Глава Yellow, Black and White Эдуард Илоян о том, как от «Кухни» дойти до «Завода» Юрия Быкова и дальнейших планах студии в статусе мэйджора.
Компания Yellow, Black and White начала свою работу десять лет назад, когда на казахстанском телевидении вышло первое развлекательное шоу «YBW Show». После — уже в эфире СТС — появился скетчком «Даешь молодежь!», ставший успешным у зрителей. Однако популярность компании принес сериал «Кухня», который в 2014 году с телеэкрана шагнул в кино. Снятый режиссером Дмитрием Дьяченко, к тому моменту уже отметившимся комедиями «Квартета И» — дилогией «О чем говорят мужчины», фильм «Кухня в Париже» получил в прокате России и СНГ полмиллиарда рублей и сделал Yellow, Black and White полноценным участником российского кинопроизводства.
После череды других комедийных проектов — таких, как «Страна чудес» и «СуперБобровы» — компания завоевала статус лидера кинопроизводства и теперь готовится к расширению жанровой линейки, в том числе и за счет поддержки фильмов известных российских режиссеров вроде Юрия Быкова.
Почему в 2014 году вы все-таки решили заниматься не только телепроизводством, но и выпустить полнометражный фильм? Сыграли роль бизнес-интересы или исключительно творческие амбиции?
Основным мотивом было развитие бренда и вывод его на большой экран. Плюс, конечно, был своего рода творческий азарт. В российской истории телевидения большого успеха сериального проекта, который перешел бы на киноэкран, до выхода «Кухня в Париже» не было. Мы не считаем, конечно, «Наша Russia», потому что это все-таки скетчком, а не полноценная сериальная сюжетная история. Была попытка выйти с кинопроектом у суперпопулярного сериала «Глухарь», но ее нельзя назвать успешной, несмотря на высокие рейтинги сериала. Нам казалось, что именно мы сможем.
Ядро аудитории сериала «Кухня» совпадает с основной аудиторией кинотеатров, и основной потребитель контента канала СТС очень благоприятно относится к кинотеатральному прокату. Дополнительным фактором были крайне сжатые сроки. Мы с коллегами решили, что нужно обязательно выходить 1 мая. Основной съемочный процесс пришелся на сентябрь, но тем не менее мы вышли в намеченную дату. То же самое было и с нынешним фильмом «Кухня. Последняя битва», когда мы выбирали дату 20 апреля, которая уже существенно позже «обросла» различными опасными факторами и стечениями обстоятельств. Несмотря ни на что в условиях жесткого цейтнота, который, по сути, нас и мобилизовал, нам удалось снять и выпустить качественное кино. Вся наша команда — это молодая команда увлеченных людей, которые понимают, что чем сложнее условия, тем выше качество.
В одном интервью вы говорили о том, что наша киноиндустрия похожа на игру в казино, в отличие от телевидения, где действуют более понятные правила игры.
Конечно, индустрия российского кино находится пока в зачаточном состоянии. Нет инвестиционных и страховых институтов, системы рибейтов, большого количества того, что есть в развитом кинематографическом мире. При этом мы конкурируем с большими голливудскими блокбастерами, которые индустриально готовятся на протяжении нескольких лет одними из лучших профессионалов этого бизнеса. А мы стоим с ними на одних датах и по одной цене билета.
В этой конкуренции мы можем отталкиваться только от нашей самоидентификации и жизненности ситуаций, которые мы показываем в фильмах. Именно поэтому приоритетным для нас является жанр комедии, который мы активно развиваем и пытаемся поднять его планку все выше и выше. Что-то удается лучше, что-то (пока) — хуже, иногда в силу субъективных причин, иногда — организационных моментов. Но это такой бизнес, в котором нет формулы успеха, никто не знает, как постоянно делать высококлассные и высокодоходные продукты.
Как вы понимаете, что та или иная комедия может «выстрелить»?
У нас экспертиза не индивидуальная, а коллективная. Есть внутренний экспертный совет, который выставляет оценки тем или иным идеям и дальше запускается определенный процесс работы над этими проектами. Это такой коллективный мега-мозг, который принимает решение.
Но почему с фильмом «Гуляй, Вася!» все получилось, а с «Везучим случаем» — нет?
