабочих депутатов», 1917, № 129, 4 августа).
Актер приговорен к каторге за многоженство
Актер Эдвард Миллер был приговорен в Чикаго к трем годам каторжных работ. Он был осужден по обвинению в многоженстве. Сообщается, что у него было по крайней мере две жены, хотя прокурор утверждает, что Миллер был женат на четырех женщинах, и от каждой у него есть ребенок. Вынося приговор, судья заметил, что нужно было бы его принудить отправиться на фронт. Осужденный, в свою очередь, ответил, что с радостью бы согласился (Variety, 8 августа).
В Калькутте запрещены фильмы об адюльтере
В настоящее время не только в Калькутте, но и по всей Индии замечается тенденция исключительного тяготения к английским картинам. Картины других стран индусы отказываются признавать. Цензура при этом в Индии делается все строже и строже. В последнее время цензор Калькутты запретил демонстрирование картин, в которых трактуется о супружеской измене. Бедные театровладельцы рвали на себе волосы, ибо какая же кинематографическая драма обходится без ревности и измены («Синефоно», 1917, № 13—14).
Германия скупает пленку для производства взрывчатки
Правительство США обратилось ко всем продюсерам и дистрибьюторам в стране: до окончания войны не продавать никому поврежденную или ненужную кинопленку. Все крупные кинобизнесмены согласились сотрудничать. По полученной информации, у Германии есть агенты по всей стране, которые скупают и используют пленку в качестве взрывчатого вещества. Они предлагают ни много ни мало 42 цента за фунт в противовес привычной цене в 18 центов (Exhibitors Herald от 11 августа).