В российском прокате стартовал хоррор «Прочь». КиноПоиск рассказывает, как создавалось кино, которое так сильно ударило по болевым точкам американского общества.
Впервые об иронично-пугающем режиссерском дебюте известного комика Джордана Пила «Прочь» заговорили после январского показа, устроенного компанией Blumhouse Productions на фестивале «Сандэнс». Параллельно в прокате гремел ее же хит «Сплит» М. Найта Шьямалана, собравший за первый уик-энд 40 млн долларов. Когда «Прочь» тоже должен был выйти в США, то аналитики предрекали малобюджетной картине довольно значительные 20—27 миллионов за три дня. Вместе с тем к фильму с восхищением отнеслись критики. На 22 февраля на сайте Rotten Tomatoes у «Прочь» было 32 отклика, и все положительные.
Когда лента стартовала на родине, то она превзошла ожидания, заработав за уик-энд 30,5 миллиона. На тот момент количество рецензий на Rotten Tomatoes перевалило за сто (сейчас их больше 250). Единственным, кто осмелился написать на фильм отрицательный отзыв, был одиозный Армонд Уайт. Подобных высот у критического сообщества не достигали даже «Изгоняющий дьявола», «Психо», «Сияние» или «Молчание ягнят». За 16 дней американские сборы фильма Джордана Пила превысили 100 млн долларов.
На первый взгляд, это может показаться случайной удачей, но Пил шел к своему триумфу очень долго и осторожно.
Предыстория
В 2012-м он и его соратник Кигэн Майкл-Ки ушли из телепроекта MadTV, чтобы вместе с Питером Атенсио создать собственное скетч-шоу на Comedy Central. Параллельно дуэт мелькал на вторых ролях (обоих можно было видеть, например, в сериале «Фарго») и сделал понравившуюся критикам комедию «Киану». Однако Пил мечтал о режиссуре собственного полного метра и постоянно писал в стол.
Помимо «Прочь», он сочинил еще четыре текста. «После того как я ушел из MadTV, передо мной встал вопрос: окей, а дальше-то что? Мечта о том, чтобы стать хорошим сценаристом и, возможно, режиссером, была для меня главной. Хотя я и не знал тогда, как этого добиться, но знал, что либо хочу достигнуть чего-то как сценарист, либо смогу хотя бы просто понять свои возможности в этом ремесле. Так что я сам начал разрабатывать несколько проектов, которые объединяла тональность развлекательного социального триллера», — объясняет Пил в интервью изданию /Film.
Главный герой «Прочь» — чернокожий фотограф Крис. Он живет в Нью-Йорке вместе со своей белой девушкой Роуз. Однажды подруга предлагает ему поехать на уик-энд к ее родителям — благополучным белым либералам, живущим в пригороде. Уже по дороге туда в воздухе постоянно сгущается ощущение какой-то тревоги. На месте все становится совсем странным: хозяйственные работы ведут только чернокожие, мать практикует гипноз, а прибывшие сюда друзья и родственники семьи как-то неловко реагируют на встречу с приехавшим молодым человеком, словно видят перед собой экзотическое животное. Конечно же, под внешним лоском этого мнимого благополучия хранится страшная тайна.
Идея, легшая в основу фильма, родилась в результате долгой рефлексии. Из обычного триллера она быстро переросла в личное высказывание. «Я сочинял эту историю на протяжении последних восьми лет. Сначала захотел снять хоррор. Первым делом обдумал идею, которую хотел вложить в фильм. Она о социальном страхе и гневе, которые мы все испытывали, будучи аутсайдерами в любой компании. Быстро я понял, что это мог бы быть фильм о расизме. То есть вопрос расы не был первоначальной идеей, но я осознал, что он мог стать связующим звеном [в сюжете], и отталкивался уже от этого. Когда начались первые годы правления администрации Обамы, мне, как никогда раньше, стало ясно, что разговоры о расе вызывают все больше неудобств. Тогда пошла вся эта ложь о пострасовой Америке. Так что фильм в итоге пришел к тому, чтобы представить на экране опыт черного человека, но в то же время показать расовый вопрос в хоррор-жанре и запустить его в публичное обсуждение таким способом, который раньше был табуирован», — говорит режиссер в интервью изданию The Verge.
Поиск единомышленников
Через общего друга с Пилом связался продюсер Шон МакКиттрик, известный по своей работе над «Донни Дарко»: «Кигэн Майкл-Ки представил меня Джордану, так как тот очень любит фильмы ужасов. Он рассказал мне идею „Прочь“, и я никогда не слышал ничего подобного. Говорим ли мы о „Степфордских женах“ или „Ребенке Розмари“, но величайшие хорроры всегда содержат некий социальный комментарий, который показывает, что там скрывается под внешним слоем нашего общества. Я немедленно сказал: „Мы абсолютно точно должны снять этот фильм“», — рассказывает продюсер.