Потому что в «Везучем случае» был сырой сценарий, который мы рассчитывали вытянуть за счет дебюта в кино популярных шоуменов, сыгравших главные роли. Мы надеялись, что лояльность аудитории к ним позволит собрать больше — как минимум в первый уик-энд. Но, к сожалению, тут против нас сыграли те обстоятельства, о которых я говорил выше: была очень высокая конкуренция и даже физически прокатчик не смог получить того количества сеансов, которые бы позволили рассчитывать на определенные показатели. Работали ранее вышедшие в прокат фильмы — «Логан», «Зверопой», «Конг: Остров черепа»; на нашем уик-энде выходили «Красавица и чудовище», «Сплит», который, несмотря на жанр, сработал как большой проект. В итоге мы не смогли попасть даже в топ-3 выбора кинотеатров. На втором уик-энде «пришел» «Босс-молокосос» и... Точка.
Министерство культуры не хотели привлечь для движения релизов?
Нет, такой идеи не было. Мы просто виним себя, потому что выбрали, наверное, не совсем правильную дату. Хотя я таких других дат не вижу, потому что на каждой происходит какое-то адское столпотворение зарубежных киноновинок и в последнее время у российского кино реально мало возможностей выйти и «подышать».
Что нужно сделать, чтобы оно «подышало»?
Четкого ответа на этот вопрос у меня нет. Наверное, нужно индустриально собираться и определять в каждом месяце два крупных российских фильма и столбить за ними даты, чтобы российские фильмы работали на эксклюзиве как минимум один уик-энд. Чтобы каждый месяц было такое «окно», где будет российское кино, как это происходит, например, в Китае или во Франции. Как мы все видели, на примере «Времени первых», если у достойного кино не отключать кислород на второй неделе, то оно может собрать большую кассу.
Введение квот на показ иностранных фильмов и увеличение стоимости прокатного удостоверения — далеко не единственные меры, к которым прибегают различные государства для поддержки своего кинематографа. КиноПоиск изучил опыт нескольких европейских и азиатских стран и обнаружил, что Россия, как обычно, идет своим путем.
Часто слышала от некоторых экспертов, что сценарий «СуперБобровых» казался крайне странным. Недавно в интернете появился тест, где нужно было отличить пьяный бред от сюжета российского фильма. Там тоже «СуперБобровы» фигурировали. Что вас зацепило в проекте этой комедии?
Тест, к сожалению, не видел, но от экспертов подобную оценку слышал. Однако у нас в выборе этого проекта сработал тот самый коллективный мозг. Идея «СуперБобровых» была придумана лет шесть назад, еще до падения челябинского метеорита. Нам она очень понравилась как идея семейного кино, объединяющего и пропагандирующего семейные ценности со слоганом «Вместе мы сила», то есть мысль о том, что если мы будем вместе, то будем обладать какими-то сверхспособностями, а главная сверхспособность — быть одной семьей.
Не сказать, что мы были довольны тем сценарием, который получился, тоже где-то пошли на компромисс и запустили съемки, так как тоже определились с датой выхода, хотя и оказались в итоге зажаты между «Зверополисом» и «Бэтменом против Супермена». Тем не менее на втором уик-энде мы упали всего на 30%, что для российского фильма хорошо, мы видели позитивный сарафан, понимали, что драйвером похода в кино являются школьники и семейная аудитория.
Исходя из этого мы решили продолжить историю «СуперБобровых», но уже более скрупулезно работать над сценарием. Эта работа продолжалась год, под чутким руководством генерального продюсера Виталия Шляппо, автора сценария Михаила Местецкого, режиссера Дмитрия Дьяченко, а также сценаристов и креативных продюсеров Yellow, Black and White. На мой взгляд, получилась очень интересная история. На второй части мы рассчитываем на существенный прирост сборов. Это тот случай, когда мы поверили и не прогадали. И высокие рейтинги после недавней телепремьеры в эфире канала СТС это подтверждают.
Комедия «СуперБобровы» вышла в эфир канала СТС в середине декабря 2016 года в вечерний прайм-тайм вторника и получила среди аудитории 14-44 высокий рейтинг в 4,2 пункта и долю в 16,9%. Выходивший за день до этого «Призрак», который в кинотеатрах собрал на 100 млн рублей больше «СуперБобровых», выступил несколько слабее — доля 16,1% при рейтинге 3,9. Выходившие на той же неделе зарубежные фильмы «Охотники на ведьм» (воскресный прайм ТНТ) и «Ярость» (воскресный прайм ТВ-3) получили меньшие показатели: рейтинг 2,6 при доле 10,7% и 1,2 при доле 4,9% соответственно (данные — TNS).
Что гарантирует успех российской комедии?
В первую очередь нам важен сценарий, во вторую — каст, режиссер, а дальше уже маркетинг. Мы не придумываем сначала постер, а потом сценарий, как делали некоторые наши коллеги. Только когда у нас есть история, мы консультируемся с нашим маркетингом, насколько она может быть интересна кинотеатральной аудитории, как мы ее можем продавать. И на тех же внутренних комиссиях обсуждаем все факторы и ставим оценки по всем категориям: сценарий, оператор, режиссер, каст, привлекательно ли для кинотеатральной аудитории, digital-проката, телевизионного проката, получаем некую общую оценку, где из трех фильмов один запускается, второй уходит на доработку, третий забывается вообще.
Можете назвать какой-то проект, который сразу устраивал вас по всем параметрам?
«Кухня. Последняя битва». Но при этом мы тоже шли на риск, потому что фильм снимал дебютант Антон Федотов, а главную роль мы доверили совсем молодому актеру Кириллу Ковбасу, для которого это тоже был дебют. Привлечение дебютантов — это наша задача и социальная ответственность. Мы считаем, что лидеры должны двигать индустрию и создавать не только рабочие места, но и открывать новые имена. Мы постоянно ищем молодые кадры, у нас есть желание растить режиссеров. Мы приглашаем к сотрудничеству не только молодых режиссеров, но и сценаристов, маркетологов, создателей своих проектов, в том числе и независимые студии.
Одно из подразделений YBW — All Media, которая поддерживает как раз независимое кино. All media является в первую очередь дистрибуционной компанией студийного и другого контента на все медиа-платформы. Однако она уже выступила и сопродюсером фильмов «Страна чудес», «Завтрак у папы», «Коллектор».
All media продолжит эксперименты с авторским кино?
Фокуса на то, чтобы эта компания работала с артовым кино, нет. Конечно, во главе угла стоит бизнес. В отношении «Коллектора» задача компании была как раз сделать бизнес-кейс из идеи монофильма Алексея Красовского с топовым актером в главной роли: чтобы он заработал и в прокате, и на всех носителях, и прошел в прайме НТВ.
Вас вообще интересует такое артовое кино, как вы его называете?
Честно говоря, я считаю, что лично я до него еще не дорос. Меня интересует общение и совместные проекты с интересными художниками. Именно поэтому мы совместно с Русланом Татаринцевым решили оказать содействие Юре Быкову, с которым Руслан знаком со времен «Майора». Мы согласились поддержать фильм Юры «Завод» с рядом оговорок по сценарию. Последнее слово, конечно, за Юрой, наш голос, скорее, носит рекомендательный характер. Сценарий готов, идет его шлифовка, сейчас подготовительный период, поздней осенью начнем снимать. Партнерами проекта выступают международные компании Canal+, Wild Bunch, Kinovista. Мы рассчитываем на успешный мировой прокат, да и российский тоже.
Вы сказали про сценарий «Завода». В прошлом году его не пропустил Минкульт и были разговоры о том, что там есть некая политическая составляющая.
Совершенно нет. Там абсолютно человеческая история, которая может произойти в любой точке мира. Это нам и нравится. Там есть формат, который потом можно переснять в другой стране. У слова «Завод» есть два смысла — завод как локация, и завод как состояние, когда люди «на взводе». Это такая производственная драма и суровый мужской фильм, практически боевик, с очень интересным, крутым сценарием; и с этим художником, нам кажется, получится очень достоверная история.
Недавно вы презентовали на телерынке в Каннах новый сериал «Лучше, чем люди». Расскажите, как его там приняли?