Компания МакКиттрика QC Entertainment сначала наняла Пила как сценариста. Но после разговора с сопрезидентом студии Тэдом Хэммом ему предложили стать и режиссером проекта. «Мы не могли и подумать о ком-то другом, кто мог возглавить проект. В его сценарии свежая, оригинальная манера. Кто лучше остальных справится с ней, если не тот, кто ее придумал?» — продолжает МакКиттрик.
«Для меня было сюрпризом, что мне вообще заплатят за такой сценарий, — вспоминает Пил. — В голове будто щелкнул выключатель. Это ведь именно то, что я люблю. То, для чего я предназначен». В другом интервью он признается: «Режиссура занимала в моей душе более значительное место. Этот фильм — самая моя искренняя страсть. Он рожден мной, чтобы одолеть собственные страхи. Я хотел справиться с ними».
После к проекту подключился Джейсон Блум. Он сделал себе имя на малобюджетных хоррорах. Также Блум был среди тех продюсеров, кто поверил в начинающего режиссера Дэмьена Шазелла и помог с производством «Одержимости». Его имя могло бы быть и в списке продюсеров «Ла-Ла Ленда», но пропущенный обед, на котором Шазелл показывал свою идею продюсерам, стоил ему возможности вновь побывать на оскаровской красной дорожке. «Скуп Вассерштейн позвонил мне и сказал: „Я прочитал отличный сценарий“, — делится подробностями создания проекта «Прочь» Блум. — Каждый в компании быстро ознакомился с ним. Мы все влюбились в этот текст, потому что он такой оригинальный. [В рассматриваемых сценариях] мы ищем много вещей, но самое важное для нас — новизна. „Прочь“, определенно, показался новым каждому, кто его прочитал. Мы были приятно удивлены, что комик написал хоррор. Я был заинтригован. Есть большая связь между хоррором и комедией. Так что я не колебался ни секунды, когда Джордан сам захотел поставить его».
Пил тоже рассуждает о том, что у этих двух жанров, переплетенных в «Прочь», есть много общего: «Как и у комедии, у хоррора есть способность очень мощно способствовать обсуждению реальных социальных проблем. „Прочь“ берется за исследование расового вопроса в Америке, чего в жанре не делалось со времен „Ночи живых мертвецов“ 47 лет назад. Это давно назревало».
По дороге к успеху
Осенью 2015-го начался подбор актеров, а главные роли достались британцу Дэниэлу Калуи (он знаком многим по участию в «Молокососах» и «Черном зеркале») и американке Эллисон Уильямс (звезда «Девочек»). Производственный процесс стартовал в феврале 2016-го и продлился три недели в городах Мобил и Фэрхоп в штате Алабама. Уильямс щедро делилась фотографиями со съемок, на которые она приехала со своим псом Мокси.
«Прочь» использует классическую хоррор-схему, выведенную еще на заре становления готического романа и впоследствии перепридуманную, например, писателем Айрой Левином в уже упомянутых «Ребенке Розмари» и «Степфордских женах». Однако источников вдохновения у ленты больше. «Среди фильмов, на которые я опирался, было „Сияние“. [Вспомните] то, как они показывали нам отель „Оверлук“ как своего рода чудовище — он был одновременно как бы идиллическим и пугающим местом. [Повлиял] „Хеллоуин“, особенно своей вступительной сценой, показывающей ужас в пригороде. Еще „Молчание ягнят“ со сценой гипноза. Я много говорил о Роберте Олтмене, потому что хотел, чтобы все выглядело очень естественно, чтобы диалоги были естественными, и я тоже, как и он, люблю широкие кадры. Я часто говорил и о „Мизери“. Как и в „Сиянии“, его действие происходит в уединенной и красивой местности. Вот наши основные источники вдохновения», — перечисляет Пил.
Студия пришла в восторг от отснятого материала. «Джордан снял очень продуманное высказывание. Вместо того чтобы открыто сделать политический фильм, он его сделал завуалированно», — считает президент по маркетингу Universal Джош Голдштейн.
«Родилась новая кинематографическая карьера, и она обещает дать хоррор-жанру свежий взгляд изнутри этих страшных времен, — пишет редактор издания IndieWire Эрик Кон в материале, посвященном выходу «Прочь» в американском прокате. — Пил, с юношеских лет мечтавший о том, чтобы снимать кино, прежде чем свернуть на путь комедии, нашел себе новый вызов».
Это довольно точное наблюдение. Ведь сейчас главная интрига состоит в том, сможет ли Пил повторить свой триумф. Universal так поверила в своего нового протеже, что выдала ему престижный двухлетний контракт, в рамках которого он будет показывать студии новые проекты и курировать чужие. Новый фильм комика будет стоить уже около 25 млн долларов. Большие надежды на Пила возлагает главный человек в Universal, председатель компании Донна Лэнгли.
Сам Пил так рассуждает о том, как переменилась его жизнь в последние четыре месяца: «Я думал, что, кажется, моя мечта ускользнула от меня. Это был сигнал к тому, чтобы собраться с силами».
Фильм «Прочь» в российском прокате с 11 мая.