«Лучше, чем люди» — это современная sci-fi драма о недалеком будущем, в котором роботы-боты стали не только обыденным явлением, но и вошли во все сферы жизни людей. Этот проект мы делаем совместно с нашими партнерами из Sputnik Vostok Production (компания, работавшая над сериалами «Лондонград» и «Дневник доктора Зайцевой» — прим. ред). В Каннах наш сериал был встречен выше наших ожиданий — и залом, и критиками, и международными байерами. Нам показалось, что удалось позиционировать сериал как новую драму новой России. Проект создан молодыми людьми с пониманием того, что будет смотреться интересно и за пределами страны. Процесс международных продаж достаточно длительный, но уже сейчас многие проявляют заинтересованность в этом проекте. В России телеэфир состоится в новом сезоне на Первом канале.
Сейчас в России все больше внимания обращают на отечественные сериалы. Ваши коллеги с ТВ-3 собираются выпускать сериал «Гоголь» в кинотеатральный прокат. Вы как считаете, все-таки за чем будущее в нашей индустрии — сериалами или кино?
Будущее за разрушением «окон» — модели, когда зритель смотрит аудиовизуальное произведение где и когда ему удобно. Коллеги с ТВ-3 в этом смысле делают «оконную революцию», показывая сериал сначала в кино, потом на цифровых платформах, а потом в линейном эфире. Мое мнение, что будущее только за таким подходом. Если хочешь смотреть раньше всех — плати: в кино, в интернете — неважно. Если не хочешь платить — жди контент в бесплатной модели.
Вы уже объявили как раз об ориентации на digital-прокат и запуске онлайн-платформы Start.
Да, осенью мы запускаем портал, который готовится уже два года. Это будет платформа с русскоязычным контентом без границ. По подписке можно будет смотреть лучшие российские сериалы и фильмы — многие из них до телеэфира, многие из них эксклюзивно и премьерно только на Start. Отдельно мы планируем запускать и выпускать собственные сериалы, которые будут представлены у нас эксклюзивно. Часть из них уже снята. Первый лайнап мы объявим ближе к осени.
Есть для такого контента зритель?
Мы провели большое исследование: таких зрителей много. Это значительно больше, чем кинотеатральная аудитория, потому что это — весь мир. Это люди, которые уехали и живут сейчас в Германии, Израиле, Америке, Канаде и других странах. Именно русскоязычные, то есть это весь бывший Советский Союз. И они готовы платить за контент, агрегированный в одном месте. Такого сервиса на сегодняшний день просто нет. Другого — американского, английского — у них достаточно. А русскоязычного контента, доступного в одном месте и за абонентскую плату, на текущий момент не существует.
А что по поводу пользователей, которые живут здесь? Есть расхожее утверждение, что они не любят российское кино.
Если мы говорим о подписке, то ее драйвером являются сериалы. Кино — это гарнир. Неважно какое оно — гигантское, уровня «Викинга» или «Притяжения», или маленькое, как фильмы того же Юрия Быкова или Василия Сигарева. Последние могут сгенерировать гораздо большую аудиторию, чем большие блокбастеры. Но на подписку влияют сериалы, ожидание новых эпизодов, развитие героев. Основная задача Start — это создание современных героев, чтобы они жили и развивались вместе со зрителем — и за это люди готовы платить.
Какой срок для выхода на окупаемость вы перед собой ставите?
Это, безусловно, длинные деньги: 3-5 лет. Надо инвестировать, создавать и пробивать эту историю. И, конечно, бороться с пиратством. Мы видим, что все больше и больше людей готовы платить за качественный контент. Тот бокс-офис, который раньше был на DVD, должен перейти в эту модель. Так что как раз в ближайшие 3-5 лет нам есть куда расти. Мы будем первопроходцами, где-то совершим ошибки, где-то откроем что-то новое. Но если мы хотим быть в будущем, мы должны его создавать. И это индустриально всем в помощь, потому что сейчас глобально продюсеры не зарабатывают на своей библиотеке на международных рынках, никто не создает проектов исключительно для VoD-дистрибуции.
Есть еще какие-то задачи на ближайшие 3-5 лет, чтобы не потерять и позицию лидера кинопроизводства, и амбиции в телепроектах?
Мы разрабатываем два больших проекта совместно с нашим другом и партнером Резо Гигинеишвили. Может быть, один из них представим на питчинге Фонда кино. Мы продолжим работу с Антоном Федотовым, Димой Дьяченко, Климом Шипенко. Это уже четыре студийных топа. Мы, естественно, будем развивать то направление, в котором мы сильны — это семейное кино и развлекательные фильмы.